Дотационные - значит ущербные
Каждый нормальный человек старается жить по средствам. Мы все, желая что-либо приобрести, прикидываем свой семейный бюджет и по мере возможности не залезаем в долги. Любой бизнес также построен на необходимости производить нечто такое, что в результате принесет прибыль и не даст пойти ко дну. Однако, по многим уважительным и не очень причинам, это не относится к муниципальному управлению.
В соответствии с принятым на 2011 год бюджетом города, Тверь заработает в этом году 5 млрд. 786 млн. рублей, а израсходует – 6 млрд. 258 млн. рублей, то есть условное предприятие «муниципалитет города Твери» будет убыточным в размере 472 млн. рублей или 9,5% от оборота. Чтобы было понятнее, если ваша зарплата 10 000 рублей в месяц, то вы тратите ежемесячно 11 000 тысяч, пользуясь добротой богатого родственника, а убыток муниципалитета будет покрываться с помощью различных дотаций, субвенций и прочего из областного и федерального кармана. В пересчете на европейскую валюту доход (валовая выручка) Твери от муниципальных услуг составит примерно 145 млн. евро, что вполне сравнимо со средней европейской фирмой, а убытки – около 12 млн., что абсолютно неприемлемо для бизнеса.
В конце 80-х годов, в городе Тилбурге (Нидерланды) городская администрация выбрала совершенно новую форму собственной организации, которая стала известна как «Тилбургская модель». В соответствии с этим замыслом город стал рассматриваться как «холдинговая компания» с различными подразделениями. В целом, новая система напоминает устройство частной компании.
Подразделения городской администрации работают как коммерческие центры, производящие, по строго определенной номенклатуре, городские услуги и «продукты». Политическая надстройка (мэр и городской совет) занимаются оценкой этих услуг, их объема и качества, разрабатывая соответствующие стандарты. Администрация города ответственна за производство этих «продуктов» с минимизацией расходов согласно детальным инструкциям, критериям и индикаторам, задаваемым политической системой. Департаменты заключают контракты с городскими властями и сообщают членам городского совета (по-нашему депутатам городской Думы) о ходе работ и отклонениях от плана посредством прозрачной информационной системы. Этот план формируется на основании консультаций с жителями города, которые определяют стандарты качества услуг.
Начиная с 1988 года у Тилбурга каждый год стали оставаться деньги в казне, то есть этот муниципалитет стал прибыльным и он смог инвестировать образовавшиеся излишки в развитие города. Если мы хотим реально управлять собственным городом, а не стоять с протянутой рукой, пора обратить внимание на такие подходы, как «Тилбургская модель».