Другая возможность
Есть такой город Эссен (Essen) в Германии – еще недавно достаточно серьезный промышленный центр земли Северная Рейн-Вестфалия с населением около 600 тысяч человек. Расположенный в Рурской промышленной зоне, на протяжении своей истории Эссен, занимался добычей угля, производством стали, военной техники и текстильного оборудования. Нормальный немецкий город, который хорошо укладывается в наше представление о немецком качестве, немецких порядках и настоящих бюргерах. Прежде знаменит он был тем, что оттуда берет свое начало крупнейший в истории Германии промышленный концерн семьи Крупп. Этот символ промышленной Германии, пережив полную ликвидацию после Второй мировой войны и вновь восстав из руин, закончил свою историю в 90-х годах прошлого века.
Судьбу компании Круппа повторила и ведущая угольная шахта Zollverein, закрытая в 1986 году, владельцы которой обязаны были демонтировать все здания. Комплекс, расположенный на 14 кв.км, предполагалось превратить в район жилых и торговых построек. Но местная общественность воспротивилась сносу и правительство земли вынуждено было предоставить комплексу статус архитектурного памятника, а в последствии ЮНЕСКО признала его объектом Всемирного культурного наследия.
С 1988 года и по настоящее время местными властями реализуется план по преобразованию индустриальной зоны в центр дизайна, культуры, туризма и образования. Здания, склады, машинный зал отданы под музей Рура и музей современного промышленного дизайна, Центр дизайна земли Северная Рейн-Вестфалия, Центр современной хореографии и офисы креативных компаний, что все вместе образует город дизайна. Здесь расположена Школа менеджмента и дизайна, планируется перенос Высшей школы искусств Volkwang.
Ежегодно Zollverein привлекает 800 тыс. туристов, ценителей искусства и предпринимателей, что позволило Эссену получить статус Культурной столицы Европы в 2010 году. Немцы оказались не только аккуратными, точными, законопослушными гражданами, но и по настоящему азартными, творческими и рисковыми людьми.
Приход г-на Гельмана на тверскую земли встречен, мягко говоря неоднозначно. Много скепсиса и недоверия. Понять это можно. Мне не нравится только одно – если «нормальные» страны и города принимают подобные решения и добиваются результата, то почему бы нам не перестать бормотать о всеобщем воровстве и попробовать дать новый импульс развития города используя силу культурной экономики?