Деньги и памятники
Тверь – исторический город. Все об этом знают и гордятся этим обстоятельством. Огромное количество памятников, разного калибра и значимости, разбросаны по городу. Все, что было построено до 1917 года, автоматически попадает под охрану государства и имеет соответствующий статус. Очень многое из того, что было построено после, также относятся к этой категории. Большинство сооружений находятся в отвратительном состоянии и разрушаются, другие разрушены, как временем, так и неумелым новым строительством и лишь единицы отреставрированы. Практически любая реставрация рассматривается как государством, так и частным бизнесом, как вынужденная мера, приводящая лишь к огромным тратам и не приносящая ничего, кроме проблем и мучений. Это привычная точка зрения.
Другая точка зрения, имеющая хождение в так называемых развитых странах, имеет прямо противоположный посыл, а именно, что возрождение исторического наследия как в городах, так и в сельской местности является мощным стимулом экономического развития. Несколько лет назад ведущих американских специалистов по экономическому развитию попросили назвать самые успешные города США. 15 из 20 наиболее часто упоминаемых городов были те, где активно восстанавливается историческое наследие. Есть определенные особенности туриста, посещающего исторические достопримечательности. Такой американский турист, например, тратит на $62 в день больше по сравнению с другими туристами. 90% из них приезжают с семьями. 55% приезжают не на один день и ночуют в местных гостиницах. 64% впервые попадают в это историческое место. 84% возвращаются, чтобы показать это место другим или задержаться подольше.
Приватизация памятников истории и культуры является одним из наиболее распространенных способов капитализации объектов наследия и привлечения частных инвестиций на их реставрацию и содержание. В частности, во Франции по состоянию на начало 2008 года в частной собственности находилось более 49,5% зданий, признанных памятниками архитектуры, истории и культуры и находящихся под охраной государства. В тех странах, где работает подобная система, собственник принимает на себя обязательства по сохранению, использованию и популяризации (обеспечению доступа населения) объектов культурного наследия.
Разговоры о привлечении в Тверскую область туристов, в большей степени, остаются разговорами из-за отсутствия четкой и прозрачной системы по работе с памятниками архитектуры, включающей в себя не только государственное финансирование, но и механизмы привлечения частных денег. Много слов, много программ, много людей, а маленькие шедевры регионального зодчества исчезают. Вместе с ними исчезает аутентичность Твери, как исторического города.