Тверской фермер - итоги года
Вот и закончился 2010 год, который губернатор Тверской области объявил в своем ежегодном послании годом фермерства и в качестве пилотного муниципалитета по развитию этого направления, обозначил Максатихинский район. Сегодня уже можно подвести некоторые итоги. Несомненно обращение внимания высшего должностного лица области на проблемы фермерства серьезно катализировали процессы вовлечения населения в фермерское движение. По тому же Максатихнскому району, фермерами в прошлом году стали на несколько десятков человек больше. Однако организовать концептуальную работу по интенсивному развитию, этого направления в экономики области, не удалось. Причина здесь, на мой взгляд, не в персоналиях, а в отсутствии на уровне государства признания фермерства, как перспективного субъекта экономической политики, как основы возрождения российской деревни. Фактически, на сегодняшний день, в стране нет полноценных программ по развитию фермерства. Все существующие региональные и федеральные программы, направлены на поддержания коллективных хозяйств. Существующая система региональных грандов по поддержке фермерства несомненно приятна для получающих поддержку фермеров, но существенной влияния на этот сектор экономики не оказывает. Федеральная программа "Семейная ферма" фактически не осуществима в регионе, так как, по сути, фермеров, отвечающих условиям вхождения в эту программу, в Тверской области попросту нет. Поэтому единственной возможностью, в прошедшем году существенно продвинуться в системной работе по становлению фермерства в регионе, было вхождение в программы поддержки малого бизнеса по линии минэкономразвития и соответствующих программ департамента экономики области. К великому сожалению, нам не удалось доказать уважаемой комиссии при департаменте экономике Тверской области необходимость организации предложенных нами мероприятий. Но обо всем по порядку.
Что представляет из себя на сегодняшний день сельскохозяйственное производство Максатихинского района.
Район типичен для России, так как на него отсутствует влияния мегаполисов, в силу удаленности района от крупных городов. В районе отсутствует "большая вода", в связи с чем он не перспективен для дачной застройки. Сельскохозяйственные земли, всего в районе около 100 тыс га, не сосредоточены в руках какой-то одной мощной инвестиционной компании, а распылены среди многих собственников, что фактически исключает возникновение мощного вертикально-интегрированного агро-промышленного холдинга.
В советские времена в АПК района было занято более 4000 человек, на сегодняшний день в коллективных хозяйствах АПК района трудятся 350 человек со средним возрастом 53 года, ими обрабатывается около 15 тыс Га. Существующие зарплаты в отрасли не привлекательны для молодежи, поэтому можно предположить, что в течении 10 лет сельскохозяйственное производство в коллективных хозяйствах будет свернуто полностью.
В районе полтора десятка крепких фермерских хозяйств и несколько сотен личных подсобных хозяйств. На этой базе, при определенной поддержке, есть перспектива становления около 300 - 350 фермерских хозяйств. Если учесть, что для хорошего фермерского хозяйства, в зависимости от вида деятельности, необходимо 200-500 Га земли, то можно утверждать, что при определенных условиях, в течении 5-10 лет все сельскохозяйственные земли Максатихинского района могут быть введены в хозяйственный оборот.
Какие мы ставили цели при разработке программы "Тверской фермер"?
Первое - вся земля в течении пяти лет должна обрабатываться.
Второе - в силу отсутствия в достаточном количестве трудовых ресурсов, необходимо внедрять в производство самые высокие технологии, чтобы уменьшить количество занятых в производстве людей, увеличить производительность труда и уменьшить себестоимость производимой продукции.
Третье - создать разноплановую систему сбыта произведенной фермерами продукции, позволяющую сбывать продукцию в разы большего объема, чем производимую в настоящее время;
Четвертое - вовлечь в инновационное развитие своих территорий активы поселений и населения. Только совместная работа власти и жителей поселений может создать благоприятную среду по комплексному обустройству территорий поселений, развитию малых форм производственного бизнеса.
В результате, в разрабатываемой Максатихинским районном программе, можно выделить три блока:
- Инвентаризация существующих земельных и имущественных активов и разработка концепции их использования в рамках создания и развития фермерских хозяйств;
- Создание инфраструктуры по развитию фермерских хозяйств;
- Обучение фермеров, глав и актива поселений, школьников вопросам создания и становления высокотехнологичных фермерских хозяйств, комплексному инновационному развитию территорий.
На рассмотрение комиссии при департаменте экономики Тверской области, администрация Максатихинского района предложила следующие мероприятия:
- Инвентаризация, с составлением картографического материала, земель запаса района ( около 12 тыс га) Разработка концепции размещения на этих землях фермерских хозяйств. Разработка генерального плана размещения фермерских хозяйств из расчета 50 - 200 Га земли на хозяйство (можно создать несколько десятков полноценных фермерских хозяйств) Разработка проекта подвода к хозяйствам магистральных коммуникаций;
В советские времена вся инфраструктура сельских территорий ( дорожная сеть, энергетика, газификация, соцкультбыт) развивалась исходя из концепции развития территорий на основе коллективных хозяйств. Очевидно что внедрение концепции развития территорий на основе индивидуальных, фермерских хозяйств потребует инвентаризации существующей инфраструктуры и ее адаптации к другому принципу размещения хозяйственных единиц. По хорошему, необходимо разрабатывать новый генеральный план, учитывающий специфику размещения фермерских хозяйств на территории, исходя из мирового опыта и традиций расселения сельского населения России в дореволюционные времена.
В распоряжении администрации Максатихинского района находится около 12 тыс Га сельскохозяйственных земель (земли запаса) на которых возможно отработать концепцию землепользования исходя из специфики размещения фермерских хозяйств. Разработать генеральный план размещения фермерских хозяйств исходя из минимального размера земельного участка, необходимого для создания фермерского хозяйства - 50 - 200 Га.
- Закупка современных технологий производства сельскохозяйственной продукции в странах-лидерах и адаптации документации к требованиям российского законодательства;
На сегодняшний день в Тверской области нет проектных решений высокотехнологичных малых ферм, овощехранилищ и, соответственно, нет построенных объектов, небольших ферм, овощехранилищ для фермерских хозяйств, во всяком случае их найти нам не удалось. Необходимо найти лучшие решения, существующее в мире и подходящее нам по климатическим нормам, исходя из оптимального отношения цена-качество, высокотехнологичных ферм, овощехранилищ на разное количество продукции. Адаптировать к российскому законодательству в области строительства, обсчитать стоимость строительства в разной комплектации, разработать типовые бизнес-планы по организации бизнеса на базе этих объектов. Очевидно, что исходя из кадровых проблем и снижения себестоимости продукции, на уровне региона необходимо поддерживать только современные, технологичные решения. Разработать, если хотите, региональный стандарт того какими должны быть овощехранилища, фермы для содержания разных видов животных на разное количество голов и только строительство таких ферм и овощехранилищ поддерживать.
В дальнейшем разработать программу по финансовой помощи при строительстве таких ферм, овощехранилищ посредством разных инструментов ( лизинг, субсидирование процентной ставки по кредиту, льготное подключение к электричеству, возмещение части затрат на строительство дороги к ферме и т.д.)
- Создание в трех поселениях высокотехнологичных учебно-производственных фермерских хозяйств по самым современным технологиям для формирования стандарта современного фермерского хозяйства и обучения фермеров основам ведения дел в современном хозяйстве по трем основным видам сельскохозяйственного производства;
Только при наличии на территории реально функционирующих высокотехнологичных овощехранилищ, ферм разной направленности с подтвержденной на практике экономикой от их эксплуатации, можно рассчитывать на массовое организацию фермерских хозяйств на базе применяемых технологий. Целесообразно построить в трех поселениях, Максатихинского района, традиционно культивирующих то или иное производство сельхозпродукции, учебно-производственные фермерские хозяйства на разные виды сельскохозяйственного производства. В дальнейшем использовать их как региональный полигон для обучения фермеров новейшим технологиям в сельхозпроизводстве.
В 2011 году можно было бы профинансировать проектно-изыскательские работы по созданию трех высокотехнологичных учебно-производственных ферм, а в дальнейшем участвуя в конкурсе за федеральные деньги, их построить.
- Строительство технопарка по переработке продукции животноводства и растениеводства, произведенной фермерами;
В подавляющем большинстве фермеры и производят и сбывают свой товар сами, поэтому я не вижу предпосылок для резкого увеличения производимой фермерами продукции через развитие сельскохозяйственных ярмарок в районных центрах области. Произведенная продукция сбывается фермерами на рынках в основном в выходные дни, а от количества введенных в эксплуатацию рынков, количество выходных дней не увеличится. Нужно стремиться к разделению труда, когда фермер только производит продукцию, а существующая система гарантировано у фермера ее покупает по устраивающим ценам, не зависимо от того сколько этой продукции он произвдет.
Элементами системы по увеличению сбыта, производимой фермерами продукцией может стать развития сетей магазинов шаговой доступности и торговля продукцией, произведенной фермерами в розничных сетях. Для того и другого уже необходима надлежащая упаковка продуктов питания и разные виды их обработки. На наш взгляд, решить этот вопрос можно через создание технопарков, как предоставляющих услуги фермерам по переработке и упаковке произведенной ими продукции, так и осуществляющие закупку произведенной фермерами продукции для переработки, упаковки и последующей реализации в розничных сетях.
В развитых странах для создания таких производств фермеры объединяются на кооперативных началах, или существуют предприятия, которые длительное время занимаются таким бизнесом. Ни того ни другого в России просто нет, а попытки убедить фермеров создать некие предприятия на кооперативных началах малорезультативны, так как на сегодня пока еще нет предпосылок для подобных объединений фермеров.
Единственным, на наш взгляд, вариантом, исходя из существующих реалий, является создание технопарка по переработке и упаковкии продукции животноводства и растениеводства, произведенной фермерами, со сто процентным муниципальным капиталом. Основой концепции такого предприятия должна быть модульность. На первом этапе целесообразно строить модули по переработке продукции животноводства и растениеводства на минимальные объемы, при увеличения объемов увеличивать количество модулей. Такое предприятие должно рассчитываться на работу с фермерами нескольких, близлежащих районов.
В 2011 году можно было бы профинансировать проектно-изыскательские работы по созданию такого технопарка, а в дальнейшем участвуя в конкурсе за федеральные деньги, его построить.
- Организация системы продаж продукции, произведенную фермерами «по подписке», организованную через интернет. Формирования областного электронного банка предложений продукции животноводства и растениеводства жителей области с созданием электронной системы торгов и организацией доставки купленного товара;
Идея создания интернет-ресурса по торговле экологически чистыми продуктами питания, произведенными фермерами, владельцами личных подсобных хозяйств, простыми селянами возникла при посещении Буденовского сельского поселения Максатихинского района. Директор школу, а в прошлом зоотехник местного предприятия АПК, рассказала о том, что у нее сосед выращивает одного бычка в год, а мог бы выращивать и пять и десять бычков, если был бы гарантированный сбыт. Появилась мысль организовать интернет ресурс по торговле продукцией выращенной селянами с отсрочкой поставки (фьчерсами) То есть закупает селянин, например, весной 5 телят на откорм и сразу выкладывает в интернет информацию о том, что он продает пять телят с поставкой осенью. Я думаю, с помощью существующих интернет технологий за полгода можно найти покупателей на гораздо большее количество мяса нежели от пяти бычков. Сегодня главной проблемой является отсутствие коммуникаций между продавцами из глухих деревень и покупателями из городов , что с успехом можно решить с помощью современных технологий. Дальнейший анализ потребительского рынка Твери выявил существование серьезной ниши в розничных поставках экологически чистой продукции, выращенной фермерами. В результате появилась идея создания оптово-розничного интернет магазина по торговле экологически чистыми продуктами питания, произведенными фермерами. Целесообразна реализация проекта такого ресурса с созданием системы логистики и "столов заказов". Это могло бы стать еще одним элементом системы сбыта продукции, произведенной фермерами.
Комплекс обучающих мероприятий:
- Реализация программы обучения (тренинги) глав и актива сельских поселений инновационному развитию своих территорий;
- Программа обучения старшеклассников по программе «Школа фермера». Создание летнего трудового лагеря по привитию навыков по производству сельхозпродукции для старшеклассников, учащихся ПТУ и учащихся выпускных классов детских домов;
- Организация производственной практики старшеклассников, учащихся ПТУ и учащихся выпускных классов детских домов в лучших фермерских хозяйствах Европы;
- Проведение форума по организации высокотехнологичного фермерского хозяйства с привлечением фермеров России и Финляндии, ведущих хозяйство по самым современным технологиям;
Единственным уровнем власти, способным создать условия для интенсивного развития фермерских хозяйств, да и, в сущности и всего малого производственного бизнеса, могут быть исключительно муниципалитеты поселений. Однако, из за крайне не эффективной нынешней системы управления страной, когда все полномочия и финансовые ресурсы концентрируются на максимально высоком властном уровне, муниципалитетам поселений отведена роль нищих, выпрашивающих подаяние с протянутой рукой у более высоких по иерархии уровней власти на выполнение сброшенных на них за ненадобностью комуналку с 75 -90% износом сетей, напрочь убитые поселенческие дороги, без сколько-нибудь разумного финансового обеспечения этих судьбоносных для населения, полномочий. Вместе с тем от вовлечения актива поселений в процесс инновационного развития своих территорий, эффективность вложения бюджетных средств увеличивается в десятки раз, создается мощнейший стимул для развития разных видов предпринимательской деятельности.
Далее. У нас очень модно рассуждать о том, чтобы молодежь оставалась на селе, вместе с тем мы ни чего не делаем для этого. Зарплата в 4-7 тысяч в АПК, отсутствия перспектив достойно устроиться в других сферах при мощнейшей "рекламной" компании на федеральных телеканалах о "гламурности" столичной жизни, является мощнейшим стимулом для массового исхода молодежи из села в поисках лучшей доли.
Мы обладаем важнейшим ресурсом - землей. Необходимо вовлекать молодежь в бизнес на земле. Только понимание, что занимаясь сельскохозяйственным бизнесом, молодой человек заработает в разумное время на строительство собственного дома, покупки приличного автомобиля, других современных атрибутов успешности, может явиться причиной остаться на селе. Будут созданы такие условия - появится перспектива, что в ближайшем будущем население России не сосредоточится в пару десятках мегаполисах, а вся остальная территория окончательно станет безлюдной.
Сегодня у нас негде посмотреть удачные примеры инновационного развития сельских территорий, эффективные программы вовлечения молодежи в сельскохозяйственный бизнес. Всему этому надо учиться, используя опыт западных стран, которые не вмешивались в эволюционные процессы развития своего общества. Мы считаем, что чуть ли не самым важным аспектом развития малого сельскохозяйственного бизнеса на селе, должна стать система всевозможного обучения, тренингов актива поселений, школьников принципам обустройства своих территорий с нахождением места каждому жителю исходя из его потенциала.
К сожалению, комиссия при департаменте экономики области не поддержала, за исключением двух образовательных программ в усеченном виде, программу действий администрации Максатихинского района. Фактически в ожидании этого решения, мы потеряли прошлый год.
Радует то, что по инициативе руководителя департамента экономики администрации Тверской области, работа над этим направлением в развитие малого бизнеса будет продолжена в этом году. Будем надеяться, что 2011 год окажется более результативным.
Ну а всем специалистам, занимающимся развитием фермерства будем признательны за идеи по включению в возможную программу действий.