19 Апреля 24, 22:04
Блоги, Общество
07 Ноября 2011, 10:50

Блуждания по пути из Калинина в Тверь. О стратегии развития региона.

В обществе что то происходит – блогеры, к примеру, объединяются в уборке мусора, а "синие ведёрки" выступают за то чтобы "слуги народа", наконец, спустились с небес на землю. Очень много, в самых различных формах, сегодня идёт рассуждений о стратегии развитии страны и регионов. Случайный разговор с представителем Масс-Медиа Константином Саломатиным, в одном из Тверских кафе, о возможной стратегии развития Тверской области, подвиг на внесение "пяти копеек" в этот животрепещущий вопрос.  Хотелось бы услышать  Ваши мысли о направлениях в  развитии региона.
   Посмотришь по телевизору бравурные репортажи - как оно оказывается, хорошо в России всё развивается, а проедешь Тверскую губернию по диагонали и думаешь, ну где же это телевизионное счастье? Посетив в этом году несколько регионов страны, виртуальное стало вполне явным - везде телевизионная картинка не соответствует реалиям дня. Вместе с тем наблюдая, как неравномерно развиваются Российские регионы,  приходишь к твёрдой уверенности, что очень и очень многое зависит от проводимой региональными властями экономической политики, от того, насколько верно ими  выбрана стратегия развития региона и насколько широко вовлечено население в созидательные процессы. О стратегии Развития Тверского региона сегодняшний разговор, без оглядки на действующее законодательство и общепринятые установки.
 

                                                                                Цели и задачи.


  Одной из основных проблем страны и региона является то, что власти не ставят обществу конкретных  целей, которые надо достичь в какой-то конкретный отрезок времени. В советское время это было ну там  - построить коммунизм к такой-то дате, или, например, к 2000 году все советские семьи поселить в отдельные квартиры. Пусть эти цели так и не были достигнуты, но власть концентрировало общество на их достижение и это являлось движителем многих процессов в стране. Для Тверской области, такие амбициозные задачи, в настоящее время, на мой взгляд,  необходимо формулировать  в следующих плоскостях: Цель №1 -  Мы вымираем. Видя с какой скоростью пустеют деревни, посёлки, малые города, смею предположить, что этот процесс идёт гораздо быстрее, чем об этом говорит официальная статистика.  Но даже сейчас не может такой большой регион, как Тверская область, успешно развить свою экономику, при условии её динамичного роста, когда численность населения  у нас 1350000 человек! В Австрии, при аналогичной нашему региону площади, проживает около 9 млн. человек. По некоторым оценкам минимальная численность жителей Тверской области должна составлять около 4 млн. человек, чтобы территория являлась самодостаточной. Нужно ставить задачу по увеличению численности населения региона титульной национальности, или близкой ментальности. Уезд молодого человека из области должно быть ЧП регионального масштаба, а приезд активного, предприимчивого человека, должно являться такой же победой.
  От демографической проблемы не убежишь, её не замолчишь и если осознано ей не заниматься, то тогда этот вопрос решится стихийно, но при этом появляется большая вероятность, что однажды мы  проснёмся уже не в своей стране.  Качественно же решить данную проблему в состоянии  исключительно поселенческий уровень власти, и только под социально-экономические программы развития своих поселений и никто иной!  Мне становится неуютно, когда на государственном уровне, не удосужившись спросить местное население, начинают озвучивать, подготавливая общественное мнение, про многомиллионную потребность страны в мигрантах.

Цель №2 - Только феноменально ленивым человеком ещё не было сказано об исключительно удобном  географическом и инфраструктурном расположении нашей области. Однако, при всём этом богатстве и высоком стартовом экономическом, интеллектуальном, кадровом уровне, в сравнении с другими регионами, мы ни когда не поднимались в рейтинге регионов, по инвестиционной привлекательности, выше середины.  Нужно ставить цель, в ближайшие несколько лет Тверской области войти во главу  ТОП 10  рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России, что вполне реально.

Цель №3 -  Любая обособленная территория, страна или муниципальное поселение, живущая на сформированный от налогов бюджет, будет только тогда жить в достатке, когда сумма произведенных товаров и услуг на данной территории и проданных за её пределы, будет больше, нежели сумма товаров и услуг, потреблённых данной территорией,  в единицу времени.  Способствовать производству продукции и услуг, на своей территории и их продажи  за её пределы - должно стать одной из основных задач руководства и общественности поселения, района, региона. Ключевым органом, способным осуществить такую задачу, может быть только поселенческий уровень власти, но для этого надо создавать соответствующие условия. При этом показатели успешности работы глав поселений уже можно будет выражать не абстрактно, а конкретно, на основании достигнутых результатов. В случае реализации этой стратегии появляются предпосылки по вовлечению в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель, по созданию условий для организации производств, предприимчивыми жителями городов области.

                                        

                                          Структура управления регионом.

    Все попытки добиться успешной  реализации поставленных задач будут только тогда удачными, когда будет сформирована логичная система управления, способная решать эти задачи. Главный принцип, такой системы управления должен быть следующим – каждый последующий уровень власти берёт на себя только те полномочия, которые, по объективным причинам, не в состоянии взять предыдущий уровень власти. При этом все полномочия должны быть в полном объёме профинансированы, пусть и на минимально достаточном уровне.
   Сегодняшняя излишняя централизация, фактически задушившая всю возможную инициативу общества по развитию своих территорий, признаётся верховной властью, а значит,  появилась перспектива моделировать и предлагать к внедрению в жизнь любые алгоритмы управления регионом, которые разумны в нынешних социально-экономических условиях.
   Федеральный закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"( N 131-ФЗ )  создал больше проблем, нежели привнёс пользы. Разделение муниципального уровня власти на две, не подчинённые друг другу структуры, не дополучившие, в большинстве своём, реальное финансирование под свои полномочия, создало больше проблем людям, нежели решило вопрос приближения власти к народу.  Но в главном закон правильный – нужно отдавать на уровень поселений все полномочия, регулирующие  хозяйственную, общественную, частную жизнь на  данной территории. Причём категорически не допускать, чтобы одни и те же полномочия осуществлялись разными уровнями власти. Например, организовывать сельскохозяйственное производство, у себя на территории, однозначно должны власти поселений и надо исключать эти полномочия и всевозможные программы развития отрасли из компетенции остальных уровней власти. При этом, если государство и регион хотят не на словах, а на деле развивать сельское хозяйство, то пусть в своих бюджетах закладывают дотации селянам, распределяемые по прозрачному и понятному всем принципу, например, на каждый литр произведенного молока, на каждый килограмм произведённого мяса, за каждый гектар обрабатываемой земли, за каждый гектар введённой в оборот сельхозугодий, за каждый километр построенной дороги и линии электропередач, а также субвенции по привлечённым кредитам, направленным в сельхозпроизводство и т.д.  Эти деньги должен иметь возможность получить любой сельхозпроизводитель, сдавший надлежавшим образом оформленные документы в СВОЁ поселение. Главной же задачей региональной и федеральной властей должна стать помощь сельхозпроизводителям в продаже всего, произвёденного ими.  Сегодняшняя же система целевых программ по сельхозпроизводству особо ни чего не развивает, а только оправдывает существования огромной армии чиновников, обслуживающих эту коррумпированную систему.
  По видимому, изжило себя такое территориальное образование как муниципальный район в классическом виде, который есть сейчас. Более того, на мой взгляд, совершенно ни чем не обосновано разбивка региона на 43 муниципальных района и городских округа. А если к этому добавить, что управлять такой огромной, разношерстной территорией из единого регионального центра априори не возможно, хоть обзаседайся, то получается, что нынешняя система управления регионом не позволяет эффективно решать задачи его устойчивого функционирования и социально-экономического развития.
   Было бы логичней сгруппировать существующие районы и городские округа по экономической целесообразности с передачей на этот, вновь сформированный уровень власти, всех полномочий региона. Та же, например, Австрия, имеющая аналогичную с Тверской областью территорию, разбита на девять федеральных земель.                            
  Исходя из этого, возможная структура управления областью могла бы выглядеть следующим образом с разбивкой на восемь, условно назовём, "региональных районов":

В этом случае компетенции уровней власти региона выглядели бы следующим образом:
 - Муниципальное поселение. Имеет в компетенции все полномочия, обеспеченные финансами, касающиеся функционирование объектов жизнеобеспечения, образования, медицины, распоряжения землёй и ответственностью за её целевое использование, а также вопросы регулирующие деятельность субъектов экономики и вопросы проживающих на данной территории граждан. Очевидно, что 362 городских и сельских поселений, существующих сейчас, не обосновано много для Тверской области. Поселения должны быть самодостаточными и их необходимо укрупнять. Предполагаю, что при скрупулезном изучении этого вопроса,  останется 150 - 200 поселений.
- Региональный район: Группа районов, сформированная по принципу экономической целесообразности с передачей всей полноты полномочий субъекта федерации на данную территорию. Глава регионального района имеет статус заместителя губернатора области. Правительство регионального района состоит из глав поселений. Представительный орган регионального района состоит из руководителей представительных органов власти поселений. Глава муниципального района наделён правом предлагать Губернатору назначать внеочередные выборы на территории поселений, руководство которых не смогло эффективно управлять своим поселением.
 - Субъект федерации. Губернатор и Законодательное собрание области разрабатывают правила и законы, действующие в регионе, утверждают бюджет региона и представляют регион в России и в Мире, продвигая продукцию и услуги, произведённые в области и не имеют, в своей структуре, подразделений дублирующих полномочия региональных районов.
 Правительство области состоит из руководителей региональных районов. Губернатор области назначает и снимает руководителей региональных районов. На основании ходатайства руководителя регионального района, обращаться в Законодательное собрание области о  назначении досрочных выборов Глав и представительных органов власти поселений. Предлагает Законодательному собранию региона изменять границы поселений.
 - Структурные подразделения федеральных агентств и ведомств, регулирующие хозяйственную деятельность, по хорошему, должны прекратить свою работу на территории региона с передачей всех полномочий субъекту федерации.
   Реализация такой структуры управления основательно сократит управленческий аппарат региона и приблизит уровень принятия решений на максимально близкий, к людям и субъектам экономики, уровень власти.

                                                                                 Точки роста.

  В чём уникальность Тверской области, в чём её конкурентные преимущества?  Чем общественность и власти, точнее смогут ответить на этот вопрос, создав при этом соответствующую инфраструктуру, тем больше шансов добиться серьёзных успехов в экономическом развитии области.
     Промышленное производство:
      Тверская область богата   высококвалифицированными трудовыми ресурсами, ни что не мешает нам претендовать на развитие на своей территории, экологически безупречной промышленности 5 технологического уклада, а через создания технопарков, научно-внедренческих зон, опираясь на тверскую науку, привлекая специалистов со всего Мира, успешно осуществлять  работы над экономикой 6 технологического уклада. Может быть даже то, что основные фонды большинства промышленных предприятий полностью самортизированы могло бы стать нашим конкурентным преимуществом, так как ни чего не мешает вместо них строить самые современные производства с самыми перспективными технологиями.  Для этого необходимо создавать систему по работе с инвесторами, с упором на следующие элементы:
 1. В каждом поселении с удобной транспортной инфраструктурой и избыточными ресурсами (трудовыми, энергетическими) выделяются свободные земли промышленного назначения. Любой инвестор, заключив срочный инвестиционный контракт, получал бы бесплатно участок земли под размещение своего производственного предприятия, пройдя и профинансировав все стадии оформления данного участка и последующего строительства предприятия, начиная с акта выбора;
 2.  В крупных районных центрах с соответствующей инфраструктурой за счёт прямого государственного финансирования, частно-государственного партнёрства, или на средства частного инвестора, инициировать создание промышленных зон с оформленными документами на землю и подведённой, на границу этой промзоны, транспортной и энергетической инфраструктуры. Инвестору, в данном случае, продаётся земельный участок и требуемые для его предприятия мощностей по газу, электричеству, воде, канализации.
 3. В областном центре, в самых крупных городах области, опять же за счёт прямого государственного финансирования, частно-государственного партнёрства, или на средства частного инвестора, инициировать строительство промышленных парков по направлениям бизнеса, который регион планирует приоритетно развивать. В этих парках сдавать в аренду, или продавать площади под размещение производств, определённой направленности;
 4. Совместно с учёными, ВУЗами региона, действующими  предприятиями, занимающимися наукоёмкими производствами, создать технопарки и научно-внедренческие зоны для разработки и внедрения  новых технологий;
 5.  Для малого  бизнеса, в поселениях, где есть объективная потребность, создавать на базе существующих с советских времён, но в настоящее время не работающих промышленных предприятиях, на договорных отношениях с их собственниками, промышленные парки под инкубирование новых производств. В последующем размещая их в промышленных зонах, специально созданных под размещение малого производственного бизнеса. Предпринимателям, в таких промышленных парках, помогать продвигать, произведённую ими продукцию через специализированные выставки-ярмарки, оказывать консалтинговые услуги, разработать программу оснащения производств посредством лизинга и специальных кредитных программ.

    Сельскохозяйствееное производство.
    Основу сегодняшнего сельхозпроизводства в регионе составляют предприятия АПК, оставшиеся с советских времён. Современные агропромышленные предприятия, можно пересчитать по пальцам. Фермерство не воспринимается, как серьёзный субъект этого сектора экономики. В результате в регионе выведено из сельскохозяйственного оборота до 70% сельскохозяйственных угодий, на предприятиях АПК всего занято около 22 тысячи человек, средний возраст которых за 50 лет. Нужны чрезвычайные меры по сохранению отрасли. При безусловном приоритетном развитии высокотехнологичных предприятий АПК, которым надо оказывать всемерное содействие, необходимо сделать упор еще на два направления:
   1. Производство экологически чистых продуктов питания на Московский рынок. Из за специфики производства данной категории продовольствия, это направление больше подходит для фермерских хозяйств. Спрос на такую продукцию в Москве сейчас не удовлетворён. Тверская область, создав соответствующую систему производства, переработки, добровольной сертификации, транспортной логистики, разветвлённой сбытовой инфраструктуры, из за своего удачного расположения, может претендовать на значительную часть этого рынка. Кроме того, реализация данного направления, станет  катализатором вовлечения в сельскохозяйственный оборот, в короткий период времени, всех земель сельскохозяйственного назначения региона.
  2. Звероводство. В Тверской области огромный потенциал для развития этого направления. Если в России из трёхсот звероводческих хозяйств советских времён, в настоящее время работают около тридцати, то в Тверской области из пяти звероводческих хозяйств в настоящее время работают четыре хозяйства. Не исключено, что пятое зверохозяйство (Ильятинское, Бологовского района) начнёт работать в ближайшее время, так как там нашёлся инвестор. Рынок изделий из пушнины в России второй после Китая и заполняется отечественными производителями лишь на 25-30%  Тверская область может претендовать, как минимум, на значительную часть этого рынка, создав для этого соответствующую инфраструктуру. Необходимо на кооперативных началах участников рынка, или на средства стороннего инвестора, создать высокотехнологичное предприятие для производства кормов для звероводства. Разработать кредитные и лизинговые программы по финансированию строительства малых звероводческих предприятий для фермерских хозяйств. Разработать аналогичные кредитные программы по организации звероводческих ферм для личных подсобных хозяйств, которые могли бы работать на аутсорсинге от крупных звероводческих предприятий региона. Создать систему выхода на рынки сбыта, включая и на  Копенгагенские пушные аукционы, для малых производителей через создание сектора экономики занимающегося выделкой меха, пошивом готовых изделий по самым высоким мировым стандартам.

       Туризм.   
       Много было сказано в нашей области  про туризм как  перспективную отрасль экономики, но, по-видимому, власть и бизнес так и не нашли здесь взаимопонимания, поэтому предприниматели развивают этот бизнес в параллельной плоскости относительно того, что развивают власти. Для совмещения этих плоскостей развития туристического бизнеса и превращение его в высокодоходный сектор региональной экономики, необходимо определить несколько направлений, реализуя которые, можно обеспечить значительное увеличение туристического потока в регион. Считаю перспективными следующие направления:
  - Медицинский туризм. Наша область расположена между двумя мегаполисами  - Москвой и Санкт-Петербургом, где сосредоточен основной платёжеспособный спрос на высококачественные платные медицинские услуги. Целесообразно попытаться собрать на территории региона  на условии франчайзинга, или прямых инвестиций  мировые медицинские центры, лучшие в отрасли по диагностике и лечению тех или иных заболеваний. Реализация такой программы даст 100 процентную загрузку средств размещения, так как в данном сегменте  нет сезонного фактора. Будет способствовать развитию смежных отраслей связанных с медициной, в связи с наличием в регионе высшего медицинского учебного заведения, имеющего хорошую репутацию в стране;
  - Въездной туризм. Опять же наш регион расположен между двумя столицами. Рядом с областным центром находится аэропорт со взлётной полосой под все типы воздушных судов, который с 1995 года имеет статус аэропорта совместного базирования Минобороны и гражданской авиации. (Ссылка для тех кто сомневается нормально ли, что самолёты, при посадке, проходят над Тверью. ) Тверь связана со столицами высокоскоростным железнодорожным сообщением. Считаю целесообразным разработку и запуск туристического продукта под условным названием: "Тверь – ворота двух столиц" для граждан Евросоюза, а так же Японии, Китая, США по приёму туристов в регионе с организацией посещения  Москвы и Санкт-Петербурга. Параллельно с этим направлением, формировать внутрирегиональные туристические продукты, основанные на местных объектах показа, охотничьих и рыболовных возможностях региона, активных и экологических турах, естественно, упреждающими темпами их формулируя и развивая. В Европе местные власти из каждого исторического кирпича, окружив его соответствующей легендой, делают объект показа, а у нас, например, уникальные Старицкие пещеры, протяжённостью в десятки километров, где, вполне возможно, спрятана библиотека Ивана Грозного, посещаются, разве только неорганизованными туристами.
 - Индустрия отдыха выходного дня, ориентированная на жителей Москвы. Это направление вполне можно сделать высокодоходным туристическим сектором, если это сделать системой, в которую вовлечь все районы и поселения области, сформулировав огромное количество разнообразных коротких туров во все уголки региона, связав их разумной транспортной и инфраструктурной логистикой. Двенадцатимиллионной столице нечем заняться в выходные дни, особенно в межсезонье, почему же не поставить задачу затащить всю её в Тверскую область?

      Транспортно-складская логистика.
       Про то, что Тверь, стоящая на основных транспортных путях доставки грузов в Россию, обладая большим подразделением военно-транспортной авиации, имеет большую перспективу в логистическом бизнесе, говорится давно, но до сих пор Тверь так и осталась на его задворках.
    Вместе с тем потребность в, альтернативном Москве, транспортно-логистическом узле есть. Доказательством чему может являться уход части бизнеса, занимающегося международной доставкой грузов, в Казахстан, после вхождения его в таможенный союз. Это место вполне могла занять Тверь. Как считают владельцы транспорно-логистического  бизнеса, для начала, надо предложить конкурентные цены на услуги и гарантированное, на совершенно законных основаниях, обслуживание груза таможней в течении суток со дня поступления его в таможенную зону.  

     Образование, как отрасль экономики.
     В Твери успешно работают четыре старейшие ВУЗа - Тверской государственный университет, Тверской государственный технический университет, Тверская государственная медицинская академия, Тверская государственная сельскохозяйственная академия. В регионе функционирует разветвлённая сеть средне и начально профессиональных учебных заведений. Необходимо позиционировать Тверь, как престижный образовательный центр и создавать на этой базе экономическую отрасль:
  - Вышеназванные учебные заведения высшего профессионального образования уже сегодня имеют статус всероссийских и международных образовательных центров, но необходимо приложить исключительные усилия для того, чтобы диплом этих четырёх Тверских вузов признавался всеми странами мира. Вместе с тем необходимо прикладывать усилия по сворачиванию деятельности, многочисленных частных и филиалов столичных Вузов, на территории области. Во-первых, в стольких специалистах с высшим образованием нет потребности в стагнирующей экономике, а во-вторых получение, сомнительного по качеству, диплома о высшем образовании отбивает желание людей искать приложения своих сил в реальном секторе и получается они нигде не находят для себя нишу.
 - Учебных заведений НПО, СПО. Почему бы не поставить задачу на базе данных образовательных учреждений не создать хозрасчётные  учебные центры по подготовке специалистов для, как минимум, центрального федерального округа. Для этого необходимо определить соответствующие специализации по которым будущие специалисты могли бы освоить практическую часть специальности на самом высокотехнологичном оборудовании, существующем в отрасли и применяемом  на предприятиях региона. Это могло бы быть интересно промышленности и АПК, предоставившим свои мощности для прохождения практики, как источник пополнения кадрами своих предприятий. Это могло быть интересно учебным заведениям, как источник формирования фонда материального стимулирования. Это могло быть интересно и региону, как источник притока кадров, имеющих потенциал, на свою территорию.
 - Хозрасчётные общеобразовательные школы.  В Москве, состоятельным родителям стало не возможно учить своих детей, так как дорога по пробкам от дома до школы и обратно занимает больше времени, нежели сама учёба ребёнка. В настоящее время существует не удовлетворённый платёжеспособный спрос на пригородные общеобразовательные школы с полным пансионом для обучающихся в них детей. Естественно, уровень преподавательского состава и уровень  подготовки детей в таких школах, должен соответствовать лучшим мировым стандартам. Почему бы не поставить задачу по вовлечению отечественных или зарубежных  инвесторов в инвестирование  бизнес-проектов частных общеобразовательных школ?
 
    И в заключении.
Я не претендую в мыслях, высказанных в рамках данного материала, как на истину в последней инстанции. Сколько людей, столько и мнений. Но чертовски хочется, чтобы власти, наконец, сформулировали внятную стратегию действий и вовлекли общество в её реализацию. Мы уже третье десятилетие бесцельно болтаемся, доедая заканчивающейся потенциал Великой страны, созданный в советские времена и, пока беспробудно потерялись на пути из Калинина в Тверь. 
     Надо начинать созидать, в противном случае не будет самой России.

 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх