23 Апреля 24, 13:18
Блоги, Общество
01 Сентября 2012, 07:07

9-ый традиционный межрегиональный лагерь Братства Православных Следопытов на тверской земле «Вышний Волочек – 2012».

С 29 июня по 10 июля 2012 года по благословению Митрополита Тверского и Кашинского при поддержке отдела по делам молодежи Тверской митрополии на берегу Вышне-Волоцкого водохранилища прошел 9-ый традиционный межрегиональный лагерь Братства Православных Следопытов на тверской земле «Вышний Волочек – 2012».

 

Лагерь православных следопытов «Вышний Волочек-

-2012»

 

Некоторые родители, испытав в своей жизни не мало трудностей, начинают избавлять своих детей от ответственности и обязательств. Они говорят, что ребенок еще натерпится, лучше сейчас я все буду за него делать, он же маленький, не справится, будет переживать… И так до самого совершеннолетия… На самом деле таким образом родители оказывают своим детям «медвежью услугу». Ничего не делая, не чувствуя ответственности с детства, человек не сможет подготовиться к самостоятельной взрослой жизни, и зря родители считают, что дети не способны сами решать проблемы и справляться со своими обязанностями, например, наш лагерь показал совершенно обратное.

В скаутском лагере, действующем на основе скаутского метода, ребята сами организовывают себе быт, творческую программу, активную деятельность и т.п., но это не означает, что дети целыми днями предоставлены сами себе, скорее наоборот. Просто в таком лагере более опытные, старшие ребята (15-17 лет) проводят программу для новичков. Задачей же взрослых было контролировать процесс и помогать юным организаторам. Многие удивятся: да что могут сделать современные подростки?! Ответ таков: С Божьей помощью могут совершить многое, ведь, судя по отзывам, лагерь подарил драгоценный опыт и положительные эмоции всем его участникам.

Без Бога, как известно мы очень немощны, и тяжело нам без Его помощи творить всякое благое дело. В храме, доме Господа, особенно ярко ощущается Божья помощь, благодать, ибо как говорил сам Господь «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Как же быть православному человеку, которому предстоит долгое время находится в лесу? А вот так! Коли руки дал Господь, так нужно уметь правильно ими распоряжаться. В нашем лагере уже стало традицией строить «походный храм». В этом году в этом храме за первую смену было совершено шесть богослужений (три вечерних службы и три литургии). Две литургии были воскресные (причем одна из них выпала праздник семьи, любви и верности, а точнее на день святых князя и княгини Петра и Февронии) и одна происходила в субботу (7 июля), в праздник Рождества честнаго славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. На каждой службе дети принимали свое непосредственное участие в богослужении: нашлись прекрасные голоса для клироса, чтецы и даже алтарники в помощь батюшке. Так же, каждый день отец Михаил проводил беседы по православию и после утренней молитвы читал отрывок из Евангелия, а затем разъяснял его, – какая же вера без Богопознания?!

Детям порой очень сложно понять, что же батюшка имеет ввиду, говоря притчами и читая молитвы на церковно-славянском языке, и что же происходит там, за царскими вратами алтаря… Нужно отдать должное нашему отцу Михаилу, ведь он смог объяснить очень сложные вещи, понятным, простым для детей языком. «Во время молитвы нужно стоять как свечка и не позволять лукавому тревожить пламя нашей мысли. Когда пламя тревожится ветром - на свече появляется копоть, когда молитва тревожится мирской мыслью – на душе появляется грех». По-моему очень яркий образ молящегося, и дай Бог, чтобы дети запомнили его на всю жизнь.

Так, с молитвой день за днем проходил наш лагерь. Еще раз напомню, что его основой был (и будет) скаутский метод, а одним из его пунктов является работа на природе. Следовательно, одной из задач было научиться устраивать свой быт в лесных условиях. Готовить еду, спасаться от дождя, ставить палатки, разжигать костры, делать умывальники – все это стало еще одним испытанием и приключением для ребят. А кухня стала фактически заводом по производству «маминых помощников», которые всегда охотно помогали нашему повару, осваивая «ремесло котелка и сковородки». Хотя, если быть честнее, не у всех получалось сразу же себя организовать и следить за своими вещами. Поэтому во время лагеря большой популярностью пользовался так называемый «театр имени Маши-растеряши». Действовал этот театр так: в течении дня потерянные вещи складывались в одну коробку, а вечером их можно было выкупить, показав публике свое театральное мастерство. Могу подчеркнуть одно – иногда потерянные вещи были еще более удивительными, чем творческий этюд потерявшего их человека…

Прижившись в таком сказочном, загадочном мире, как лес можно и открыть в нем очень приятные стороны. Например: поесть черники (а заодно набрать побольше для компота, чтоб всему лагерю досталось), искупаться в озере, покататься на качелях, поиграть в волейбол (да-да и в лесу такое возможно), в общем, на досуге детям скучать не приходилось.

Кого я обманываю?! На самом деле скучать вообще было некогда! Программа лагеря была такой же густой и насыщенной, как чаща в глубине леса. В первой половине дня (до обеда) проходили занятия по патрулям, подготовка к сдаче на разряды (позже еще вернусь к этой теме), а во второй половине происходило событие дня, т.е. какое-либо общелагерное мероприятие, которое, как ни странно, тоже было направлено на получение, проверку и закрепление навыков и умений. У участников этих мероприятий была возможность проявить свою смекалку, логику, опыт и конечно спортивные навыки. Ну а после проявления спортивных умений как обойтись без медицины? Чтобы ребята не растерялись в чрезвычайной ситуации и смогли оказать первую медицинскую помощь, было организовано медицинское ралли, на котором мы узнали все новшества современной медицины, а точнее почувствовали необхватность воображения и фантазии детей, которые не знают, что сказать...Что только не поведали наши юные врачи… Оказывается шины (медицинские) бывают летние и зимние, а артериальное кровотечение можно остановить, представьте себе, зеленкой! В общем, вывод один – нам есть куда стремиться и многому предстоит научиться. Но мы всегда готовы!

После события дня на лагерь начинал тихо спускаться вечер. Вечер – пора романтики… Костер, закат, гитара… Это же прекрасный повод для творчества! Есть у скаутов прекрасная традиция – каждый патруль должен подготовить к костру небольшое представление, а кто не подготовился, идет спать, но к счастью таких случаев не было. Обычно костры проводит кто-то из старших (чаще дежурный по лагерю), просто объявляя выступающий патруль. Но в этом году, благодаря инициативе патруля «Енот», каждый костер превращался в небольшой концерт, девушки каждый раз веселили публику новыми веселыми сценками и помогали другим в актерском мастерстве, за что огромное им спасибо! После всех выступлений вечер продолжался словом руководителя «о главном», и конечно же песнями под гитару.

Выше я часто упоминала слово патруль, что же это такое? Во время проведения скаутских лагерей принято использовать патрульную систему, где основное формирование – это патруль. Патруль – это группа мальчиков или девочек (сводных патрулей не бывает) приблизительно одного возраста, которые все делают вместе. У патруля должно быть свое название, девиз и флаг, обычно название - это имена животных или растений. В этом задании фантазия следопытов засверкала во всей своей красе. Особенно своим девизом порадовал патруль  «Одуванчик» - «Держаться вместе, чтоб не сдуло!», а патруль «Бобр» уже не первый год каждую мачту удивляет всех своим девизом-скороговоркой – «Как известно Бобры добры, добротою Бобры полны. Если хочешь себе добра, позови поскорей Бобра!». Оригинальность не знает границ. Так же, среди патрулей на протяжении всего лагеря  проходило соревнование на звание «Георгиевского патруля», с правом на весь год повесить на флажок георгиевскую ленту. В конце лагеря лучшие среди мальчиков и девочек были награждены полезными подарками.

Все выше сказанное относится к повседневной жизни скаутского лагеря, но есть такие события, которые настолько долгожданны, что дарят яркие краски общему впечатлению о лагере. Одним из таких событий является малая георгиевская игра. МГИ – это ига по станциям с выполнением различных заданий и заполнением маршрутного листа. Во время этой игры можно было выучить азбуку Морзе, узнать о скаутской жизни, встретить древнего гусляра и познать еще много интересных вещей. В этом году игра отличилась тем, что подтвердила поговорку «Маленький да удаленький», ведь среди всего лагеря больше всех баллов набрал дозор (тоже самое, что патруль у старших) маленьких девочек. Кстати, МГИ организовали тоже сами ребята, огромное спасибо патрулю «Бобр»!

Как ни крути, но самое яркое событие лагеря – это ролевая историческая игра! В этом году она называлась так: «XIII век. Борьба за власть». Не спроста зона распространения фантазии организатора пала именно на XIII век, один из самых кровавых в истории России, ведь в восстановлении сюжета истории парням хочется почувствовать себя воинами, не сложа руки наблюдать свысока, а испытать в жарком бою что почем, кто же ты трус или избранник судьбы.

Для приблизительного воссоздания исторического действа, было создано 5 игровых групп: три русских княжества (Новгородское, Смоленское и Псковское), Рыцарский Ливонский орден и Золотая Орда. Каждой группе была дана своя задача на игру, сходная по историческому сюжету. Новгород владел великокняжеским престолом, а Смоленск и Псков пытались свергнуть его и захватить власть. На ряду со всеми внутренними распрями, нашему государству приходилось обороняться одновременно и от монгольского ига, и от ливонского ордена, атакующих и ослабляющих страну с южной и северной сторон.

Но, не смотря на всю бурю страстей, был в этом мире ножа и клинка спокойный, мирный уголок – город Торжок. Торжок стал местом свободным от боевых действий, и проблемы там если и возникали, то только из-за нехватки денежных средств (во время игры денежной единицей были гривны, по сути, простая бумага с подписью начальника штаба), хотя те тоже быстро решались, ибо чернику тоже охотно покупали жители этого славного города. В этом чудном месте было почти все. Вы могли бы посетить оружейную лавку и полностью закупить себе обмундирование, а может даже освоить дело кузнеца и остаться под крылом оружейника. Могли встретить веселого купца из заморских стран, поболтать с ростовщиком о продвижениях на финансовом рынке, перевести дух и попить чаю в трактире у дедушки Абдулы, и даже погулять на настоящей русской свадьбе! Легче идти на бой, когда тебя ожидает дама сердца, и греют воспоминания о веселой свадьбе, поэтому не мало свадеб повидал в этом году тамада славного города Торжка, ну сам он тоже жениться не забыл. Свадьбы были настолько широкие, что сбежались на них даже особенные бессмертные персонажи. Таковыми были шаман, который во время игры проверял логику жителей городов русских, и дух XIII века, который тоже не давал спокойно пожить русичам, задавая вопросы из истории своего века, а те, кто не справился с заданием, платили им дань.

И были свадьбы широкие, и брали мужья в жены себе дев прекрасных, и понимали, что не так уж они и просты, как кажутся… У девушек в этом году была особая роль – они могли стать либо лучницами, либо лекарями. Девушка-лекарь могла пожертвовать собой и отдать свою жизнь убитому воину, прикоснувшись к нему. Лучницы же, хорошо владеющие своим оружием, лишали жизни противника одной стрелой.

И не шли сражения на земле русской, и пришедшие с мечем к нам, от меча и погибли. И были битвы, и штурмы крепости, но устояла Русь матушка, и века простоит не шелохнется. Удержал великокняжеский престол Новгород, и назначен был городом победителем, но все же много Батый спустил в Торжке богатств казны Новгородской, и не мало Ливонцы и другие города русские ослабили его крепости, ибо все хорошо справились со своим заданием.

И был тем же вечером бал прекрасный, с играми и плясками. Надели девы платья лучшие, да засмущались парни юные. Но праздник все же состоялся, ведь робкое сердце надо просто подтолкнуть. И вот уже спешит на бал принцесса со своим рыцарем. Весь вечер в ритме вальса, пора и честь знать, ведь уже совсем скоро главное испытание лагеря…

Последнее испытание – это сдача на разряды. То к чему ребята готовятся весь год, зачем это нужно? Вернемся к основе, к фундаменту всего, что происходит в лагере, к скаутскому методу.

В основах скаутской методики, кроме выше упомянутой работы на природе, лежит также обучение через дело, самообучение, самоорганизация и поразрядная система. Суть поразрядной системы – это постоянное самосовершенствование от кадета к руководительской должности. Если совсем коротко, то это путь воспитания православных лидеров, организаторов, которых в нашем мире жутко не хватает. Нет, лидеров-то много, а вот именно православных очень мало… Занятия по разрядам проводили тоже сами ребята, тем самым тоже совершенствуясь и обучаясь через дело.

У самых маленьких (ватага, дети 9-11) тоже проходили занятия по своей, отдельной, но не менее увлекательной программе. Итогом их занятий стал поход испытание «Знатоки леса». Поход длился почти весь день. В начале нашим «скаутятам» старшие ребята выдали посохи для прохождения препятствий, затем их ждала проверка на сплоченность и умение выручить друга в трудной ситуации, само собой ребята с этим справились. В завершение похода ребята сами должны были развести костер и приготовить чай, но и с этим испытанием они справились на пять с плюсом! За этот подвиг ребята получили сладкие подарки и звания новика первой и второй ступени.

Итогом занятий у старших ребят было последнее испытание «Тропа следопыта» и дача торжественного обещания для следопытов, сдавших на третий разряд. С радостью хочу сообщить, что этот лагерь был очень плодотворным. Многие ребята удачно справились с испытанием и полнили ряды тех, кто может быть православным лидером, верным Богу преданным своей Родине и людям…

В завершении хочется лишь сказать огромное СПАСИБО нашим руководителям, начальникам, наставникам, конечно же, нашему повару, фотографу и всем участникам этого лагеря! Спасибо за лагерь! Спасибо за радость и поддержку во всем! Осталось только сказать: «Через год… НА ТОМ ЖЕ МЕСТЕ!!!»

Вожак ватаги «Атака»

Дружины Св. Бл. Вл. Кн. Михаила тверского

ст.слт. II р. Шатарева Анастасия

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх