Этот День Победы...
Не хотел заводить тему. Тем более, на такой день. И неловко, и даже как-то кощунственно показалось. Но прошел праздник, а мысли остались. Грустные мысли. Наверное, кому-то и не понравится, но уж поделюсь.
В этом году впервые никуда не пошел. Дома всегда дел полно. Но дело и не в этом. Надоело фальшивить. Надоело встречаться взглядами с ветеранами и ощущать себя в долгу. Надоели эти ленточки, в которых нет и намека на знамена 45-го. Надоело понимать, что сам праздник превратился в дежурный всплеск патриотизма, который не имеет ничего общего с повседневной жизнью наших стариков. Уже привычными стали начинающиеся за пару месяцев фильмы на военную тематику. И уже воротит от диверсионно-героических лент, скроенных на современных лад, равно как и от лиц нынешних и далеко не плохих актеров, натужно пытающихся примерить на себя боль и трагедию войны. А тех прежних фильмов все меньше показывают. Где без натуги, но очень страшно.
Прошел праздник. И снова наши старики будут давиться в очередях в поликлиниках, считать рубли в магазинах, вглядываться в квартирные счета. Они снова, как и прежде, будут делать многое из того, чего, по сути, делать бы и не должны.
Сколько их, участников войны осталось, если фактически последними призывали родившихся в 25-ом? Кому сейчас под девяносто? Кто у нас доживает до этих лет и кто имеет шансы дожить до этого срока после всего пережитого?
Кто сейчас наши старики – те, кто живы? Поколение детей войны. Страшное и голодное детство. Бьется это поколение за то, чтобы получить хоть какой-то официальный статус. Нет его. И без него тех статусов хватает. Не тянет наше государство еще один. А их много и они пока еще живут.
Не так давно случайно разговорился с одним стариком. Он – воевал. Жена – из того самого детского поколения. Два года пытается выбить справку о том, что супруга в школьной юности привлекалась к работам на строительстве линии обороны под Белгородом. Нужно для льготы. Не может – архивы сгорели. А то, что в те годы любой школьник в таких городах обязан был копать и посылали всех старшеклассников, так это для справки не катит. Старик тот просто не понимает - почему так? А сколько стариков понять не могут – почему их не принимают в ветераны, когда по сорок с лишним лет стажа и кроме радикулита, больных ног и кучи болячек больше ничего и нет после известной монетизации… Вывалили ту монетизацию на регионы, а дальше как хотите.
Много вопросов. Про дома ветеранов, про лекарства и цены на них... Кто ответит на эти вопросы одиноким старикам, которым не помогают дети? У которых нет тех детей? Кто ответит старикам, намертво застрявшим в своих умирающих деревнях и поселках и таскающих немощными руками воду и дрова? Тем, кто живет в ветхом и аварийном без всякой перспективы своего личного теплого туалета? Не заслужили?
Тяжелые мысли. Продолжать не хочется. Все знают. Я, к примеру, точно знаю, что наша бабушка сейчас одна точно не выжила бы. В 41-ом ей всего четырнадцать было.
Можно только догадываться, какие мысли бродят в головах наших стариков. Не в праздники. Между ними. Лично мне стыдно. За их мысли и за нас. Мы им должны. Но не они нам. А так все хорошо. У нас в стране в глобальном плане вообще все замечательно. Будет олимпиада. Будет скоростная. Много чего будет. Да и у нас в городе не все плохо. Был салют. Хоть и погода подвела, но красиво. Шмон навели какой-никакой. Праздник состоялся. Переходим к будням.