Референдум по выборам мэра Твери - сможем ли мы быть вместе?
Упрекнул тут недавно меня один наш товарищ – дескать, завел народ темой референдума и ушел в тину…
Всем сообщаю - не ушел. Варится вопрос в юридическом котле и действительно не все так просто. В мае должна быть конкретика. Выложу. Почему про референдум вспомнил? Да мысли кое-какие появились. Хочу поделиться.
Мысли эти навеяны известной всем столичной Манежной, да Ленинградкой, на что мы не так давно все смотрели. А мне так и прямо там кое-что видеть довелось. И, кстати, о Ленинградке - очень интересное услышал тогда. Представьте себе – час пик, шоссе забито битком, люди домой едут, а тут толпа еще и пробку создает на непонятное время. Казалось бы, в этой ситуации едущий народ должен чертыхаться почем зря! Но именно в это самое время одна из московских же радиостанций устроила всем едущим по Москве людям блиц-опрос: как вы, граждане, относитесь к тому, что по пути домой после трудового дня вам на дороге такое представление устраивают или могут устроить? Согласны ли стоять и ждать, пока все это закончится или это вас сильно напрягает? И знаете, что большинство ответили, в том числе и из стоявших на той самой Ленинградке? Да, сказали, согласны! Многие еще и подробно причину объяснили. Потому сказали, что дело тут не только в парне погибшем, которого конечно же очень жалко, а в принципе. Потому что люди в принципе поднялись за то, что закон наш должен быть одинаковым для всех, а не избирательным для некоторых в отдельности. А за этот принцип и мы готовы помучаться в пробках.
Была после Ленинградки Манежная, где народ кипел уже чуть иначе и чуть о другом. Была и площадь у Киевского, где уже было сильно иначе и сильно о другом. И было три недели в Москве, когда весь центр напоминал совместные боевые учения ОМОНа, милиции и внутренних войск.
Но речь не об этом, а о том, что в итоге мнение-то людей было услышано и все, кому положено, на эту тему высказались. Конечно, очень по-разному, но не в этом в конце концов дело. Главное, что процесс пошел. Поняли, слава богу, что нельзя его слишком сильно тормозить. Тормоза перегреться могут. Нынче в этом процессе, к примеру, и московские областные прокуроры оказались…
К чему я об этом обо всем? Да потому, что совершенно очевидно, что власть наша очень боится, когда много народу собирается в одном месте и сообща хором начинает вдруг говорить о своем наболевшем. Ей – власти. Очень ее это задевает и куда больше, чем Интернет. Хотя и он может немало.
Только вопрос – как говорить-то сообща? И сколько примеров, когда заканчивались такие дела битьем стекол, погромами и мордобоем? И ОМОНОМ тем же. И опять-таки транспортные проблемы… Помним же мы, как сравнительно не так еще и давно пара десятков наших тверских бабушек и дедушек, дай им бог здоровья, в окружении ласковых к ним милиционеров устраивали полный кипиш в центре города на Советской. И нужно оно нам?
Тогда как? Может как в Москве на Триумфальной? Тоже видел. Как-то не то… Стоит тесная толпа, орут в мегафоны. Кто о чем… И часто очень непонятно.,. Все друг друга перебить хотят. И опять же доблестный ОМОН тут. И складывается еще ощущение, что очень многие только и ждут, чтобы им этот самый ОМОН по башке настучал, чтобы на камеры это попало. Во всех подробностях и во все средства массовой информации.
Так как же нам свою гражданскую сознательность проявить? А может поглядеть на продвинутую заграницу?
Вот Япония с их забастовками. Бастуют прямо на работе. Повязки белые на рукав надевают, чтобы видно было, что чем-то крайне недовольны. И, бастуя, работают. А вот Англия. Там, в Лондоне, даже специальный сквер отведен для выражения общественного мнения. Влезай на трибуну и выражай. Если по делу – будут слушать. Нет – извините. Слушателей не будет.
К чему я? А чего бы и нам не присоседиться к европейской цивилизации и даже им пример не показать?
Вот представьте. Мы сейчас в большинстве своем недовольны городскими властями. Если сказать проще – ну достали они нас своей заботой! Так почему же при этом общем мнении нам всем сообща не послать им черную метку за их работу? Как? Очень просто! Повесить на лобовое стекло своей машины по самой середине над торпедой бумажный такой белый квадратик сантиметров шесть на шесть с жирным черным кругом посередине. Большой не надо – чтобы ГАИ не докапывалось. Вот и будет это нашей оценкой. Можно вместо круга жирную двойку поставить. Не принципиально. Принципиально то, что при нынешних возможностях сделать это можно на раз. Сколько таких квадратиков на обычном листе уместится? Себе квадратик. Друзьям, знакомым. Да рассказать – в чем тут дело. И представьте себе картину – наши тверские машины, пусть и не каждая, катаются себе по городу с такими вот оценками. И все знают – кому это и за что. И не только в Твери знают… Как идея?
А, если, собраться кому захочется – тоже не вопрос. Обозначили дату и вышли. Вышли – просто погулять в одном конкретном месте на полчасика. Без плакатов, лозунгов, мегафонов, шума и гама. Просто погулять. Можно и даже лучше - семьями. И, если загодя разнести эту новость, то тоже очень много народу неактивного будут знать, что не просто тут другие гуляют, а по какому-то конкретному делу выражают свое фи… Как вам такой вариант? Очень, кстати, полезный городу. Потому что, к примеру, если собираться у драмтеатра, то ему и филармонии можно еще и рекламу сделать. Те, кто не в курсе, наверняка подумают – чего это народ-то повалил туда? И придут именно туда, в театр и филармонию, зрителями. А можно погулять, например, и на площади у памятника вождю пролетариата… Гуляет себе энное количество горожан у той же городской администрации… Ну место такое эти горожане себе выбрали! Кто упрекнет-то за прогулки на свежем воздухе?
А чего я про референдум-то начал? Да потому, что двумя этими вышеизложенными предложениями реально и очень просто провести репетицию того самого референдума, о котором мы с вами говорили. Понять, что мы реально можем сделать вместе, кого можем собрать и убедить в том, что пора бы и чем-то активнее заняться. Если в итоге получится, что только сами себя и немногих – это одно. Если очень многих – совсем другое.
Согласитесь, что и напрягаться для этого особо не нужно. Все просто. Не просто другое – готовы ли мы сами хотя бы по чуть-чуть бороться за самих себя?