О логистике и дорогах. Тезисы к конференции.
Много тут у нас было сказано по поводу анонсированной нашим коллегой предстоящей конференции. И скепсиса и иного чего вплоть до личного неприятия некоторых товарищей. А я бы повторился и предложил выдать той конференции некий аванс нашего общественного доверия. В самом-то деле – имеют люди время, возможности. Чего их заранее плющить? Может помочь советами, мнениями, тезисами какими да дождаться самой конференции и по результату оценить? А уж потом высказываться. Спрос – он ведь, если по справедливости, всегда по факту должен быть. А если так, то может стоит высказать заранее – у кого что болит но нашим тверским делам и чего бы конкретно нужно было обсудить 2-го июня, предложив это в том числе и власти нашей родной губернской в качестве приоритета в исполнении. А может – и не только губернской…
Если по мне, то в качестве разных стратегических для нашей области дел очень актуальной кажется интересная штука, называемая умным словом логистика. По определению, например, Википедии, представляет она из себя часть экономической науки и область деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции и товаров.
Говоря предельно просто – что, где, куда и как с максимальной прибылью. Заметим также, что процесс этот должен быть исключительно правильным, иначе его просто не будет. С экономикой шутки плохие. И бизнес в убытки никогда не пойдет. Он либо будет, либо нет. Нам это очень важно. Рыночная экономика вокруг.
Так что же для нас, для области, та самая логистика и на кой ею заморачиваться?
Много лет назад, не помню уже и где, но читал я любопытную стратегию развития подмосковных регионов. Интересовала меня, конечно, прежде всего наша Тверская, а тогда Калининская область. Написано там по поводу нас было примерно следующее. Предполагается, дескать, что от Москвы и аж за нашу Тверь постепенно будет формироваться некий такой длинный моногород с заводами и фабриками и комфортными городами так на 30 – 40 тысяч жителей. Почему такой маршрут? Так Октябрьская железная дорога – она стимул объединяющий, поскольку транспортная артерия. Все, всегда и везде идет от транспортных магистралей – это аксиома. Тогда такой магистралью и рассматривалась наша железная дорога.
Не будем про ту стратегию, а просто посмотрим - что мы имеем сейчас? А сейчас мы имеем фактически сбросившую с себя грузовые транспортные потоки железку, которая по факту обслуживает исключительно пассажирский поток. Да и поток тот становится по чуть-чуть практически пролетным - сапсаны и другие очень скорые поезда летят с короткими у нас остановками. Даже нашим электричкам места тут уже мало, не говоря уже о многочисленных заторах на наземных переездах. Режет эта дорога нынче область. Сильно и очень не по делу. Нам – без пользы. Так что на железку и ее роль в экономическом развитии нашей области уповать сильно не будем. Нет ее…
А что со скоростной автомагистралью, которая пока еще только в планах? Какой плюс для нашей тверской земли от нее ждать? Будет, конечно, гиперстройка и будет много чего… Воздержимся… На деле одноразово потребуется наш песок и гравий. Одноразово, если повезет, поработает наш тверской люд с лопатами в оранжевых жилетках. Вот, пожалуй, и все. Что даст эта дорога нашей области, когда будет построена хотя бы по нашей территории? Тут картина без оптимизма. Уже в правительстве говорят о том, что на эту дорогу принудительно переведут все большегрузы, потому что нынче все эти тысячи фур давят наши дороги и ту же Ленинградку в первую очередь. С одной стороны, это и правильно, но с другой - весь этот большегрузный поток также пролетом пойдет через нашу область безо всяких остановок в Москву и из нее обратно. Лопнет и постепенно умрет весь наш многочисленный дальний и ближний придорожный комплекс, включая и, простите, представительниц одной из древнейших… Потому как пролетом… Некогда…И не надо рассчитывать на что-то серьезное для нашей тверской занятости. Мы тут только в обслуге на АЗС можем потребоваться. Скорость…Да и АЗС те будут не наши.
А при чем, спросите, тут логистика? С какого боку? Да при том, что сейчас вдоль Ленинградки и около нее к нам в область выгодно строить и комплексы складские, и разные производства. Сейчас – при нынешнем транспортном раскладе. А потом? Ну с какого, скажите, экономического перепугу нужно будет городить чего-то на нашей тверской земле, если ту землю можно будет без проблем и заторов проскочить на фуре всю за пару часов времени? И не забудьте, что фуры эти в скором времени в Москву-то пускать перестанут. А значит все они будут разгружаться где-то в самом ближнем Подмосковье и на многочисленный более мелкий тоннаж. Тверь наша тут совсем не катит, хотя и земля, и рабочая сила дешевле московских… Кто в ней какие-то промежуточные разгрузки делать будет? Кто будет какие-то производства ставить? Ведь они, как и склады, всегда ближе к потребителю норовят попасть или, что практически одно и то же – продукцию свою ему предложить. Так что трасса та нам тоже не шибко чего даст. Так – самую малость. Едва на хлеб. Масла не будет.
О многом тут можно рассуждать и разные выводы сделать, но не будем углубляться. Подумаем лучше над тем – чего делать и куда идти при таких раскладах. О той самой стратегии.
А путь тут очевиден. Во-первых, пусть наша центральная федеральная власть ответит за свой, что называется, «за базар». В той его части, что при любой платной дороге должна быть другая – альтернативная и не сильно хуже первой. И в этой связи при постоянных понуканиях нашего губернатора вместе с тем же подмосковным Громовым пусть эта федеральная власть вылижет максимально хорошо, а, точнее, профинансирует вылизывание той же Ленинградки как в Московской, так и в нашей родной области. Чтобы не было постоянных пробок в Клину, в Солнечногорске, в той самой пугачевской Черной Грязи, у третьего бетонного, на нашей объездной. Вот в этом случае наша тверская Ленинградка не сдохнет, как те динозавры, а еще и сможет побороться со скоростной своей подругой на наше общее благо. Включая и альтернативный проезд фур. Пусть ездят. Без запретов.
Однако, это – межрегиональные дела. А что с нашими-то? Что во-вторых? А с нашими очень внимательно надо посмотреть в сторону соседей. Через наши дороги. На Ржевскую А-112, на Лотошинскую Р-90, на Кашинскую Р-86… Много их. А последняя так и вовсе очень интересна, поскольку большое количество автотранспорта с северо-запад могла бы вокруг Москвы на север направить. Правда, тут с ярославским губером посотрудничать придется, поскольку там от Углича до Ростова далеко не все гладко. Но ведь для себя же в конце концов!
Москва долго еще будет задыхаться в пробках. А нам – и на руку. Если свои объездные разные предложения есть. Перпендикулярные Ленинградке – что на север, что в противоположном направлении. Спрос на эти самые направления будет всегда. Потому как всегда будут потоки мимо Москвы. В обход нее. Но только не нынешние, когда и дороги отвратные, а обочины еще хуже – летят с них в кюветы за милую душу или на встречку в лобовую…Хорошие качественные внутриобластные магистрали с выходом к нашим соседям на такие же хорошие дороги – залог развития области и нормального функционирования того хитрого механизма логистики, с которого мы с вами и начали. Именно и только тогда будет он работать на нашей тверской территории! И только тогда вдоль тех дорог может появиться что-то, где люди работают, с чего налоги платятся, что жизнь в конечном счете более или менее стабильной делает. Вот и в Питере, как говорят, скоро будут зерновой терминал очень мощный строить. Зерно пойдет рекой с юга. И только ли по М-4 и на М-10? А мы им альтернативу подкинем – через Волоколамку и с юга по нашей тверской территории прямо на Ленинградку. Поедут, родные, в объезд. И столицы, и подмосковных пробок. Найдутся желающие. Мимо всех бетонных московских колец. Там-то, к сведению, уже полная транспортная труба.
Была тут у нас уже новость про внимание к нашим дорогам. И сумма прозвучала нехилая, хотя и непонятно, где те деньги взять вознамерились. Только думается, что побыстрее это все надо делать. Губеру нашему и федеральным депутатам, поскольку федеральные финансы на наши областные дела в основном от их энергии зависят. А если они скопом слегка приврут, что, дескать, тверичане пообещали грудью против скоростной стоять, пока области денег на внутриобластные дороги из бюджета не дадут, то думаю, мы не шибко обидимся… Тем более, что и выборы на носу. Дадут – не все и не сразу, но дадут. Никуда не денутся! И ЕР пусть посуетиться в этом деле. А на счет сохранности да рачительного использования тех денег – это, согласитесь, совсем другая тема…Более по прокурорской и другой надзорной части. Мы-то – о стратегии…
А если о стратегии, то нужно делать эти перпендикулярные Ленинградке дороги простыми, двухполосными. По одной в каждом направлении. Но - качественными. Как в той же Финляндии, которая вся накрыта плотной ячеей сети именно таких дорог. Где, к примеру, зимой никто не льет на те дороги какую-то жидкую гадость и не страдает от гололедов. Где с завидной регулярностью идут то туда, то обратно мощные четырехосные специальные машины с внушительной лопатой и двумя огромными щетками. И на разрешенной там скорости в 80 км в час без проблем скидывая в кювет снег. Тоже, кстати, преимущество не широкой дороги… Всегда они там чистые. Нам, внутри области, таких вполне хватит. Хороших двухполосных дорог с хорошими обочинами.
Можно, конечно, возразить, что развитая сеть дорожная ничего кроме транзита да дачников стимулировать не может. Только это не совсем так. Зависит уже от нашего областного подхода – как, чем и кого привлечь на нашу землю. Как стимулировать. Как холить и лелеять пришлый и наш местный бизнес. Много тут рычагов. Почаще бы включали их. Чтобы не только дачи у нас московские плодились или кому на нашей чистой пока территории металлургический завод или НПЗ захотелось воткнуть… Но это – другая тема.
Не стал я тут про Волгу – нашу водную магистраль, хотя тема тоже интересная. Может кто выскажется. И про Волгу, и про дороги, и про логистику. Конкретная и конструктивная тема. Как раз для конференции будущей. Чтобы прошла она с пользой. Или, как минимум, мы с вами постарались для этого со своей блогерской стороны все сделать. А авторство чье-то тут, думаю, дело десятое. Главное - чтобы толк был