Не допустить пятой колонны!
- под этим заголовком в сегодняшнем номере «Новой газеты опубликован любопытный материал о партийно-политической каше, которую всем нам предстоит попробовать уже ближайшей осенью. Именно сейчас идет ее приготовление. Публикация интересна и тем, что среди других регионов представляет и ситуацию в нашей Твери. Насколько эта публикация соответствует действительности, какова ее цель и что такое вообще эта пятая колонна – судить вам. Ниже выдержка из публикации. Приложение, касающееся наших тверских дел, приведено полностью. Ссылка на сайт Новой – в самом конце.
В единый день голосования, 14 октября, в ряде регионов пройдут выборы разных уровней. В пяти субъектах РФ кандидатов в губернаторы впервые пропустят через «муниципальный фильтр». Но прежде чем вступить в локальную войну, высшим должностным лицам придется пройти аттестацию в федеральном центре. Служебные записки, циркулирующие в аппарате главы государства, которые оказались в распоряжении «Новой», документально подтверждают тот факт, что администрация президента непосредственно курирует избирательную кампанию «Единой России» и стремится жестко манипулировать электоральным процессом, а «президентский фильтр» на деле носит обязательный характер и касается не только кандидатов в главы субъектов.
В начале июля в Кремль, строго по графику, на защиту своих избирательных стратегий вызвали заместителей губернаторов, кураторов внутренней политики, руководителей избирательных штабов (ИШ), главных технологов кампании и секретарей региональных отделений (РО) партии «Единая Россия». Глав наиболее проблемных регионов, таких как Приморский край, Тверская и Ярославская области и Удмуртская Республика пригласили на совещания лично, а главу Калининградской области — «по отдельному графику». Защита проектов в Управлении президента РФ по внутренней политике проходила в двух форматах: коллективное совещание (несколько регионов вместе) и индивидуальная защита (совещание у руководителя управления Олега Морозова). Процесс контролировали 16 человек из Управления по внутренней политике и 20 — из «Единой России».
….Тверская область (выборы депутатов Тверской гордумы):
Есть проблема, связанная с подходом к процедуре праймериз — с одной стороны, есть желание РИК сделать из предварительного голосования инструмент влияния на формирование списка по принципу «выживает сильнейший». С другой стороны — есть проблема легитимизации этой процедуры среди кандидатов, поскольку они сегодня не признают праймериз как объективный инструмент оценки их потенциала, соответственно, велика вероятность конфликтов, саботажа и провокаций.
Целенаправленную системную работу по формированию «пятой колонны» ведет экс-губернатор области Дмитрий Зеленин. С учетом того что он располагает финансовыми ресурсами и далеко не глупый политический игрок, высока вероятность появления на выборах ряда неконтролируемых непарламентских партий, множества кандидатов, вдруг обретших финансовый ресурс, и оппозиции, получившей ресурс.
Действующие представители власти, имеющие формальное отношение к партии, заинтересованы только во внутриполитической игре и понятной конфигурации персонажей по итогам ИК (избирательной кампании. — «Новая»), а не в достижении системного результата при голосовании за бренд ЕР. Они не способны консолидировать команду, сформировать бюджет и добиться результата при голосовании за ЕР.
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ
Выборы депутатов Тверской городской Думы
- Электоральная история:
Избирательное объединение |
Результат на выборах в Тверскую городскую думу2009 г. (%) |
Результат на выборах в ЗС2011 г. (%) |
Результат на выборах в ГД2011 г. (%) |
|||
|
12.10.2008 |
01.03.2009 |
По региону |
По Твери |
По региону |
По Твери |
ЕДИНАЯ РОССИЯ |
49,04 |
29,44 |
39,79 |
27,87 |
38,44 |
28,00 |
КПРФ |
30,12 |
49,18 |
24,65 |
28,47 |
23,23 |
27,00 |
ЛДПР |
9,03 |
9,25 |
11,01 |
12,38 |
11,69 |
13,00 |
Патриоты России |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Яблоко |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Правое дело |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
СР |
7,52 |
5,70 |
21,27 |
27,34 |
19,80 |
22,00 |
Выборы Главы города Твери2009 г. (%) |
Выборы Президента РФ2012 г. (%) |
||
В соответствии со статьей 36 Устава города Твери Тверской городской Думой избран Главой города Твери Бабичев Владимир Иванович. (Решение Тверской городской Думы от 11.03.2009 № 3 (43) «Об избрании Главы города Твери») |
|
По региону |
По АЦ |
Путин В.В. |
58,02 |
51,3 |
|
Зюганов Г.А. |
19,71 |
20,5 |
|
Прохоров М.Д. |
8,88 |
13,8 |
Численность населения: 404 030 Численность избирателей: 337 710
Глава административного центра: Бабичев Владимир Иванович, глава города Твери, срок полномочий – 12.03.2009-12.03.2014 (5 лет), член партии «Единая Россия», член РПС.
Глава администрации города: Павлов Валерий Михайлович, глава администрации города Твери, срок полномочий – 29.03.2012-29.03.2014, член Тверского городского политсовета партии.
Представительный орган административного центра: Тверская Городская Дума, срок полномочий - 12.03.2009-12.03.2014 (5 лет), уставная численность -33 человека, фактическая численность – 33 человека, пропорциональная система формирования, метод распределения мандатов – империале.
- Председатель: Бабичев Владимир Иванович, член партии, член РПС
- Фракция ЕР: Фракция партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Тверской Городской Думе, 14 человек, руководитель – Аксенов Сергей Михайлович, руководитель фракции
- Фракция КПРФ: Фракция партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в Тверской Городской Думе, 13 человек, руководитель – Котельников Сергей Яковлевич, руководитель фракции
- Депутаты – члены партии Справедливая Россия – 1,
- Депутаты – члены партии ЛДПР – 2,
- Независимые депутаты -3.
Количество избирательных участков: - 180.
- 2. ПРОЦЕСС ИЗМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Требования ФЦ не выполнены.
Поправки в Избирательный кодекс Тверской области планируется внести на рассмотрение депутатов Законодательного Собрания Тверской области. Внесение будет производиться двумя попытками – на очередной сессии 28.06.12, страховочный вариант - внеочередное заседание ЗС ТО 12 июля 2012г.
Требования ФЦ и их выполнение:
- Список кандидатов по единому избирательному округу должен состоять из общей (не более 5 кандидатов) и региональных частей.
Требование рассматривается.
- Предусмотреть, что при отказе кандидата из общесубъектовой части списка кандидатов от депутатского мандата, указанный мандат передается в региональную группу, определяемую по предложению коллегиального постоянно действующего руководящего органа регионального отделения Партии.
Требование рассматривается.
- Количество и территории региональных групп списка кандидатов по единому округу должны соответствовать количеству и территориям одномандатных избирательных округов.
Требование рассматривается.
- Региональные группы списка кандидатов по единому избирательному округу должны в совокупности охватывать весь единый избирательный округ.
Требование рассматривается.
- Перейти с метода наибольших остатков на метод делителей (Империали).
Требование рассматривается.
- Предусмотреть, что к распределению депутатских мандатов допускаются не менее двух списков кандидатов, преодолевших избирательный барьер, установленный в регионе.
Требование рассматривается.
3. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ГОЛОСОВАНИЯ. ПОДГОТОВКА, ХОД ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ГОЛОСОВАНИЯ
13.07-20.07. 2012г. – выдвижение кандидатур для участия в предварительном голосовании. 24.07.2012г.-13.08.2012г. процедура проведения предварительного голосования.
На сегодняшний день есть проблема, связанная с подходом к процедуре праймериз – с одной стороны есть желание РИК сделать из этой процедуры инструмент влияния на формирование списка – т.е. отработать по принципу «выживет сильнейший», пропустив через праймериз всех потенциальных кандидатов. С другой есть проблема легитимизации этой процедуры среди кандидатов, поскольку они сегодня не признают праймериз как объективный инструмент оценки их потенциала, соответственно, при реализации такого варианта праймериз велика вероятность конфликтов, саботажа и провокаций.
При этом понимания по потенциальному списку желаемых кандидатов, безотносительно к процедуре праймериз, РИК на сегодняшний день не имеет.
4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ (ЭЛИТНАЯ СИТУАЦИЯ, КОНФЛИКТЫ)
Политическая ситуация в г.Твери характеризуется развитием управленческого и политического кризиса, приведшего к прекращению полномочий Тверской городской думы и началу досрочной избирательной кампании. Особенностью т.н. «элитной» ситуации является наличие множества разрозненных центров общественного влияния, неспособных консолидироваться для решения общегородских и общерегиональных задач. Дробность центров влияния создает условия для постоянных конфликтов, которые решаются в непубличном поле. Представляется вероятным, что предлагаемая избирательная система на выборах депутатов ТГД (смешанная система, территориальные группы, наличие института самовыдвижения) катализирует активность всех «элитных» групп для решения их частных целевых интересов в избирательной кампании.
По экспертной информации целенаправленную и системную работу по формированию «пятой колонны» кандидатов ведет экс-губернатор области Д. Зеленин. Учитывая, что Д. Зеленин является весьма ресурсным в финансовом плане и далеко не глупым политическим игроком, высока вероятность появления на выборах в ТГД ряда неконтролируемых политических субъектов – непарламентских партий; оппозиции, получившей ресурс; множества кандидатов, вдруг обретших финансовые возможности для проведения ИК.
- 5. ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
Мониторинг социального самочувствия жителей административного центра Тверской области и анализ общественно-политической ситуации в г.Твери показывает крайне низкий уровень доверия к муниципальным органам власти. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИИ БУДУТ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ЦИК 25-26.06.12. В этой связи следует предполагать, что избирательная кампания в ТГД будет проходить на протестной повестке. Значительное количество кандидатов (предусмотренное принимаемой избирательной системой) и актуальная политическая повестка вероятней всего приведет к значительной явке избирателей (40% и выше). По экспертному мнению основным социально-политическим запросом населения на предстоящих выборах является кардинальное обновление органов власти местного самоуправления, причем, в большей степени не персональное, а структурное, отвечающая потребностям горожан в прозрачной, некоррумпированной, компетентной городской власти.
- 6. ВЫВОДЫ (ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ)
Позитивный прогноз: проведение масштабной, гласной кампании по обсуждению оптимальной системы городского управления, выдвижению и предварительному голосованию за кандидатов в депутаты Тверской городской думы. Жесткая критика недостатков в исполнительной власти города, четкое реагированию административного ресурса на реализацию общественно-политического запроса.
Негативный прогноз: рассыпание избирательной кампании по избирательным округам, попытки проникновения в систему управления избирательной кампании скомпрометированных представителей городской власти, активизация «элитных» конфликтов, криминализация избирательной кампании в одномандатных округах.
- 7. УПРАВЛЕНИЕ КАМПАНИЕЙ
На уровне г. Твери интересантов в достижении системного результата при голосовании за бренд Партии – нет. Действующие представители власти, глава администрации города, глава города и другие лица, имеющие формальное отношение к Партии заинтересованы только во внутриполитической игре и понятной конфигурации персонажей по итогам ИК. Они не способны консолидировать команду, сформировать бюджет и добиться результата при голосовании за Партию.
При первом приближении к анализу ситуации - потенциальный заказчик внятной ИК по выборам ТГД – губернатор Тверской области А.В. Шевелев. Исполнитель от власти – 1-й заместитель губернатора Дудукин С.А.
Аргументы: фондрайзинг и управление ИК, в том числе на уровне работы с УИК, в условиях множественных, слабо скоординированных центров силы возможет только на уровне региональной власти. Однако, учитывая, что губернатор в области работает не долго, пока не ясен ресурс его влияния на бизнес, не ясны возможности по формированию бюджета.
Базовое технологическое сопровождение – РИК Партии в Тверской области (В. Пашедко). Однако, требуется технологическое подкрепление по ряду профильных позиций (стратегическое и проектное направление, СМИ, организационно-полевая структура, юридическое сопровождение, контр-работа, организация работы с УИК и т.п.)