Платон - за и против
Необходимое вступление: я не дальнобойщик, не транспортник, обычный гражданин. В этом тексте я попытаюсь обосновать свое мнение: почему нужно поддержать дальнобойщиков и почему "Платон" должен быть отменен.
Я не утверждаю что написанное есть истина в последней инстанции и вполне допускаю мысль что я где-то могу ошибиться. Если это так - напишите мне об этом, ведь как известно, истина рождается в спорах.
"ЗА"
Идея со сбором с большегрузных машин в общем-то здравая, у нас большая страна и нам нужно много дорог. Нам, тем кто живет в центральной части страны, с дорогами в общем-то еще повезло. Они у нас есть - какие-никакие и есть хоть какая-то инфраструктура вдоль них. Дальше на Восток - хуже. Поинтересуйтесь, как ездят на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке. Не впечатлило? Тогда почитайте про зимники в Якутии. Я бы тем, кто возит там грузы - давал бы медали и налоговые преференции, потому что перевозки там - это что-то вообще запредельное.
"Против"
1. Недоверие.
1.1. Наведите сначала порядок!
""Отсутствие современных строительных норм и существующая система ценообразования препятствует применению высокоэффективных технологий, в разы увеличивает затраты на строительство, - констатировал президент. - В некоторых городах и регионах затраты исключительно высоки".
Медведев привел пример: приблизительная стоимость километра автодороги Новгород-Усть-Луга составляет 190 млн рублей, в Сочи - 2 млрд рублей за километр, в Москве - 8 млрд рублей. "Почему такая разница?" - поинтересовался у присутствующих глава государства и выдержал многозначительную паузу.
"Очень трудно оправдать это географическим положением, стоимостью рабочей силы, здесь есть и какие-то другие факторы, - заявил глава государства. - Не может быть такой разницы, несмотря ни на что". "Есть, конечно, объективные вещи. Но разница двадцатикратная, тридцатикратная. Это ж все-таки не на Луне строят", - сказал Медведев." Президент Медведев, 2009 год.
С тех пор ничего не изменилось - колеи на трассах возникают даже там, где фуры не ездят. Может это Обама по ночам бегает по МКАД и дорогу портит?
Помните американский космический проект с марсоходом? Так вот, бюджет запуска космического корабля к Марсу составил всего лишь 1/3 (одну третью!) часть от стоимости строительства дороги Адлер-Красная поляна, протяженность 48 км. Слетать на Марс получается дешевле чем построить дорогу в нашей стране.
1.2. Почему чиновники выбрали для сбора платежей такую странную в условиях нашей страны систему - через какое-то непонятное ООО? Причем это ООО было выбрано без всякого конкурса. Если бюджет страны нуждается в пополнении - что бы не поднять топливные акцизы? Тогда не нужно было бы никаких вложений в инфраструктуру и администрирование этих средств, так как все есть и все давно работает. И это вызывало бы большее доверие - хоть из бюджета у нас средства испаряют только в путь (даже примеры приводить не буду - каждый может вспомнить эти фамилии), однако государству веры все-таки больше чем какому-то ООО. Так почему же чиновники так цепляются за это ООО? (Возможно, я ошибаюсь, тогда поправьте) Бюджет Росавтодора составляет 570 миллиардов рублей, через "Платон" хотят собрать 40 миллиардов. Это же всего 6 %! Почему чиновники так цепляются за них?
1.3. Кстати, об акцизах. Когда их повышали, законодатели обещали что отменят транспортный налог - мол повышенные акцизы заменят собой транспортный налог. Акцизы повысили, транспортный налог так и остался, и теперь каждый (!) владелец автомобиля платит дважды: и транспортный налог и повышенные акцизы.
1.4. Скорость внедрения и доверие. Еще три месяца назад про "Платон" знали только специалисты и то, не было известно когда он будет запущен. И тут в конце октября выскакивают как чертик из коробочки чиновники и говорят: мы закон 4 года назад приняли, доходы в бюджет заложили, через пару недель запускаем. Про экономические последствия напишу ниже, а тут просто отмечу что так быть не должно. Проглотим "Платон" - где гарантии что через месяц не выпрыгнет другой министр и не скажет: мы вот посчитали и пять лет назад закон приняли - жители России слишком много дышат, в общем через две недели запускаем сбор за воздух.
1.5. "Платон" и легковушки. По сети гуляли скриншоты из личного кабинета "Платона" с выбором типа транспортного средства, в том числе и автобусы и легковые автомобили. Верить этому или нет? Я думаю что верить, потому что в западных странах платят не только 12-тонники но и те, кто легче. И к тому же, "аппетит приходит во время еды" - зачем улучшать качество строительства дорог, качество государственного управления, если можно практически не напрягаясь пристегнуть еще одну категорию сборов. Так что если "Платон" пройдет - это будет лишь вопрос времени, когда у чиновников настолько разыграется аппетит.
2. Экономика
2.1. Предоплата Фактически получается что грузоперевозчик еще не выехал в рейс, еще ничего не перевез и ничего не заработал, но уже должен денег. Большим логистическим компаниям, сетевым ретейлерам со своим автопарком это просто доставит некоторые неудобства. Но! По некоторым оценкам у нас до половины перевозчиков (а в некоторых регионах и 60-80%) - это маленькие ИП, когда владелец фуры сам сидит за рулем. И у этих людей лишних денег нет. Введение "Платона" очень многих из них разорит. Вот и получается - с одной стороны Путин говорит о развитии малого и среднего бизнеса, а потом в спину этому бизнесу втыкают "Платон".
2.2. Тарифы. Меня удивило что правительство практически без боя, как только начались волнения, объявило о значительном снижении тарифов на какое-то время, вместо того чтобы отстаивать свою точку зрения, обосновывать - почему именно столько, обнародовать расчеты этого тарифа. Получается - "бабки любой ценой! Ну хоть сколько нибудь!".
Аргументы, приводимые защитниками "Платона" о тарифах в европейских странах, что дескать у нас они ниже - не состоятельны. Потому что нельзя сравнивать несравнимое - там другие по качеству дороги (а это сильно влияет на себестоимость по статье ремонт и ТО автомашины, ради интереса зайдите на трассе в магазин по грузовикам и вы поймете что самый дорогостоящий ремонт легковушки - фигня по сравнению с ремонтом грузовика), инфраструктура, уровень жизни и зарплаты, и самое главное - там другие расстояния. Ну-ка, посчитайте, сколько европейских стран поместится на территории только Центрального Федерального Округа? Вот то-то же.
2.3. Штрафы При запуске системы были установлены просто запредельных размеров штрафы, которые правительство после начала волнений быстренько уменьшило в 100 (сто!) раз. И это качественно подготовленный закон?
2.4. Рост цен коснется каждого жителя страны, хотя казалось бы, речь идет только о перевозчиках. Все подорожает, потому что себестоимость продукции увеличится. Ведь любой продукт производится из чего-то, что нужно доставить к месту производства. И потом перевезти к месту продажи то, что произвели.
Если кто-то забыл - курс рубля не так давно рухнул фактически в два раза, о повышении зарплат никто и не заикается. Рост цен в таких экономических условиях только ухудшит и без того непростое положение большинства граждан. Многие небольшие бизнесы, связанные с перевозками большегрузными автомобилями (да хоть те же мебельщики) станут нерентабельны и разорятся."Жизнь станет лучше, жить станет веселей!"
2.5. Планирование. Выше я писал что еще три месяца назад про "Платон" мало кто знал и думал. Соответсвенно, затраты на "Платон" не включались в сметы, договора и т.д. И теперь, когда "Платон" в пожарном порядке ввели, предпринимателям надо откуда-то брать деньги на это. Хорошо, если контрагенты признают "Платон" форс-мажорным обстоятельством и путем переговоров придут к какому-то соглашению. А если нет? А если контрагент - государство, и работа ведется по утвержденной смете, в которую никто не заложил эти расходы? Тогда как быть? За счет своей прибыли? А если ее не достаточно? Например при строительстве или ремонте дороги требуется перевезти горы материалов - всякий там песок, гравий и т.д. Как тогда? Экономить за счет качества? В лучшем положении тут оказывается торговля - они просто переложат рост себестоимости в розничные цены а покупатель оплатит. Строителям сложнее, но тоже жить хоть как-то можно: застройщики уже объявили что введение "Платона" приведет к росту цен на 7-10%.
3. Технология
3.1. То, что "Платон" периодически не работает и не верно считает расстояния и прокладывает маршруты, говорили практически с момента его запуска. По ссылке можно почитать статью, как журналисты решили проложить маршрут из подмосковного Егорьевска в Тверь через Кимры и что из этого вышло. http://www.avtovzglyad.ru/obshestvo/socium/2015-11-20-rossijskie-dalnobojschiki-protestami-otmenili-shtrafy-/
3.2. Я заглянул на сайт "Платона". Фронт-энд сайта сделан на Вордпресс. Я знаю и люблю эту систему, сам ею пользуюсь, но... Проект стоимостью 29 миллиардов рублей, пользуется Вордпресс. Вордпресс, Карл! Я даже не знаю с чем это сравнить! Зато понятны сбои и глюки "Платона" - Вордпресс отличная система (по некоторым оценкам на ней работает до 20% сайтов в мире), но ни один серьезный, высоконагруженый проект таких масштабов не использует Вордпресс. Знаете, круче было бы только если бы сайт "Платона" собрали на каком-нибудь конструкторе бесплатных сайтов.
Надеюсь, теперь вы понимаете, почему я сравниваю "Платон" с набегом гопника на прохожего в темной подворотне. Только вот таких ни в чем не виноватых прохожих получается целая страна.
Распространение этого текста улучшает карму. Наверное! :-)
Уточнения и дополнения всячески приветствуются.
Спасибо за внимание, всем хорошего дня!
P.S. Расчеты, приводимые дальнобойщиками, я тоже считаю не вполне корректными, так как они учитывают в своих расчетах полный годовой пробег машины, тогда как сейчас (пока еще!) речь идет о пробеге только по федеральным трассам.
#антиплатон