05 Февраля 25, 21:00
Архив ТИА
Блоги, Общество
04 Ноября 2012, 17:40

4 ноября. Ох, уж этот странный праздник

  Отличный день для того, чтобы освежить нашу память. Всякий раз, когда мы начинаем праздновать "нечто", что произошло в истории нашего государства, мы стараемся соотнести миф об этом событии с реальностью. Ну, вроде как принято считать, что Бородинское сражение это победа, а 23 февраля 1918 новосозданная Красная Армия остановила немцев, и лучше не копаться в деталях, чтобы не выяснить неприятные вещи.

    Люди привыкают к преданию. А уж что касается событий Смутного времени начала XVII в., то преданий и мифов о том периоде - пруд пруди и ещё останется. Собственно, мифы уже тогда шли рука об руку с фактами.

   Сегодня же тем более становятся непонятны попытки возвести мифы в факты, когда уже и источники доступны с разных сторон, и политическая подоплёка, казалось бы, отошла в столетия. Но, как оказалось, не навсегда. 

  Как и почему наши власти в 2005 году вдруг вспомнили про события 1612 года - известно. Всё вполне очевидно - 7 ноября слишком одиозен, не нравится, но отдыхать в ноябре народ привык, так что давайте, господа историки, найдите нам заменитель. Историки репу почесали и нашли. А тут и нацики всех расцветок подоспели - раз день народного единства, то значит русского. Русские вперёд! И не важно, что под знамёнами, отдалённо напоминающие символ уничтожения людей в XX в. по расовому признаку (в т. ч. наших граждан) - русские, и всё тут. Ну, это ладно - пусть ходят на здоровье. Мне же больше интересно "откуда есть пошла" вся эта историческая возня.

  1. Давайте посмотрим, что мы знаем как историки, а не как творцы мифов или верующие люди, привыкшие к некоему преданию – что происходило в эти дни в Москве? А знаем мы это достаточно чётко, ибо источников много, как с нашей, так и польской стороны.  Итак, 4 ноября, или 25 октября по Юлианскому календарю в военных действиях между Вторым ополчением Пожарского и польским гарнизоном в Кремле ничего не случилось. Абсолютно. Единственно что, есть запись в одном из польских дневников о том, что была небольшая попытка штурма Кремля, которая была отбита. Все.

 2. А ещё это был праздник Казанской иконы Божьей матери Одигитрии. Вопрос - как она была связана со Ополчением Пожарского? Изначально она была привезена в Первое Ополчение Ляпунова из Казани, что Ляпунову совсем не помогло - он был убит казаками в 1611 г. Уже ненужную икону повезли обратно в Казань и застряли в Ярославле, но тут и случился Пожарский с Ополчением, пришедший из Нижнего Новгорода. Дальше с неё был сделан список, и одну икону отправили в Казань, другую взяли с собой. Потом уже появились легенды о разных чудесах и исцелениях, но ни одной записи тех лет ни о каких чудесах не имеется. Уже после утверждения Михаила Романова в 1613 г. Пожарский настоятельно втолковывает юному Мише о важности этой иконы. Празднование было таки учинено, но сугубо местное, в приходской церкви рядом с домом Пожарского. И только в 1620 году, когда уже вернулся Филарет внезапно нашлись очевидцы, что икона то оказывается чудотворная! Но было откровенно не до неё. И вот опять вмешалась политика - 1629 г, готовиться война с Польшей и икону вспоминают, как символ, помогающей в борьбе с вражьими латинянами. Для неё строят храм и праздник становится государственным.

   Но и это ещё не всё. В 1648 г. у царя Алексея рождается сын. Обратите внимание на дату - 22 октября. В сентябре 1649 г. и выходит постановление - Праздновать Казанскую Богоматерь 22 октября.

3. В далёком 1649-м году этот праздник имел два мотива. Первый - освобождение Москвы, это правда. Но не от поляков, а от "литвы" ("поляки" стали в ходу гораздо позже). Второе - рождение царевича. Праздник и был государственным и православным, т. к. государственной религией в России до 1905 г. формально было Православие, да и потом Конституционные акты не особо выполнялись. Но что тут важно? Не было привязки по дате к освобождению Москвы. Просто не было. По сути, не родись царевич в такой удачный день - не было бы праздника.

4. Пока не наступило 7 ноября 1917 года, которое после 1991 года никак не давало покоя нашим властям. Левый электорат и просто люди, привыкшие к этому дню, как к празднику, упрямо выходили на улицы. Ельцин, очень осторожно относившийся к коммунистическому прошлому страны, назвал день Днём Согласия и Примирения, но не помогло. Кстати, французов совершенно не беспокоит 14 июля. День взятия Бастилии независимо от идеологических и политических предпочтений - государственный праздник, символ народной борьбы и т. п. И праздновался он во всех республиках Франции от Первой до Пятой. У нас решили проще - давайте сделаем Казанскую и подверстаем исторические события. Кстати, я ничуть не удивился, когда узнал, что идею с 22 октября, переформировавшимся в 4 ноября активно форсировал Отдет внешних сношений РПЦ. Заведовал им тогда... митрополит Кирилл. Ныне Патриарх.

 5. Как принимали этот закон в Думе - без слёз и смеха не вспомнишь. Уж и речи говорили о важности сего дня для истории России, "олицетворяющего героическую преемственность российского народа"... Кстати, говорили же про взятие Китай-Города, а никак не Кремля, но что то я не помню, чтобы символом власти и величия в России был Китай-город, а не Кремль (кстати, Кремль и "город" тогда были идентичными понятиями). "Победа наложила основу для строительства фундамента независимого государства…»" Щито? О_о. Да Россия как стала независимой в 1480-и году, так и была дальше. И Владислав I на престоле вовсе не означал потерю независимости - нормальная практика того времени. Но зачем нам знать историю, правда? Русские, вперёд же ж! 

6. В XVII веке 4 ноября было 25 октября. Вы спросите - а как же тогда праздник Иконы? А шут его знает. Историю знать вредно. Ещё один вопрос - почему было не сделать праздник 4 ноября обычным религиозным праздником вышеназваной Иконы? А шут его знает. Потребовались пафосные слова о "Единстве", государственном значении и прочем. И вовсе не равнозначен этот праздник 9 мая, как бы ни хотел этого Патриарх Кирилл. Даже такое сравнение - это просто кощунство.

7. А что получили? День народного единства, а на улицы выползают националисты. Им уже и не важно, что там было 4 ноября. У них эта дата ассоциируется только с одной фразой - "русский марш", и никому уже не интересны ни богослужения в этот день, ни что там скажет Президент. Это всё обсуждать никому не интересно. Но Русский марш - это да. Вспомните Татарский марш в этот день с лозунгом "Долой русский (московский) тоталитаризм!" Это к вопросу о единстве.

8. А что же было в том далёком 1612-м году? 26 октября, то есть 5 ноября по новому стилю, гарнизон Речи Посполитой в Кремле подписал договор о капитуляции и выпустил  бояр. А 27-го ополченцы вошли в Кремль. Несколько дней пришлось убираться, ибо во время осады у поляков творился полный треш. 1 ноября состоялась торжественная процессия, во главе которой находилась икона «Умиление» Владимирской Божьей Матери из Успенского собора. Это была главная святыня России в главном храме России. Про Казанскую никто тогда не вспомнил, потому что и значимость была соответствующей.

      Я считаю, что праздник обязан пройти 
тяжелую историю. При всей моей "любви" к событиям 7 ноября 1917 г. должен сказать, что очень многие  его пронесли через Вторую мировую (Великую Отечественную), и он куда ближе и роднее, чем то, что празднуют сегодня.

   Уж простите, если кого обидел.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх