19 Мая 24, 03:37
Блоги, Общество
27 Августа 2012, 11:31

Есть ли будущее в тверского трамвая?

Он в пробке не стоял,
Он ехал очень быстро,
Не плёлся он – бежал,
Летел вперёд со свистом.

  Удивитесь, стихотворение посвящено трамваю. Видимо, его автор не видел нашего трамвая. 

  Отметил город 15 августа 111-летие нашего родного трамвайчика. Когда-то это был практически единственный вид транспорта. В общем то, большее время своего существования претензий к нему не было. С 90-х тверской городской электротранспорт постепено начал скатываться в то, что мы имеем сегодня. И хотя троллейбусный парк ещё имеет некоторый потенциал и востребованность, то трамвайный...

   Не секрет, я неоднократно высказывал позицию и бессмысленности вкладываться в наш трамвай. Планировка города, перегруженность дорог автомобильным транспортом, низкая востребованность... Вообще, чтобы поискать плюс в трамвае - надо очень постараться. Правда, подобная позиция, судя по оценке комментариев, не пользовалась поддержкой. Впрочем, и контраргументы были в стиле, что надо, мол, вообще пешком ходить, что весьма символично. Но, всё же попробeем:

1. Есть ли потенциал у тверского трамвая? НАчнём с того, есть ли вообще потенциал у трамвая в современном городе? Известный блогер и по совместительству депутат М. Кац в блоге писал о трамваях на примере городов Германии. Там, в своё время, тоже был сделан вывод, что они устарели.

"Многие европейские города пострадали в 50-е и 60-е годы от одной из главных градостроительных ошибок – закатывания в асфальт трамвайных рельсов. Происходило это везде примерно по одной и той же схеме: уровень автомобилизации рос, машинам начинало не хватать места, и тут-то автомобилисты и замечали большие пространства в городе, используемые под непонятные железные драндулеты, ходящие раз в 5-10 минут. "

 Но, как показала практика - не помогло. "Произошла простейшая логическая ошибка – политики и градостроители перепутали задачу. 
Они стали пытаться увеличивать пропускную способность, измеряемую в транспортных средствах, а не в людях. По трамвайной ветке, где ходит один трамвай раз в 5 минут, можно запустить 50 машин, казалось бы, аж в 50 раз увеличили пропускную способность! 
Но 50 машин перевозит за эти 5 минут ~75 человек и это предел, больше никак не проедут. Трамвай же, даже который раз в 5 минут ходит, может перевозить 200 человек, а еще трамвай можно запустить раз в 2,5 минуты и тогда он вообще сможет перевозить 400 человек. "

  Вот такие нехитрые расчёты. Во многих больших городах трамвай - это не проблема и не препятствие, как у нас, а очень удобный и качественный вид транспорта. Он не дребежзит и не трясётся, быдто того и гляди рассыпется, не мешается на дорогах и т. п. Города, которые сделали ставку на развитие дорожной сети и тем самым повысить проходимость дорог в принципе, сталкиваются уже с проблемами окружающей среды. 

2. Что можно сделать у нас? Каковы претензии к нашему трамваю, в частности у меня? 

    а) Он неудобен. Он медленный и нанадёжный. Пока его ждёшь, за это время успеет пройти 4-5 маршруток до твоего места назначения. Да и вообще не знаешь, есть ли смысл его ждать, может на линии авария, и там всё встало уже. Никто же не сообщит. На остановках нет ни табло электронного, ничего. К вечеру так и вообще заявленное время - 30-40 минут частота езды. 

    б) Он невыгоден городу. Основные "клиенты" трамвая - это льготники и пенсионеры. Соответственно, прибыли с него как таковой нет. Нет прибыли - нет развития. Всё. Нет, я не против льгот, но известно, что эта разница должна погашаться из бюджета. Но она или не погашается вообще, о чём регулярно плачет руководство, или погашается с горем пополам.

   в) Он мешает автотранспорту. В основном - перекрёстки и узкие места (район Речного вокзала, пл. Капошвара, ул. Коминтерна и Привокзальная пл.). Так как решения в принципе нет никакого (мост никто строить не собирается новый, надземные или подземные переходы в р-не вокзалов тоже), то ситуация пущена на самотёк. Ну, а тут, сами понимаете, пока будут комиссии по проверке комиссий по проверке необходиости проверки.. это годы пройдут. 

3. Конечно, хочется, чтобы Тверь стала современным городом. С хорошими дорогами, хорошей их проходимостью, контролем за качеством и т. п. Трамвай - непременный атрибут современного города. Да, если его совсем закрыть - это не улучшит ситуацию, а даже усугубит. Но для качественного изменения ситуации необходимы политическая воля городского руководства, желание в эти дела вкладываться, терпение - ибо отдача поначалу не будет большой. Плюс, проблема с маршрутками никуда не денется. Они волей-неволей берут на себя функции основного вида городского транспорта. А там частники. А они заинтересованы. В общем, если сейчас с трамваем ситуацию пусткать на самотёк и дальше - то потом с ним возится уже не будет смысла.

4. Что можно сделать.

   а) Вариант реалистичный - убрать трамвай в Заволжский район. Пусть он ходит по маршруту Горбатка - Соминка - Константиновка. Парк сейчас там, через мост не будут ползать - посвободнее на Речном. На Коминтерна рельсы снять. Дорогу там расширить и ждать ещё 10 лет, когда построят переходы. Количество маршрутов, естесвенно, будет минимальным. Это позволит снизить расходы. Доходы там так и так не увеличить. Так что пусть всё это дело на рельсах низкого качества и вагонах такого же качества трясётся дальше, перевозя по 10 льготников в вагоне.

 б) Хотелки. Увеличить количество современных трамваев. Старые - все в мусор. Они не соответствуют никакому мировому стандарту. Выделить отдельные полосы под транспорт, где будут и рельсы. Можно поискать, как это сделано в Дрездене - там рельсы лежат в асфальте, там же могут ездить и автобусы - дорога ровная. Соответственно, новые составы, быстрые, ходить должны часто - каждые 5-10 минут. На остановках - электронные табло, чтобы точно было видно, сколько ждать, и если там написано, что в 10-42, значит он должен приехать в 10-42, а не в 11-33. В Чехии давно научились это делать, не знаю, почему у нас всё как у дикарей не полюдски. (Кстати, там некоторые виды транспорта вообще круглосуточно ходят). При этом надо плавно сокращать количество маршруток, убрать дублирующие маршруты, оставить или перепланировать маршруты в труднодоступные части города. Но с таким расчётом, чтобы трамвай, троллейбус и автобус были первичными, а остальное - вспомогательным видом транспорта, а не наоборот. Совсем хорошо - подземные или надземные переходы в районе вокзалов хотя бы для начала (в перспективе не мешали бы и на Речном, и на Капошвара). 

   в) Ничего. Что устраивает маршрутчиков, усугубляет проблему пробок и и без того убогое положение городского электротранспорта. Просто надо иметь в виду, что транспортная проблема - это не сиюминутная блажь, проблемочка, которая сама собой рассосётся. Наоборот - дальше будет хуже.

5. Не вижу небходимости в трамвае в том качестве и виде, в каких он существует сегодня.

читайте нас в google-новости
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх