О тарифах, воровстве и менталитете
Недавно у меня состоялся занимательный неофициальный разговор с тверским предпринимателем А. Он, зная, что я занимаюсь регулированием тарифов, не преминул пожаловаться: для него, представителя малого бизнеса, тарифы на электроэнергию слишком высоки (о, нет, он не занимается энергоемким производством! Речь идёт о паре небольших магазинов в Твери).
Слыша такие высказывания постоянно (ну какой потребитель не хочет, чтобы ему отпускали электроэнергию бесплатно или ещё и доплачивали бы?), начинаешь терять к ним интерес. Но вот следующая тема разговора с А. меня заинтересовала не только как экономиста и государственного служащего, но и как психолога. Это тема воровства.
Жаловался А., что он знает в Твери массу магазинов побольше, чем у него, которые или вообще потребляют электроэнергию без счётчиков, или их владельцы дают взятку знакомому энергетику, чтобы тот показатели счётчика обнулил. И возмущает господина А. не факт воровства, а то, что «остальные» вообще не платят!!! А он – экая несправедливость – платит по тарифу, который считает слишком высоким!
В ответ я поинтересовался: не хочет ли он назвать эти магазины, чтобы я сообщил об этом соответствующей сбытовой компании, а она устроила проверку по факту хищения? В ответ я получил категорический отказ, гримасу презрения и заверение: стучать он не будет! Зная, как устроена система расчётов и тарифов (то, что украдёт одни, в конечном итоге оплатят другие и иного не дано), я испытал некоторое удивление.
Мой собеседник, конечно же, недостаточно ориентируется в специфике экономики электроэнергетики и тарифообразования. И я подробно объяснил ему, что одной из составляющих «высокого» тарифа, которым он так недоволен, является воровство электроэнергии. Да, то самое воровство, коим занимаются его знакомые коммерсанты, на которых он «благородно» не хочет стучать.
Предприниматель А., кажется, понял мои объяснения: те, кто крадут электроэнергию, обворовывают лично его… Но позицию не изменил.
По сути, у каждого из потребителей есть простая альтернатива: либо ты участвуешь в системе и помогаешь наводить в ней порядок, либо участвуешь в беззаконии (пусть даже пассивно) и послушно платишь за то, что украли другие.
Но если потребитель знает о фактах воровства и молчит, то странно слышать от него жалобы на высокий тариф. Своим молчанием он обкрадывает сам себя. И если он это понимает, то для меня эта ситуация аналогична тому, что у него бы воры обокрали магазин, а он бы не пошёл писать заявление в милицию, потому что «стучать нехорошо».
Нет, я не призываю «стучать»! Я лишь хочу заметить, что решение многих проблем находится в наших собственных руках – граждан, предпринимателей, чиновников – и от нас самих очень во многом зависит наше благосостояние, качество нашей жизни и, в конечном итоге, тот мир, в котором мы будем жить и работать, и в котором будут жить и работать наши дети.
П.С. специально поинтересовался и выяснил: например у ОАО «Тверская энергосбытовая компания» (крупнейшая энергосбытовая компания Тверской области) существует специальная «горячая линия», по которой можно сообщить в том числе и о таких правонарушениях как воровство (можете его назвать «бездоговорным потреблением», обнулением электросчётчиков, но суть не меняется) электроэнергии – 8 (800) 450-00-69.
П.П.С. Не поленился проверить: «горячая линия» работает и там готовы принять информацию о совершаемых хищениях.
Каждый из нас может сделать свой вклад в снижение тарифов!