19 Апреля 24, 18:21
Блоги, Общество
05 Августа 2011, 10:19

Что надо сделать для развития медицины в России? Мнение.

Фрагмент интервью председателя Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Надежды Алексеевой газете ВЗГЛЯД.  (Полный текст интервью по ссылке).

... "ВЗГЛЯД: Выгодно ли заниматься частной медициной как бизнесом в России?

Надежда Алексеева: Чтобы это было выгодно, надо строго запретить платные услуги в госучреждениях. Хотите зарабатывать дополнительно? Становитесь индивидуальными предпринимателями, но без использования госсобственности.

Потом надо сделать три вещи. Надо сделать нормальные тарифы по ОМС. За консультацию врача-специалиста тариф 207 рублей – это чашка кофе на улице в Париже за 2,5 евро. Так не должно быть, это унизительно. Поэтому в государственных клиниках часто пациента и на койке дольше держат, и лишние услуги «накручивают», чтобы получить с него больше. Тарифы ОМС должны соответствовать себестоимости услуг. Мы по ОМС тоже работаем – но я воспринимаю это как благотворительность.

Надо сделать одинаковые права в доступе к госзаказу по всем услугам в здравоохранении  и, в-третьих, дать доступ к льготным кредитам для здравоохранения.  Сейчас медицину вообще не кредитуют, потому что у многих нет залогов. Если здание в собственности, можно попробовать получить кредит, а если здание в аренде – кредит не дадут.

А ведь все здравоохранение можно вытянуть, если дать инициативу частному бизнесу, дать ему льготные кредиты под гарантии государства. Причем частное здравоохранение выгодно государству, ведь оно не просит денег, как госучреждения, оно берет взаймы. Надо просто сделать поменьше % и побольше срок возврата, почему этого никто не понимает?

А новый нашумевший законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», наоборот, узаконивает платные услуги на базе государственных учреждений и ограничивает права частных медицинских организаций.

Сколько писали по поводу продекларированного в конце прошлого года налога на прибыль, который с 1 января для предпринимателей в здравоохранении должен быть «ноль». Закон вышел в первых числах января, но оказалось, что, как говорится в законе, нужно за месяц до окончания календарного года подать заявку, чтобы не платить этот налог.  А как подать заявку за месяц, если закон вышел позже? Получается, в этом году пролетаем. Юристы говорят, что это делается специально. Декларация и все.

ВЗГЛЯД: Чем мешает наличие платных услуг в госучреждениях нормально развиваться частной медицине?

Н. А.: Практически везде и всюду путают понятия платная и частная медицина. Платная медицина – это платные услуги в государственных учреждениях, разрешенные еще в 1996 году.  В настоящее время это абсолютно недопустимо. Если заглянуть в Гражданский кодекс, то это называется незаконное предпринимательство с использованием государственной собственности, да ещё и по сговору группой лиц. Имея все бесплатно, не арендуя помещения, не покупая оборудование, госучреждения с помощью платных услуг извлекают личную выгоду. В процессе участвуют все: и главные врачи, и их замы, и завотделениями, и врачи на местах. Там, где есть платные услуги в госучреждениях, там процветает и черный нал. Всегда можно обойти кассу, и любой сталкивался с тем, что доктор предлагает заплатить меньше рентгенологу, узисту и т. д.  Так как платят все поголовно, формируется «очередь» на гарантированную бесплатную помощь, обойти которую можно, только заплатив! То, что творится в России, не поддаётся логике цивилизованного государства!

В России никогда не будет бесплатной медицины, потому что не запрещены платные услуги в госучреждениях. Бесплатные услуги подменяются платными везде и всюду. Мне казалось, что это очевидные вещи, но на это закрывают глаза. Если бы сделали государственное – бесплатное и частное – платное, все встало бы на свои места. Платные услуги надо запретить. Тем более сейчас, когда идет такое мощное государственное финансирование, какие могут быть платные услуги?

ВЗГЛЯД: Нужно больше или меньше государства для организации в целом всего процесса здравоохранения?

Н. А.: Однозначно надо меньше государства. Сейчас пропагандируется и доминирует государственно-бюджетная модель развития здравоохранения. Но сейчас надо сделать акцент на развитии предпринимательства в сфере здравоохранения.

Надо просто дать возможность частному бизнесу заниматься здравоохранением, и он поднимет здравоохранение на новый высокий профессиональный уровень, причем уровень без дополнительных государственных субсидий,  с привлечением иностранного капитала, что крайне важно перед вступлением в ВТО."....

Справка: По данным Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга, в 2009 году доля частных клиник в России составляла всего 8%, остальные были государственными, тогда как в США и Германии доля частных учреждений здравоохранения составляет 54% и 45% соответственно.

Вот такие дела. Бесплатной медицины не бывает. Вопрос лишь в том, кто оплачивает врачебную помощь: государство, работодатель или сам пациент. В последние годы из-за низкого качества государственной медицины быстро растет спрос на платные услуги. При этом на «черный нал» приходится чуть ли не 50% всех средств, которые пациенты расходуют на врачей.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) остается страховым только по форме. По сути, фонды ОМС только распределяют бюджетные средства по поликлиникам и больницам. Деньги по крайне низким тарифам выплачиваются за принятого больного, то есть чем чаще люди ходят к врачам, тем это выгодней медучреждениям. Однако качество «бесплатной» медицины с каждым днем ухудшается, а средств на лекарства, питание, оборудование, зарплату врачам хватает не всегда.

В 1996 г. в России вышло правительственное постановление «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», и госбольницы занялись коммерческой деятельностью. При этом ни врачи, ни администрация госклиник не получили новой мотивации для коренных изменений стандартов своей работы. Рост числа частных клиник в России – ответ на потребность общества в качественной медпомощи.

Определить истинный объем рынка платных медуслуг достаточно сложно.  Объем рынка платных медицинских услуг в 2010 г превысил 240 млрд руб. (http://www.raexpert.ru/researches/publications/dms2011_100311c/) При этом 20% пришлось на теневой сектор – деньги, уплаченные в карман врачам госклиник в виде благодарности или «мимо кассы» опять же напрямую врачам в платных клиниках. Другие эксперты считают, что на «черный нал» приходится чуть ли не 50% всех средств, которые расходуют пациенты. Получается, что население давно готово платить за медпомощь. Между тем медуслуги востребованы не только физическими лицами, но и предприятиями, которые оплачивают лечение своих сотрудников.

Согласно данным Минздравсоцразвития, оборот отечественного рынка коммерческой медицины ежегодно увеличивается на 12%, а согласно Росстату – на 18%. По российским законам платные услуги имеют право оказывать все типы лечебных учреждений: государственные, ведомственные госпитали и медсанчасти, представительства зарубежных медучреждений, частные отечественные клиники, частнопрактикующие врачи. Между тем наличие платного обслуживания в госклиниках только провоцирует рост теневого сектора. «Если все равно придется платить, то какая разница – в кассу или лично врачу?» – считают многие пациенты и выбирают врача. Ситуация усугубляется грубыми недоработками системы ОМС, когда застрахованный в одном регионе человек не может по своему полису получить бесплатную помощь в больнице другого города. Пациенты платят в карман медработникам по нескольким причинам. Во-первых, имеет место вымогательство, возведенное в ранг нормы. Приходя в палату, больной узнает от своих соседей, сколько нужно дать медсестре за уколы, врачу за операцию и последующее лечение. Целенаправленная борьба с коррупцией в здравоохранении не ведется. Проверки в ЛПУ носят формальный характер, не помогают и «горячие линии», куда призывают пациентов звонить чиновники от здравоохранения.

С другой стороны, некоторые пациенты сами с готовностью приплачивают врачам. За скромное вознаграждение можно избежать очередей в регистратуру за талоном и перед кабинетом, прийти на прием в удобное время, пройти обследование или сделать операцию сразу после назначения, а не через несколько месяцев. В стационаре положат в палату почище, светлую, с меньшим числом соседей... Сейчас многие проблемы в ЛПУ создаются искусственно: отсутствие персонала, доступной и своевременной информации о возможности получить платную медуслугу. Во многих учреждениях внутренняя система построена для удобства персонала, а не пациента. Ряд врачей используют средства, полученные от пациентов, не только для себя. Во многих ситуациях успех операции зависит от слаженной работы команды врачей и среднего медперсонала. Вот хирургам и приходится доплачивать медсестрам.  Многие врачи научились играть на готовности людей платить, навязывая пациенту платные услуги. Нередки случаи, когда пациенту, официально оплатившему через кассу госбольницы операцию, например, анестезиолог намекает на необходимость доплатить – за качественный наркоз. Естественно, находящийся в стрессовом состоянии человек соглашается на любые условия.

Пока что чиновники не могут или не хотят придумать способа, который позволил бы направить вращающийся в госклиниках «черный нал» в развитие настоящей частной медицины.

Конкуренция между частными клиниками и платными услугами в государственных очень высока. Госклиники занимаются демпингом, поскольку могут снижать цены за счет низких расходов на коммунальные платежи и отсутствие арендной платы. Цены находятся на среднегородском уровне. Снизить их частники не могут, потому что услуги не окупятся. Демпингуют мелкие частные «центрики», с одним-двумя кабинетами. Половину средств такая клиника не показывает в отчетах. Цена на услуги формируется исходя из себестоимости аренды, расходов на энергоносители, расходные материалы, зарплаты персоналу. Плюс анализ рынка в своем ценовом сегменте. Таким образом, конкуренция сдерживает цены.

Между тем частные медучреждения нередко очень ловко «раскручивают» клиента на анализы и исследования, чтобы получить с него больше денег. К сожалению, граждане не знают, что существует протокол ведения больных и стандарты лечения, которые содержат перечень процедур при различных заболеваниях».

Врачи клиник коммерческой медицины получают ненамного больше, чем в городских медучреждениях. Многие врачи не стремятся перейти в коммерческую медицину, а, например, только подрабатывают там. Кроме того, у медиков есть предубеждение против частных клиник. По закону «О трудовых пенсиях в РФ» сотрудникам частных клиник не засчитывают медицинский стаж, а только трудовой. В большинстве частных клиник практикуется премиальная система оплаты. Частники не могут много платить персоналу, поскольку вынуждены тратиться на аренду, закупку оборудования, повышение квалификации персонала. Между тем, если бы зарплаты врачей частных клиник были выше, то они, наверное, смогли бы привлечь больше специалистов.

Проблема в том, что престиж врача в современной России находится на достаточно низком уровне. Авторитетом пользуются только известные специалисты. Главные претензии со стороны общества – низкая квалификация и безответственное отношение к своим обязанностям. На Западе престижность профессии подтверждают высокие доходы докторов, однако там на государственном уровне четко определены параметры ответственности врача перед пациентом. Каждая сторона с успехом отстаивает свои интересы через суд. В России взаимоотношения врача и пациента регулируются «Основами законодательства РФ по охране здоровья граждан». Но не приняты законы по правовой регламентации профессиональной деятельности врачей: «О правах врача», «О профессиональной медицинской деятельности», «О врачебной ошибке», «О профессиональной ответственности врачей», «О страховании профессионального риска медицинской деятельности», «О правах пациентов».

Справка: Без связей в чиновничьей среде развить медицинский бизнес с нуля практически невозможно. Поэтому частные клиники чаще всего создают врачи. По оценке ИК «Финам», в открытие одной поликлиники необходимо инвестировать $10 – 20 млн, срок окупаемости 6 – 8 лет. Однако руководители столичных частных клиник, которые планируют строительство новых корпусов, называют другие суммы. «Небольшой медицинский центр общей площадью 500 кв. м с общеполиклинической специализацией ориентировочно на 15 разнопрофильных специалистов обойдется примерно в $1 млн. На оборудование кабинетов потребуется $400 000 – 500 000, на ремонт 150 000 – 200 000, на аренду и согласование документов еще $300 000. Считается, что при средней загрузке клиника должна окупиться за 12 месяцев (в Москве).

 

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх