16 Апреля 24, 17:41
Блоги, Общество
08 Августа 2011, 15:30

Тверское такси – «сервис и развитие» или «экстрим и хаос»?

Я достаточно редко пользуюсь услугами такси, но иногда жизненные ситуации не оставляют выбора – «на вокзал с вещами», «жене с детьми в больницу», «из гостей вечером» и т.д. Поэтому хочется получать качественный и безопасный (!) сервис. Но какое оно – тверское такси? Для начала процитирую взгляд на тверское такси со стороны. Репортаж «РГ».

Если о работе маршрутных такси в Твери говорится много и часто, то о таксомоторном обслуживании населения крайне редко. Все объясняется просто: этот рынок в регионе все еще избегает огласки. В Твери нет официальной информации, сколько именно в городе таксофирм, но, по подсчетам экспертов, их около двухсот. В это число входят не только крупные перевозчики, но и компании с чисто символическим автопарком. .  (Tverchel:  Для примера - службы такси Твери и Тверского региона - http://4822.biz/taksi-v-tveri-telefony-kommentarii/ ) Большинство таксофирм областного центра нанимают для извоза всех желающих - как на постоянной основе, так и на условиях совмещения. Непременное условие одно: наличие своего автомобиля. Хозяева объясняют такой подход просто: это выгоднее, чем самим создавать парк и ремонтную базу.  (Tverchel:  Лично знаю одного «таксиста» - через 2 мес. после получения прав, товарищ без опыта вождения взял в аренду полуживую иномарку и устроился в таксистом – за первые 4 мес. – 4 аварии, машина в «хлам». Продолжает «бомбить» неофициально.) В итоге клиенты могут заказать самые разные машины: от низкобюджетной "Оки" до крутого BMW. При этом стоимость не слишком различается: в 20-60 рублей тарифицируется посадка, в 11-14 обходится км пути.  (Tverchel:  Статья о тверском такси апрельская – поэтому уровень цен уже изменился.) Вызвать такси можно практически любым способом, включая популярные "аську" и скайп. (Tverchel: Есть даже такое – «инновационное такси теперь и в Твери» - http://www.taxitver.ru/ ). Салоны некоторых автомобилей оборудованы ТВ. Взяв заказ, водители будут ждать Вас сколько надо, довезут куда угодно, а в дороге развлекут музыкой или "шоферскими историями". И, разумеется, никогда не откажутся от чаевых.

Однако при всем внешнем "богатстве выбора" выбирать пассажиру-заказчику такси в Твери практически не из чего. Так, практически отсутствует такая услуга, как отложенная подача такси: невозможно, к примеру, вызвать машину в 14.00 для поездки в 17.00. Даже вечерний (после того, как улицы разгрузятся) звонок с просьбой подать машину к шести утра часто оказывается безрезультатным. Стандартный ответ: "Мы этим не занимаемся". Диспетчерские работают исключительно по принципу "здесь и сейчас". При этом в часы пик можно обзвонить десяток фирм и везде получить отказ: "Извините, машин нет, позвоните позже". Руководитель одной из компаний-перевозчиков, попросив не называть его в газете, так объяснил ситуацию: "Во-первых, у нас не хватает машин и водителей. Во-вторых, пробки: водителям невыгодно ехать на заказ, если нужно продираться через автомобильное столпотворение. А создавать районные подстанции, так называемые точки концентрации свободных такси, у меня нет возможности".  Впрочем, насчет пробок хозяин таксофирмы слукавил: отложенную подачу невозможно было заказать задолго до того, как улицы переполнились автотранспортом. Стоит добавить, что на тверские улицы выходит немало нелегальных таксистов. Их клиент - в основном приезжие и гости города, которые не ориентируются в местных расценках на перевозки.

Власти Твери пока не дали ответа на вопрос, когда и каким образом они собираются приводить рынок таксомоторного извоза в соответствие с нормами федеральных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом. Скажем, согласно пункту 121, в городах должны быть оборудованы стоянки для легковых такси. В действительности их нет, да и вопрос об их создании никто не поднимает. Есть, правда, несколько неофициальных точек, сформировавшихся "сами по себе". Места удобные: возле вокзалов, гипермаркетов, крупных производств… Их бы и оборудовать по правилам, но - пока увы.  Вообще, регулирование таксомоторного рынка Твери вызывает массу вопросов. Показательно: заглянув в популярную в России юридическую справочно-информационную систему,  по запросам "легковое такси", "таксомотор", "таксометр" не обнаружите ни одного нормативно-правового документа регионального (областного) характера .  (Tverchel: первый принят в Москве этим летом) Нет их и в разделе "Тверь".

В противовес Твери целый ряд малых городов области давно оптимизировали рынок извоза. Так, еще в 2005 г. Вышний Волочек и Ржев приняли местные "Положения о перевозках пассажиров легковыми автомобилями - такси (легковыми таксомоторами)" и с тех пор неуклонно их соблюдают. В лидерах Ржев: выстроенная на принципах муниципально-частного партнерства система транспортного обслуживания населения работает как часы. На рынке города оперирует около десятка таксофирм, у всех имеются гаражи и ремонтные базы. "Бомбилы" отсутствуют как класс. Большинство водителей - штатные сотрудники фирм. Заказы на подачу машин диспетчеры принимают в любое время дня и ночи, с удобной для клиента временной задержкой. Тарифы на проезд низки даже по меркам провинции (пересечь Ржев из конца в конец стоит сегодня 60 рублей). В итоге ржевитяне испытывают затруднения с вызовом такси лишь в дни массовых гуляний и праздников.

Необходимо сказать и еще об одной особенности таксомоторного рынка области (она касается всех городов региона). Пункт 110 упоминавшихся федеральных "Правил перевозок..." подразумевает, что расчеты между заказчиком и подрядчиком таксомоторной услуги должны вестись по показаниям счетчиков (таксометров), водитель обязан выдать пассажиру кассовый или товарный чек. Иными словами, все таксофирмы должны оснастить свои машины такими приборами. Однако на практике никто из них к этой процедуре даже не приступил.

Для примера: В Ивановской области принят новый порядок организации перевозок пассажиров и багажа. Он направлен против так называемых бомбил, представляющих реальную угрозу безопасности пассажиров. Теперь уполномоченные органы местного самоуправления должны заключать с перевозчиком договор. Одновременно частнику будут выдавать карточку такси на каждое транспортное средство. Кроме этого, его обязуют допускать к управлению только водителей со стажем не менее трех лет и при наличии медицинской справки, а также проводить предрейсовый технический контроль автомобилей, соблюдать режим труда и отдыха персонала, снабдить машины необходимым оборудованием - таксометром, контрольно-кассовой техникой и детским удерживающим устройством для перевозки детей. Новый порядок предусматривает обязательное предупреждение пассажира о тарифе, выдачу кассового чека, публикацию в СМИ и размещение в Интернете информации о размере тарифов.

В «сухом остатке»  мы имеем полную анархию на рынке такси (ну или близко к этому). Да, есть и добротные перевозчики, на исправных, хороших машинах, есть очень порядочные водители (многие клиенты стараются пользоваться услугами именно одного проверенного водителя на хорошей машине). Но иногда просто страшно садиться в приехавший на вызов «автомобиль» - полусгнившая «Лада» или VW (к примеру), грязный салон, с неадекватным водилой – приходится отказываться от поездки. Или все «прелести» вылезают по ходу поездки – летяший без правил «таксомотор», и не реагирующий на призывы соблюдать ПДД водитель, а хочется добраться до места живым. Времена гарантированного тех. осмотра перед выходом такси на линию в таксопарке и мед. осмотра перед сменой канули в прошлое. Остается надеяться только на здравый смысл хозяина машины  – исправна ли машина, трезв и здоров таксист? Но я не хочу играть в русскую рулетку, вызывая такси.

Тем временем в России с 1 января 2012 г. в России вводится ответственность за нарушение правил перевозки пассажиров в такси. К таким нарушениям относятся:

  • отсутствие в салоне предусмотренной информации,
  • невыдача кассового чека или квитанции,
  • отсутствие цветографической схемы такси или опознавательного фонаря,
  • отказ водителя предъявить договор фрахтования.

За указанные нарушения вводится штраф в размере:

  • от 1 до 5 тыс. руб. - для водителей,
  • от 10  до 50 тыс. руб. - для должностных лиц,
  • от 30 до 200 тыс. руб. - для юрлиц.

Также вводится ответственность за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси и нанесение на наружные поверхности соответствующей цветографической схемы. За это нарушение предусмотрен штраф:

  • 2,5 тыс. руб. - с граждан,
  • 20 тыс. руб. - с должностных лиц,
  • 500 тыс. руб. - с юрлиц.

При этом номерные знаки снимаются до устранения причины запрещения эксплуатации, а незаконно установленный фонарь конфискуется. За управление таким транспортным средством водителю грозит штраф в 5 тыс. рублей.

В Москве власти заявили, что в скором времени таксистов не обяжут работать на автомобилях какого-то определенного цвета, но станет обязательным – наличие таксометра, оранжевого фонаря на крыше, водительского стажа не менее пяти лет и цвето-графической схемы. Но со временем столичные власти приведут все такси к единой окраске. Власти столицы обещают решить проблему с парковкой легальных таксистов. У всех транспортных узлов – вокзалов, метро – будут оборудованы стоянки исключительно для официальных перевозчиков.

Я понимаю, что исполнение многих требований по упорядочиванию деятельности такси приведет к росту цен на их услуги. И это, конечно, не радует. Но я готов доплатить за поездку в исправной машине (прошедший тех. осмотр в парке перед сменой), с водителем профессионалом (здоровым и вежливым), платя по понятному мне тарифу по таксометру.

Так какое будущее у тверского такси? «Сервис и развитие» или «экстрим и хаос»?

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх