20 Апреля 24, 04:23
Блоги, Общество
14 Декабря 2012, 23:27

Новый генплан Твери: верить в лучшее или ждать беды? (Татьяна Туманова)

Татьяна ТУМАНОВА, архитектор-реставратор, специально для "Тверских сводов" (фото из архива автора)

Жителям города  уже объявили, что новый генплан города Твери будет принят в конце декабря 2012 года. Прошли обсуждения проекта  на различных Советах, в общественных организациях. Проведены и публичные слушания. Полученные многочисленные замечания и предложения рассматриваются. В ближайшее время проект будет вынесен на утверждение Тверской городской думы. На первый взгляд все вроде бы и в порядке, но….

Принцип преемственности

Можно много говорить о том, что генеральный план определяет судьбу города, я попробую показать это наглядно на примере нашей Твери.

Первый генеральный план города Твери, одного из древнейших городов северо-восточной Руси, был разработан по именному указу Императрицы Екатерины II, командой  лучших русских архитекторов под руководством И.И.Бецкого.  В мае 1763 года в город был направлен Петр Романович Никитин – опытнейший архитектор, которому было поручено провести обследование застройки города и представить предложения по его реконструкции и дальнейшему развитию.

Проект генерального плана города Твери был первым опытом  реконструкции губернских и провинциальных Российских городов и  стал эталоном для их реформирования  по новым  градостроительным идеям эпохи Просвещения. Несмотря на то, что большая часть застройки города,  была уничтожена пожаром, архитекторы в ходе работы проанализировали топографические особенности  местности, древнюю планировочную структуру, выявили основные градоформирующие объекты. Проведенный анализ был положен в основу нового генерального плана города. Сейчас можно с уверенностью говорить, о том, что работа над проектом осуществлялась по принципам преемственности, с учетом всех основных градоформирующих факторов, сложившихся на протяжении многовековой истории Твери. В результате осуществления проекта уже к концу XVIII века Тверь превратилась в один из самых красивых и благоустроенных городов России. По утвержденному генеральному плану город развивался вплоть до начала ХХ века.

В начале ХХ века  рост промышленного производства, и как следствие рост населения города, создали предпосылки для расширения территории. И в 1925 году известный градостроитель  А.П. Иваницкий  приступил к работе над новым генеральным планом города.  Великолепный специалист, обладающий огромным опытом, А.П. Иваницкий понимал ценность сложившегося городского ансамбля и необходимость его сохранения. В своем проекте он не только сохранял застройку исторического города, но и смог подчеркнуть и развить ее основные принципы при проектировании новых районов. К сожалению, проект генерального плана Иваницкого так и не был утвержден. Дальнейшее развитие города в довоенный период тем не менее осуществлялось,  опираясь на положения, предложенные Иваницким. Видимо, именно это  дало возможность спасти древний город от тотального разрушения «старого», развернувшегося в 1930-х годах. Более 50 культовых сооружений в Твери были варварски уничтожены, этой участи не избежал и главный Тверской Спасо-Преображенский собор. Однако, планировочная структура и застройка древнего города осталась практически не тронутой.    

Советские коррективы

В 1936 году институт Ленгипрогор (арх. Брагин Д.Д.)  приступил к разработке нового генерального плана, который и был утвержден в 1940-м году. Проект был рассчитан на увеличение численности населения до 500 тыс. человек. Новый генплан, хотя и продолжал развивать некоторые предложения Иваницкого, все же предлагал свое направление  градостроительного развития города, соответствующее стилистической направленности советского времени. Именно этот проект и положил начало разрушению планировочного каркаса  древней Твери. Так, проектом предлагалась прокладка через знаменитое «трехлучие»  широкой магистрали, выходящей через новый мост в Заволжскую часть города (ныне Тверской проспект), менялся и масштаб застройки.

 

Развитие города по утвержденному генеральному плану остановила Великая Отечественная война. Разрушенный после бомбежек и пожаров город начал восстанавливать практически сразу после освобождения в 1942 году.  А в 1944 году академик архитектуры Н.Я. Колли приступил к работе над корректурой генерального плана. Колли совместно с архитектором И.Н. Кастелем разработал план реконструкции и развития города, рассчитанный на 25 лет. В основу своей работы Колли положил принципы преемственного  развития города как единого ансамбля, сохраняя  и поддерживая общие принципы композиции древнего города.  Это дало городу еще один шанс сохранить уникальный Тверской городской ансамбль.

Но в 1970-м году был утвержден новый генеральный план, разработанный институтом Ленгипрогор (арх. Г.А.Бобович), предлагающий  дальнейшее развитие города, на основе современных тенденций крупнопанельного домостроения. На окраинах предусматривалось размещение новых микрорайонов «Южный», «Чайка», «Юность», «Первомайский», застроенных крупнопанельными 5 и 9-этажными зданиями.  Изменялся и характер застройки  в историческом центре: вместо застройки усадебного типа,  предлагалось возведение тех же крупнопанельных пятиэтажек, крупномасштабных общественных зданий. Воплощение в жизнь идей, заложенных  генеральным планом 1970-го года нанесло непоправимый ущерб композиции  ансамбля исторического центра города Твери.

 

 

В 1972 году (ВПНРК арх. В.Ю. Кеслер) был определен «заповедный»  район Твери, в который вошла большая часть территории города XVIII века, что в значительной мере сдерживало напор крупнопанельного строительства в центре города и массовый снос исторической застройки.  

В 1984 году институт Ленгипрогор приступил к разработке  нового генерального плана и первого в истории города Твери проекта зон охраны памятников истории и культуры, расположенных на территории города. Генеральный план и проект зон охраны были утверждены в 1991 году.

В последний момент…

Разработка и утверждение этого генерального плана  проходила очень непросто. Авторский коллектив института Ленгипрогор,  в новом проекте продолжал развивать тенденцию разрушения  застройки  исторического центра города, заложенную в прежнем генеральном плане.  На тот момент уже полным ходом шло строительство высотной гостиницы, панельных пятиэтажек в южной части центра города. Но,  когда проект генплана был уже готов к утверждению и прошел практически все согласования, тверским реставраторам втайне от руководства института позвонил  автор  проекта зон охраны города Твери Кулаков, который сообщил о том, что новый генеральный план  при его утверждении практически полностью уничтожит историческую застройку города: вместо древних красивейших зданий планируется 5-9 этажная застройка. Уникальная планировочная структура древнего города также не подлежала сохранению. Тверской общественности удалось донести эту информацию до Министерства культуры РФ и Госстроя РФ. В срочном порядке было созвано совместное заседание коллегии Госстроя РФ и Министерства культуры РФ, на котором было принято решение об обязательном сохранении застройки исторического центра города Твери и отклонении от согласований  проекта генерального плана. Было рекомендовано провести тщательное исследование исторической застройки города,  разработать историко-архитектурный опорный  план, который  должен лечь в основу  зон охраны памятников и генерального плана города. Также было принято решение о снижении этажности  строящейся высотной гостиницы (здание предполагалось еще выше) и запрет застройки исторического центра Твери крупнопанельными зданиями.  Для руководства области и города  решение коллегии было шоком. Ситуация усугублялась еще и тем, что тверские реставраторы не побоялись открыто выступить на коллегии в защиту родного города. Напоминаю, что все это происходило при Советской власти.

Для «строптивцев» ожидали серьезных последствий, но на защиту общественности  неожиданно встал А.П.Белоусов. Как истинный патриот города он поддержал тверских реставраторов и возглавил организацию дальнейшей работы по охранным зонам и  генеральному плану. Александр Петрович любил Тверь и когда разобрался в том, какая катастрофа ожидала город при утверждении предложенного генерального плана, стал активным защитником древней Твери.

Руководство области поставило перед разработчиками нового генерального плана очень сжатые сроки для внесения изменений и поправок, в связи с чем, выставленный на утверждение проект зон охраны и сам генеральный план содержали много нерешенных вопросов. Особенно это касалось транспортной инфраструктуры города, режимов в заповедной зоне памятников истории и культуры. Все эти вопросы планировалось доработать уже после утверждения документа.  Однако время шло, а к работе так и не приступали. Город до настоящего времени живет по утвержденному в 1991 году генеральному плану и зонам охраны памятников, которые хотя бы немного сдерживают уничтожение исторической застройки города. Восстанавливаются утраченные и изуродованные храмовые комплексы, возрождая городской силуэт. Тем не менее,  городская среда исторического центра претерпела очень серьезные изменения, много старых зданий утрачено и если эта тенденция продолжится – мы навсегда потеряем город, который отвоевывали столько лет. Останутся только отдельные памятники, окруженные инородной  средой низкого архитектурного качества. Знаменитый Тверской ансамбль, создававшийся на протяжении многих столетий, будет уже невозможно возродить.

На новый генеральный план у архитекторов, градозащитников, самих жителей, много надежд. История развития города показывает, насколько важен этот документ.  

Попытки. Обещания. Спешка

Работа над новым генеральным планом началась в  2002 году опять же институтом Ленгипрогор. Проект так и не был завершен. В 2009 году работу возглавил главный архитектор города И.А Колесников. Выполненный проект был  представлен на обсуждение и вызвал множество вопросов у Тверской архитектурной общественности. Один из основных - по сохранению исторического центра города. Для нового генплана не был разработан и новый проект зон охраны, а утвержденный в 1991 году, действующий проект охранных зон авторами учитывался только частично.         

Завершать работу  над проектом сегодня пришлось тверскому архитектору Андрею Барковскому. Были обещания, что параллельно с работой над генпланом  будет разрабатываться и новый проект зон охраны. Новый автор - новое представление о развитии города. Проект  претерпел большие изменения, особенно в части отношения к историческому центру города.  На момент, проведения  публичных слушаний  по проекту документа, новый проект зон охраны так и не увидел свет.

 

И готовящийся сегодня к утверждению документ выполнен авторами без учета регламентов действующих зон охраны, в нем игнорируются не только параметры исторической застройки,  но и  планировочная структура старого города.  Несмотря на то, что еще до публичных слушаний проект рассматривался  на градостроительных Советах, в Тверском региональном отделении ВООПИиК,  где  специалисты и общественность указывали на  одно и то же: генеральный план в соответствии с нормами федерального законодательства (Градостроительный Кодекс РФ и Закон об объектах культурного наследия народов РФ) в обязательном порядке должен учитывать территории памятников и зоны их охраны,  автор проекта в лучшем случае только раздавал обещания.

Эти же обещания члены комиссии общественной палаты Тверской области услышали 4 декабря уже от главного архитектора города Владимира Куликова, который представил на рассмотрение неисправленные материалы,  с заверениями, что все правки уже внесены. Только вот если они уже внесены, то почему бы их не показать? Хочется верить, что Куликов говорил правду, и только технические причины не позволили ему принести исправленный вариант на рассмотрение. А если нет?

Пример неисполненных обещаний уже есть: утвержденные Тверской городской думой временные правила землепользования и застройки города Твери, которые не учитывают режимов  действующих зон охраны. Депутаты приняли документ, который противоречит федеральному законодательству, несмотря на то, что присутствующий на заседании представитель Управления Министерства культуры РФ по ЦФО, высказывала свои возражения.  

Возможные последствия

Чтобы понять, что может произойти с историческим городом, предлагаю внимательно посмотреть на основной чертеж и пояснительную записку нового проекта, размещенные в частности на официальном сайте Администрации г. Твери. Подскажу только несколько моментов: застройка практически всей части ближнего Заволжья планируется до 16 этажей (это для сравнения высота гостиницы «рюмка»), а в районе «Заставы» даже выше 16 этажей. Увеличивается высота до 16 этажей и между улицами Софьи Перовской и Краснофлотской набережной, по улице Вагжанова. Вокруг церкви Белая Троица (16 век) предлагается блокированная застройка до 4-х этажей, а ближе к набережной реки Тьмаки вообще до 8 этажей.  

Стоит обратить внимание на размещение в плане транспортных магистралей. Существует мировая практика о выводе транспорта из исторических центров или хотя бы уменьшение в нем транспортных потоков. В предложенном генеральном плане транспорт не только не выводится из исторического города, он перерезает всю Затьмацкую часть, усиливается движение по центру города. Причем ширина исторических улиц не принимается во внимание. Видимо,  автор проекта уже заведомо решил все снести. Как можно провести магистраль шириной 30 метров (минимальный размер в соответствии с существующими нормативами) по улице Бебеля и ул. Дм. Донского (ширина около 20 метров от дома до дома) - только со сносом существующей застройки. А прокладка магистрали по улице Баррикадная, где расстояние  между двумя памятниками: Воскресенским собором и Дворцом пионеров  - чуть больше 23 метров. Автор, вероятно,   считает, что один из памятников на этой улице лишний. И таких примеров много. Понятия «сохраняемый исторический ландшафт» для автора проекта, видимо, вообще не существует. Сохранившийся элемент знаменитого Вокзального парка  отдается под общественную застройку, частично застраивается река Лазурь. А новый мост в створе с ул. Благоева и трасса по набережной реки Тьмака уничтожают не только ландшафт, но и остатки Головинского вала. Перечислять будущие катастрофы можно много и долго.    

Именно поэтому, устные обещания автора проекта и главного архитектора города о внесенных исправлениях в проект генерального плана, не подтвержденных  графическими материалами, вызывают тревогу за судьбу нашего древнего города. В отличие от Советского времени общественности сегодня идти со своими переживаниями некуда и не к кому. Управление Министерства культуры РФ по ЦФО уже написало свои замечания и в курсе происходящего. Если городская дума утверждает проект, который не соответствует регламентам действующих зон охраны, как это уже было с временными правилами землепользования и застройки, то остается только один путь - суд. А это  время, за которое можно уничтожить весь исторический центр города. Не исключено, что многие представители строительных бизнес-структур усиленно лоббируют принятие «недоделанного» документа, т.к. в этом случае для высотной точечной застройки уже не будет никаких ограничений. Строить можно будет везде и все, что угодно.

Но хочется  думать, что здравый смысл возобладает над депутаты небезразличны к судьбе  своего города и не допустят его разрушения, что они изучат проект досконально и не позволят обвести себя вокруг пальца. Тем более что время на внесения правок еще есть - сроки утверждения генеральных планов смещены до апреля 2013 года.

P.S. Коллеги-журналисты! Наша редакция совместно с автором текста предлагает вам на свободных условиях (но с обязательным указанием авторства данного материала и фотографий) перепечатать эту статью в своих изданиях, чтобы поднятая в ней проблематика дошла до аудитории вашего ресурса. 

Вот таккая вот интересная статья. И от себя добавлю ещё один штрих:

"Ни для кого не секрет, что сейчас в городе кипит работа над новым вариантом этого документа, предложенным Андреем Барковским. Казалось бы, всё идет как по маслу: проект уже прошел десять публичных обсуждений, по два в каждом районе, специалисты и горожане внесли свои коррективы и предложения... Я внимательно изучил этот документ: среди прочего в нем говорится, что через 27 лет мы построим 400 с лишним новых улиц, что в городе будет семь мостов и т.д. Я прагматик, и, если честно, меня это сильно смущает. Я не верю в то, что мы сможем реализовать такие планы и что численность населения Твери вырастет до полумиллиона человек! Вообще, лично у меня создалось впечатление, что нам предлагается расширенный и углубленный вариант Генплана образца 1991 года. Не готов сегодня говорить об этом более подробно, но буквально на днях буду обсуждать этот документ с независимыми специалистами. Пока есть ощущение, что всё не так уж здорово..." (Глава города Тверь Александр Корзин)

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх