01 Мая 24, 20:14
Блоги, Общество
07 Августа 2012, 14:32

"Былое и думы" (Владимир Бабичев)

Беседа с экс-депутатом Тверской Городской Думы, действующим Главой Твери Владимиром Бабичевым. Беседовал Константин Саломатин.

- Тверь переживает странный период «безвременья»: меняются губернаторы и сити-менеджеры, происходят бесконечные тупиковые конфликты внутри Городской думы, вялых действий властей хватает лишь на поддержание минимального порядка... Какую оценку происходящему даете вы сами? Что не получается и почему?

- Я много размышляю над этим вопросом. Очевидно, что ситуация, которая сложилась на сегодня в городе и, в частности, в Тверской городской думе, так или иначе должна была как-то разрешиться. Любое противостояние политических сил, не способных договориться по принципиальным вопросам, всегда и везде заканчивается роспуском парламента, громкими отставками или силовым путем. В Твери политический кризис привел к роспуску Думы - в общем-то, вполне цивилизованный и демократичный вариант развития событий. В любом случае, вся эта история гораздо приличнее предыдущей эпопеи, закончившейся «посадкой» половины депутатского корпуса. Если говорить о причинах произошедшего, на мой взгляд, все они сводятся к одной стратегической ошибке: слишком резкому переходу от мажоритарного к партийно-пропорциональному принципу формирования депутатского корпуса. Остальное было лишь следствием. Объясню, почему. Раньше в Тверской городской думе действовал принцип ротации: путем прямого голосования каждые два года жители меняли половину депутатского корпуса. На практике это приводило к тому, что в представительном органе власти происходило перманентное столкновение интересов - между сторонниками «старых» (двухлетней давности) политических пристрастий и вновь пришедшими. А политическая ситуация изменилась за два года существенно. Что, разумеется, не добавляло стабильности, такую Думу нельзя было назвать «монолитной».

Разрубить гордиев узел можно было одним путем - отменив ротацию. Но депутаты рискнули пойти намного дальше: приняв решение о единовременном избрании всего депутатского корпуса, без всякого переходного периода, ввели партийно-пропорциональный принцип формирования Думы. В итоге в депутатских креслах оказалось много малоизвестных (а потому не вызывающих никакого доверия у избирателей) депутатов, которые, получив мандаты не от горожан, а из рук своих партийных руководителей, оказались слишком «далеки от народа». При этом все они представляли столь разные политические взгляды, что о компромиссе можно было только мечтать. Увязнув в политических дебатах, добрая половина думцев совершенно забыла, чем на самом деле им надлежит заниматься. Да могли ли найти общий язык «единороссы», эсеры, сторонники Жириновского и коммунисты, по определению имеющие диаметрально противоположные мнения чуть ли не по всем пунктам сразу?

Общей у уходящего состава Городской думы была только одна тема: принятие «социальных» решений в пользу горожан. И неудивительно, ведь отказ голосовать за организацию горячего питания для школьников, бюджетные дотации детских «проездных», программу «Чистая вода» для больниц и детских садов, повышение зарплаты молодым учителям или организацию «зон трезвости» был бы равносилен политической смерти! Полагаю, что уходящий состав Тверской городской думы может записать себе «в плюс» всё, что касается социальной политики. В основном идеологическое противостояние происходило по линии экономики - комплекс этих вопросов оказался излишне политизированным и, как следствие, остался нерешенным, что, без сомнения, пошло во вред городу. Например, не были разработаны стратегия развития и генеральный план, хотя всем давно ясно, что без этих документов город существовать попросту не может. Даже проблемы ЖКХ рассматривались исключительно через призму политических концепций. А поскольку в Думе так и не сложилось убедительного «большинства», результат оказался вполне предсказуем.

- Социальные программы - это ответ на вопрос, как потратить деньги. Но перед тем как начать тратить, адекватные люди озадачиваются вопросом, как деньги заработать. Т.е. первым на повестке дня должен был стоять вопрос о создании условий для наполнения бюджета, а лишь потом - о его расходной части.

- Все здравомыслящие люди знают, что для успешной реализации социальных задач нужно поднимать экономику: сколько денег заработаешь, столько и потратишь. К сожалению, в нашем обществе очень сильны патерналистские настроения: все мы убеждены, что государство обязано решать наши проблемы, а есть ли в казне на это средства - в общем-то, никого не волнует. Я не могу утверждать, что депутаты не понимали, что Думе следует заниматься экономикой... Просто для КПРФ приоритетными оказались вещи политические.

- Парадокс в том, что при этом коммунисты не сформулировали свои цели и задачи: люди так и поняли, ради чего они пришли в Гордуму.

- Посмотрите, какую позицию занимает КПРФ на федеральном уровне: ведь они до сих пор не признали итоги выборов! То есть, с их точки зрения, действующий президент - нелегитимен. «Баба-Яга против», и всё тут! При этом никого не волнует, что за Путина проголосовало 65% избирателей. Нигде в мире здравомыслящая политическая сила не может себе позволить игнорировать мнение большинства населения (даже если это 50% + 1 голос). А у нас такое - в порядке вещей. То же самое происходило и в Тверской городской думе: неважно, что нам вменено в обязанность приводить местное законодательство в соответствие с федеральным - не будем голосовать за поправки в Устав, и баста. И не суть, что все другие муниципалитеты эту работу давно проделали. Хотите поправки? Дайте к ним что-то еще! Обыкновенный шантаж, а не позиция людей, которые душой болеют за город. Но если вы пришли сюда заниматься только политикой, тогда именно об этом и нужно было говорить избирателям, которые теперь всем нам пеняют на то, что Дума не оправдала их ожиданий! К слову, два профильных комитета - «по развитию города и городского хозяйства» и «по собственности и земельным отношениям» - возглавляли представители КПРФ. Именно в них должна была идти работа, напрямую касающаяся повседневной жизни горожан - начиная с пассажирского транспорта и заканчивая дорогами и ЖКХ... Думаю, часть депутатов так и не смогла понять, что все стратегические вопросы, касающиеся развития города, решаются Думой. Да, раньше представительный орган власти был другим (по большей мере, он обслуживал исполнительную власть), а теперь у него иные функции и полномочия.

- А как насчет взаимоотношений между Думой и администрацией? Время от времени у обывателей создавалось впечатление, что депутаты принимают какие-то решения, утверждают вроде бы неплохие программы, передают их в здание напротив, и... ничего не происходит.

- Внешнее противостояние - другая сторона той же медали. Как депутаты до конца не  поняли, куда они попали и чем должны заниматься, так и некоторые чиновники не смогли перестроиться под новую схему управления городом. Ведь никто не изобретал колесо, так управляется пол-Европы: представительная власть играет основополагающую роль, задает правила игры и контролирует их выполнение, а исполнительная - реализует. Почти как при советской власти, когда горком партии принимал решения (в том числе и хозяйственные) и контролировал исполком, который претворял их в жизнь. Если бы администрация города выполняла свои обязанности (по уборке снега и мусора, по озеленению улиц, по проблемам ЖКХ, содержанию дорог) профессионально - так, чтобы это не вызывало нареканий у горожан, - тогда и у Думы вопросов не возникало бы. А поскольку претензии были - кому как не нам их высказывать? Именно в этом вопросе и произошло, мягко скажем, непонимание. Мы сумели бы заставить чиновников работать, если бы депутаты имели консенсус по принципиальным вопросам. Но поскольку в Думе собрались представители слишком разных политические сил, создались идеальные условия для маневров: по одному вопросу можно договориться с этими, по другому - с теми...

- Предстоящие выборы в Тверскую городскую думу пройдут по смешанной системе: половину депутатских кресел займут одномандатники, остальные достанутся тем, кто пройдет по партийным спискам. Очевидно, что состав представительного органа не будет однородным. История может повториться?

- Я вижу два варианта развития событий: или в Думу придут люди, искренне заинтересованные в работе на благо города, или в ней соберется разная публика, которая может не найти общие точки соприкосновения, в том числе, и по главным вопросам. Тем не менее я считаю, что новая система выборов даст возможность горожанам делегировать в представительный орган тех, кого они действительно знают и кому доверяют. Город разделен на 16 одномандатных округов, и кроме прямых народных представителей (одномандатников) избирателю будет предложено определиться с «партийным» кандидатом. Полагаю, что при выборе «партийных» кандидатов люди станут голосовать не за политические бренды, а за знакомые имена. Таким образом, в Думе соберутся не безликие представители политических сил, а, если угодно, личности. Люди соскучились по «своим» депутатам. Они хотят самостоятельно решать, кому достанется думский мандат, и требовать от своих избранников отчета: что они сумели сделать, чего не смогли, и почему. На мой взгляд, предыдущая схема формирования депутатского корпуса не устроила горожан главным образом потому, что «партийные» думцы так и остались чужими и непонятными (несмотря на то что мы пошли навстречу жителям, поделив город на 33 округа и закрепив за каждым по одному депутату). Мнение партийного начальства оказалось важнее реальных проблем горожан, а работа в округах никого не интересовала вовсе: многие депутаты даже не вели личный прием.

- Сформулируйте первоочередные задачи, стоящие перед новой Думой. Ведь во время избирательной кампании людям снова станут обещать повысить пенсии, снизить тарифы...

- Наверное, из моих уст перечисление нерешенных городских проблем прозвучит, по меньшей мере, странно... Тем не менее, на мой взгляд: как ни парадоксально, прежде всего Дума должна консолидировать городское сообщество. Просто потому, что, если в ней с новой силой начнутся политические противостояния и конфликты, они парализуют жизнь города. Надеюсь, что в этом вопросе вновь пришедшие депутаты поведут себя мудрее. Любую задачу, стоящую перед городом, можно решить только сообща: застой начинается тогда, когда все вокруг заняты политикой, и в пылу борьбы никто не замечает, насколько проржавели трубы и износились крыши. Новому депутатскому корпусу нужно помнить об одном: что бы ни происходило, нет ничего важнее обустройства жизни горожан. На протяжении многих лет городское сообщество пребывает в режиме ожидания (а теперь уже, вероятно, и разочарования): имея перед глазами два обустроенных мегаполиса, люди желают знать, когда качество их жизни хотя бы немного приблизится к тем условиям, в которых существуют москвичи и петербуржцы. Многие работают в столице, где день ото дня сталкиваются с другим обществом, стилем и ритмом жизни, а вечером возвращаются домой и видят... сами понимаете, что. Само собой, тверитяне не хотят мириться с тем, что в обозримом будущем чуда не произойдет (откуда ни возьмись не появятся ровные дороги и большие зарплаты). Но если быть честными, придется признать: с экономической точки зрения нам так же далеко до Москвы, как до Луны...Зато у нас есть масса других преимуществ перед Москвой, которые нужно реализовать.

- А что реально может сделать Дума для развития городской экономики?

- К сожалению, в федеральном законе «О местном самоуправлении» четко прописано, что развитие городской экономики не является главной функцией муниципальной власти. Но как представительный орган мы можем создавать общий благоприятный настрой для ее развития. Из чего складывается первое впечатление о территории у инвестора? Из того, что он видит глазами. Так или иначе, он оценивает, ухожены ли улицы, убран ли мусор и т.д. И как его встречают в администрации местные чиновники: ведь если власть действительно заинтересована в налоговых поступлениях, то тех, кто занимается бизнесом и производством, будут холить и лелеять. А если на получение разрешения на строительство уходят годы, то очевидно, что на эту территорию никто не придет. Что касается наших полномочий, депутаты вправе принимать решения о налоговых послаблениях: к примеру, у нас были прецеденты, когда мы шли навстречу инвесторам и освобождали их от уплаты земельного налога на период строительства или опускали планку арендной платы до минимума на время, которое необходимо человеку, чтобы запустить бизнес. К сожалению, мы не в силах помочь с решением глобальных проблем: ускорить или облегчить процесс проведения и подключения газа и электричества. Но в регионе имеются Калининская АЭС и Конаковская ГРЭС, и при условии адекватных действий со стороны региональной власти проблем с электроэнергией у инвестора быть не должно. Решается вопрос со строительством новой газораспределительной станции «Калинин-3», с вводом которой проблема дефицита газа в областном центре будет решена. В Твери действует 20 высших учебных заведений и 157 научно-исследовательских институтов и организаций - о большом потенциале «умных» рабочих рук тоже не следует забывать. Собственно, в город уже начали приходить новые, интеллектуальные производства. И если эту тенденцию поддерживать и развивать, экономика и облик города очень скоро станут совсем другими. Экономические процессы в современном мире протекают очень быстро. Совсем недавно у нас была развита текстильная промышленность, но все знают, что с ней стало. Сегодня главное - поймать волну, тенденции, оказаться в русле событий и суметь наладить внутригородские процессы сообразно происходящему вокруг. И тогда всё будет хорошо.

- Значит, пора определиться с параметрами оценки работы чиновника: учитывать не количество проведенных в кабинете часов, а реальные показатели - сколько проложено труб, сколько отремонтировано километров дорог. Не соответствуешь - до свидания! Дума может это законодательно прописать?

- Я вообще считаю, что представительной власти нужно расширять полномочия по части влияния и контроля над работой городской администрации. Сегодня мы даже не вправе объявить чиновнику выговор: это может сделать только работодатель - глава администрации.

- Быть может, имеет смысл вернуть прямые выборы мэра и сделать управление городом единоначальным?

- Мировой опыт показывает, что мэр города всегда существует в одной из двух ипостасей: либо он глава власти исполнительной, либо - представительной, иного не дано. Мне кажется, что на нынешнем этапе в Твери следует оставить всё как есть. Но если откровенно, по-человечески, лично я предпочел бы занять кресло главы администрации, я знаю, как обустроить город. Мы все много и остро спорим о коррупции. Я убежден, что на муниципальном уровне ее вполне можно снизить - путем тотального контроля над исполнением решений командой нанятого Думой сити-менеджера. Но если исполнительную власть возглавляет всенародно избранный мэр, сделать это в разы труднее. Уже несколько лет Контрольно-счетная палата ТГД жестко контролирует муниципальную казну: уверяю вас, прямого воровства из бюджета мы не допускаем. Понятно, что чиновники могут брать взятки или требовать «откаты» - это вопрос эффективности работы правоохранительных органов. И общества в целом, поскольку одними репрессивными методами с этой бедой не справиться. А задача Думы - принять максимально защищенную от коррупции схему управления городом. Знаете, почему мы расстались с предыдущим главой администрации Твери? По очень простой причине. Еще до принятия бюджета чиновники провели конкурс по уборке города ценой 750 млн.  руб. - его выиграла фирма-однодневка, у которой, как выяснилось позже, не было даже лопаты. А потом эта организация заключила договор субподряда с нашим муниципальным предприятием, которому незадолго до этого мы закупили технику на сто миллионов бюджетных рублей. Нужно ответственно относиться к расходованию бюджетных средств. Горожане должны видеть реальные результаты нашей работы.»

Вот такие размышления не то Главы, не то экс-депутата, а может почти кандидата в депутаты. А сколько раз можно войти в одну реку?  

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх