Об уголовной ответственности за причинение смерти в результате ДТП в США и в России
Поскольку в связи с участившимися случаями ДТП в Тверской области, следствием которых явилось причинение смерти его участникам, в том числе детям, ко мне поступил соответствующий вопрос, попытаюсь ответить как на подобные ситуации реагирует законодательство США, и возможен ли перенос опыта североамериканских юристов на российскую почву.
Постараюсь не перегружать юридическими тонкостями, хотя, боюсь, без этого обойтись будет сложновато в силу специфики предмета. А посему не обессудьте и, если что непонятно, спрашивайте.
Отмечу, что законодательство США, как государства, относящегося к англо-саксонской правовой системе, не имеет такой четкой систематизации, в отличие от российского национального уголовного права (иными словами, Уголовного кодекса США, как такового не существует). Законодательство каждого штата имеет свое уголовное законодательство, хотя и базирующееся на единой основе, коими служат Примерный УК США и Федеральный свод законов.
Итак, уголовное право США неправомерное причинение смерти во всех случаях квалифицирует как убийство, подразделяя убийства на простые и тяжкие. В свою очередь, и простые, и тяжкие убийства классифицируются по степеням.
Федеральное законодательство США определяет, что даже неумышленное лишение жизни человека в ходе совершения ограбления, изнасилования, поджога, похищения человека или побега из-под стражи и т.д. в любом случае является выражением «крайнего безразличия к ценности человеческой жизни», а посему должно квалифицироваться как тяжкое убийство первой степени.
При свободе законотворчества субъектов Федерации в США, законодательные органы штатов, на практике реализовали принцип гуманизма в решении вопроса о квалификации убийств.
По более гуманному, нежели федеральное законодательство, УК штата Нью-Йорк причинение смерти по неосторожности «при обстоятельствах, обнаруживающих крайнее безразличие к ценности человеческой жизни» и в результате поведения, «которым создается серьезный риск лишения жизни другого человека» отнесено к тяжким убийствам второй степени.
При таких условиях грубое нарушение правил дорожного движения, которым создается риск лишения жизни человека и которое повлекло причинение смерти человеку, по законодательству штата Нью-Йорк подлежит квалификации как тяжкое убийство второй степени.
В то же время аналогичное деяние, совершенное в штате Калифорния, согласно еще более либеральному законодательству этого штата квалифицируется как простое непреднамеренное убийство (убийство второй степени).
Но при этом, и в штате Нью Йорк, и в штате Калифорния, деяние будет квалифицировано, главным образом, с учетом приоритета интересов личности и её неотъемлемого права – права на жизнь.
В отличие от американского законодателя, российский не поставил во главу угла уголовно-правовую охрану интересов личности и права человека на жизнь, отведя ей второстепенную роль, хотя, безусловно, и включил причинение смерти в число квалифицирующих, а следовательно, и отягчающих уголовную ответственность обстоятельств. Вместе с тем, по-прежнему, в отличие от американского уголовного права, родовым и основным непосредственным объектом посягательства от преступлений, связанных с нарушениями правил дорожного движения являются не личность, не жизнь и здоровье человека, а общественная безопасность и нарушение установленных правил поведения на дороги и эксплуатации транспортных средств (хотя приоритеты уголовно-правовой охраны распределены (в порядке убывания) именно так – личность, общество, а, затем уж, государство).
Следует отметить, что в России нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека (ч. 3 ст. 264 УК РФ), влечет лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права управления транспортным средством на срок до 3 лет. То же деяние, повлекшее смерть человека, если оно совершено в состоянии опьянения, наказывается лишением свободы на срок до 7 лет все с тем же лишением права управления транспортным средством на срок до 3 лет, а в случае, если пьяный водитель лишил жизни двух и более лиц, то до 9 лет лишения свободы с лишением права управления транспортным средством до 3 лет.
Все эти деяния, исходя из содержания статьи 15 УК РФ, отнесены к числу преступлений средней тяжести (в отличие от убийства, признаваемого тяжким преступлением). Кроме того, «стартовая цена» воздаяния за лишение жизни в результате ДТП начинается с 2 месяцев лишения свободы (ч. 2 ст. 56 УК РФ). Таким образом, широта дискреционных (правоприменительных) полномочий судов при назначении наказаний за такие резонансные, в общем-то, преступления, весьма широка.
Если мы вспомним о «стартовой цене» законного воздаяния за убийство (ч. 1 ст. 105 УК РФ), то мы увидим, что за это преступление предусматривается наказание от 6 до 15 лет лишения свободы, т.е. оно отнесено к категории тяжких, и низший предел санкции статьи установлен более жестко (все-таки есть разница от 2 месяцев до 5 – 9 лет лишения свободы или от 6 лет лишения свободы). Если же говорить о причинении смерти двум и более лицам, то квалификация деяния по ч. 2 ст. 105 УК РФ влечет возможность применения наказания в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет (особо тяжкое преступление) либо пожизненное лишение свободы или смертную казнь (санкция статьи пока предусматривает и такой вид наказания).
Формулировка, аналогичная применяемой в уголовном праве США, может позволить квалифицировать причинение смерти в результате нарушения правил дорожного движения, как умышленное убийство, совершенное с косвенным умыслом, т.е. когда лицо сознавало, что создается серьезный риск лишения жизни другого человека (от себя добавлю, вследствие того, что он управляет источником повышенной опасности), предвидело наступление опасных последствий в виде причинения смерти, но обнаруживало крайнее безразличие к ценности человеческой жизни, т.е., применительно к праву российскому, безразлично относилось к последствиям своего противоправного поведения