Восточный мост
Вот и настал момент, который робко предрекали городские власти. Закрытие Восточного моста на целый месяц — вещь, видимо, необходимая, без которой невозможно продолжить работы по реконструкции. Нет никакого смысла критиковать кого-то за сам факт перекрытия движения, поскольку это объективный и необходимый процесс, на который никто не может повлиять. Однако следует иметь в виду, что данная проблема – это экзамен для власти. Очень большая жертва, на которую они долго боялись пойти и, судя по прессе, оттягивали максимально это дело, перекладывая друг на друга ответственность, но час "икс" настал.
При всём том, что в городе проводится совершенно ужасная и абсолютно некомпетентная транспортная политика, я не склонен в этой ситуации использовать момент, чтобы лишний раз критиковать власть за вещи, от неё не зависящие. В городе действительно мало мостов. Река Волга является естественной преградой, разделяющий город на две части. Заволжский район велик по своим размерам, в совокупности в нём проживает больше людей, чем в любом другом районе города. Однако большинство мест приложения труда находятся в центральном и пролетарском районах города. Кроме того, центр используется как транзитный путь для движения практически в любую часть города. Мосты в этой сложившейся схеме играют важную связующую роль, они обеспечивают сообщение между правым и левым берегом Волги. Если их мало, или они узкие, то возникают заторы на подъездах к мостам, ведь желающих использовать мосты намного больше, чем пропускная способность. Для улучшения ситуации необходимо строительство дополнительных мостов и развитие общественного транспорта. И одним единственным мостом, который нам обещал построить Путин на встрече с Корзиным, дело вряд ли обойдется.
Возьмем среднеевропейский город с населением, примерно равным нашему.
Франция, г. Тулуза. Население 400 тысяч человек. Город пересекает река вроде нашей Волги. Имеются 9 мостов через реку, только в центральной части я насчитал 5 штук.
Возьмем более крупный город. Голландия, Роттердам. Население 617 тыс. человек. Имеется довольно широкая река Ньиве-Маас, 3 моста через неё. Первый имеет 4 полосы для движения транспорта и выделенные пути для движения трамвая. Второй имеет также 4 полосы и дополнительно 1 выделенную полосу для автобусов, а также защищенные отбойниками выделенные полосы для велосипедистов с обеих сторон. Третий шикарный хайвэй-мост, имеющий 6 полос движения в каждую сторону. Так же имеется знаменитый Маасский тоннель длиной 1070м. Тоннель имеет автомобильную и велосипедно-пешеходную нитки. Для велосипедистов и пешеходов на двух берегах реки построены входные павильоны и эскалаторы для спуска в тоннель.
Только для автомобилей в совокупности имеется 24 полосы для движения на другой берег, не говоря о выделенных линиях для общественного транспорта, что намного важнее. Для сравнения: в Твери мы имеем 10 полос для авто, учитывая полностью функционирующий восточный мост, а без него так вообще 6.
Германия, Дрезден. Население 536 тыс. человек. Имеем 6 действующих мостов. Из них 4 моста имеют трамвайные пути, как в выделенном варианте (похоже, там LRT), так и в обычном. К тому же есть один пешеходный мост для прогулок.
Тут нужно отметить важный момент. Мост служит именно для улучшения связности улично-дорожной сети. То есть, нет никакой необходимости строить дублирующие друг друга мосты в одном месте, для увеличения пропускной способности одной части города, так мы вряд ли сможем когда-либо удовлетворить спрос на пространство, стоить это будет неоправданно дорого и приведет к сомнительному результату. В первую очередь нужно строить мосты для ликвидации перепробегов, чтобы, к примеру, при поездке из Юности в Пролетарку не приходилось ехать через центр. При этом приоритет на мостах должен отводиться общественному транспорту. Основная задача — сделать так, чтобы большое количество людей могли быстро и комфортно, без перепробегов, переместиться из одной точки города в другую. Вот тут-то вполне рациональным решением будет закладывать выделенные полосы для ОТ в проекты строительства и реконструкции мостов. Сделать это можно прямо сейчас — на Восточном мосту сохранят рельсы, а значит, когда придет хороший мэр, он запустит там трамвай и выделит трамвайные пути; в проект нового моста, который разрабатывается в этом году, следует включить выделенные полосы, можно даже подумать о рельсах.
Наконец, почему же не происходит строительство мостов, создание выделенных полос и нормальной транспортной политики?
Причин этому, как мне видится, две:
- Отсутствие денег.
- Отсутствие инициативы и компетенции.
1. К сожалению, экономика в нашей стране устроена таким образом, что ни у одного регионального города нет своего бюджета, способного "потянуть" такой серьезный проект, как строительства моста. Более того, нет денег на развития существующей транспортной системы, создания комфортной городской среды. Это тема для отдельного поста, но надо признать факт, что недостаток финансирования – это идиотская экономическая политика власти, цель которой зачем-то накачивать Москву деньгами. И если вы не Кадыров, то шансов получить нужное кол-во денег практически нет.
2. Даже имеющиеся ресурсы можно использовать грамотно. А при инициативе и большом желании можно добывать ресурсы, участвуя в федеральных программах, тыкая региональную и федеральную власти, мол, ради жителей нужно то и то. Что мешает уже сейчас сделать регулируемую платную парковку в центре, выделить полосы для ОТ, создать велодорожки? Что мешало начать разрабатывать проект моста раньше? Приехать вместе с Толокой, Бабичевым и всеми остальными к Путину раньше и сказать: нам нужен мост, без него нашу ЕР на выборах сожрут. Ничего не мешало, просто они не боялись, что их кто-то может "сожрать", и как показали выборы, правильно не боялись. Значит, мы недостаточно страшные, а это плохо. Если деятельность каких-то людей не приносит положительного результата, а исключительно вред, то их просто отстраняют от власти и выбирают тех, кто день и ночь будет искать деньги на мосты, писать куда угодно и грамотно распоряжаться имеющимися средствами. А у нас ни того, ни другого, ни третьего. Это к вопросу о том, как надо голосовать.
Так что наличие инициативы и компетенции вполне может решить проблему отсутствия денег. Было бы желание, в Перми вот как-то было.
P.S. ах, да, самое-то главное не написал. В ситуации закрытия Восточного моста мэру следует наладить работу ОТ и просить через все СМИ, чтобы люди ехали на работу на автобусе, троллейбусе, трамвае, велосипеде и шли пешком! Они и сами на нём поедут, убедившись разок, что пробки увеличились вдвое. Но за один день работу ОТ не наладить, выделенные полосы не нарисовать, так что ситуация действительно сложная. Придется ничего не предпринимать, впрочем, этому наш Глава администрации обучен великолепно.