22 Ноября 24, 19:02
Архив ТИА
Блоги, Общество
10 Ноября 2011, 18:22

Остановка "Двор Пролетарки" - выход есть?

Оликованный в "Российской газете" фоторепортаж питерского блогера Александра Беленького о жизни и быте Морозовского городка особых открытий для большинства жителей Твери вряд ли принесет.  Меня слегка зацепило следующее: "Путешествуя по России, я много раз видел, как живут наши люди. Но то, что увидел в Твери, вообще не укладывается в какие-либо рамки того, что называют жизнью". 

Современный Двор Пролетарки, мягко говоря,  не самое комфортное место для проживания, но чтобы еще больше раздвинуть рамки восприятия того, "что называют жизнью", автору заметок для сравнения не мешало бы  добраться до заброшенных, умирающих  городов на окраинах страны. Есть у художника-передвижника Н. Ярошенко замечательная картина наполненная человечностью и  с достаточно символичным названием "Всюду жизнь". То, что проезжий только называет "жизнью", для людей, которых он наблюдает и есть сама жизнь, какой бы она тяжелой не была.

Если смотреть на один и тот же объект под разными углами, появляется более объемное представление о предмете внимания. Вот пример другого взгляда фотографа, увидевшего сквозь нынешнее ужасающее состояние зданий, красоту построек Морозовского городка: "В японском языке есть непереводимое на русский язык понятие "моно-но аварэ". Оно примерно означает печальное очарование вещей, связанное с верой в то, что в каждой вещи заключено своё божество, в каждой вещи — своё неповторимое очарование. Аварэ — это то, что вызывает восторг, взволнованность".

http://olgabugrimova.ucoz.ru/blog/dvor_proletarki_quot_tverskoj_parizh_quot/2011-07-22-104

И в этом репортаже нет всей правды, поскольку за этой красотой линий зданий не видна тягостная жизнь их обитателей. Только два взгляда в совокупности приближают нас к реальному восприятию части тверского городского пейзажа, именуемого Двором Пролетарки.  

 А. Беленький пощелкал фотоаппаратом, поговорил с обитателями, купил старушке немного продуктов и маленький тортик ,  да и отправился к другим "папуасам" за новыми ощущениями. А несколько поколений тверских жителей, выросших  в условиях морозовских  казарм, остались в ожидании выполнения   Программы  "Двор Пролетарки".

Возведение  в Твери дома для жителей Двора Пролетарки  должны начать  в конце 2011 года, полностью закончить строительство планируется  через три года. Начало переселения  жильцов казарм приурочат к завершению  первой  очереди строительства и сдачи 2 подъездов.  

Сами "Морозовские" дома в дальнейшем планируют реконструировать, но  концепция использования жилого фонда Морозовских казарм пока не разработана. В каком направлении пойдет реконструкция (если пойдет!) неизвестно.

А оно нам надо?

Чаще всего так формулируется обывательский взгляд на попытки решить любую сложную проблему.                                                                                                                                                         

То, что необходимо переселять жителей обветшалого и аварийного жилья в нормальные условия вряд ли подлежит сомнению. А вот стоит ли реконструировать старые стены и, если да,  то для чего и каким образом – большой вопрос. Возможно (если хорошо посчитать) проще снести и застроить район типовыми жилыми. У меня всего лишь два аргумента против этого:

1.      Историю жалко!

2.      А может из проекта реконструкции получится будущая достопримечательность и гордость Твери?

История.

Первый метр ситца-миткаля в Твери соткали на Морозовской мануфактуре в 1859 году, после чего на российский рынок из нашего города стали поступать ткани с уже малознакомыми названиями: ситец, сатин, бумазея, бязь, коленкор, мадаполам, сатин.       

К концу ХIХ века морозовская фабрика в Твери по объему производства считалась одной из крупнейших в России и к 1913 году на ней трудилось свыше 60% рабочих губернии.  Застройка жилого городка домами из красного кирпича собственного и с лестницами знаменитого каслинского литья началась в 70-х годах XIX века.   

В  XXI веке  жилищные условия Двора Пролетарки вызывают, как минимум,  недоумение, но не стоит забывать, что более ста лет тому назад выходцам из российской деревни жизнь большой семьей в одном помещении была вполне привычной и соответствовала крестьянскому быту.             

К началу XX века прежние деревянные постройки полностью сменились каменными двух основных архитектурных стилей - эклектики и модерна. Самая большая казарма "Париж", возведена в 1909-1913 гг. по проекту архитектора В. К. Терского. Он же автор здания театра в сквере на центральной площади городка.           

Район распланировали следующим образом: центральное место занимала площадь, основные производственные помещения размещались в северо-западной части (справа от ткацкого корпуса), юго-восточная часть отводилась под жилые и социально-бытовые постройки, склады протянулись вдоль железнодорожного полотна. В разных частях городка были возведены кирпичные хозяйственные сооружения: пожарное депо, конюшни, склады, амбары, погреба.

Все основные достижения в развитии производства и социальной сферы на Тверской мануфактуре в течение примерно 40 лет были связаны с именем Варвары Алексеевны Морозовой, которая стала руководить этим громадным хозяйством ещё при жизни больного мужа. 

При товариществе Тверской Мануфактуры существовала сеть благотворительных учреждений: больница, родильный приют, ясли, приют для сирот, богадельня, аптека, библиотека, вечерние курсы для рабочих, клуб, народный театр, который вначале назывался "чайная и зал для спектаклей".         

Народный театр, выстроенный в 1898-1900 г. был современным зданием того периода, с паровым отоплением, электрическим освещением, прекрасным зрительным залом с хорами на чугунных колоннах, сценой с трюмом и подъёмником для декораций.

Во что же можно превратить этот памятник минувшей эпохи?

Архитектор Жоголев предложил в ходе реконструкции создать на базе зданий жилого комплекса университетский центр. 

 "Университет в Морозовском городке – это уровень Кембриджа, со своим миром, характером, историей и архитектурой….  Сегодня в городе есть две несвязанные между собой проблемы – строительство университетского городка и строительство жилья для расселения жителей из казарм Пролетарки. Может, поменять слагаемые: строительство городка для жителей казарм и размещение университета в Морозовском городке. Перспективы безнадежные, но очень заманчивые…. Чем быстрее случится реакция на предлагаемую концепцию, тем меньше средств будет вложено в строительство нового корпуса на Соминке, тем быстрее жители Морозовских казарм начнут получать благоустроенное жилье, тем быстрее начнутся реставрационные работы на объектах Морозовского городка, находящихся в аварийном состоянии. Сложно совместить интересы нескольких ведомств (почти невозможно), велика административная инерция, но эффект от взаимодействия может превзойти все ожидания".
ВУЗовский городок, на мой взгляд, уже вряд ли возможен, учитывая сколько средств вложено в Соминку, а вот другие варианты стоит рассмотреть.
                                           

Памятники индустриального наследия.

Во всем мире развивается движение за сохранение следов уходящей индустриальной эпохи. Первым индустриальным объектом, получившим общенациональное и мировое признание, стал чугунный мост в центре Англии - Айронбридж. Авторы проекта позиционировали мост как символ промышленной революции. Все работы по превращению объекта в музей взяли под патронаж члены королевской семьи. Примыкающая к мосту обширная территория, включающая даже ряд населенных пунктов, была реконструирована и благоустроена. Жители небольших городков сами стали объектом музейного показа. Они получили новые рабочие места в многочисленных музеях, открытых в домах поселка и воссозданных в стиле XVIII века торговых лавках и пивных, на сельскохозяйственных фермах и железнодорожной станции

Успехи британцев воодушевили Европу. В Германии стали культурными центрами заброшенные металлургические заводы в Дуйсбурге, угольная шахта в Эссене превратилась в офисное помещение. Со временем список мирового наследия пополнили соляные шахты Величко в Польше, королевские солеварни во Франции, в Швеции - металлургический центр Берслаген, а во Франции - знаменитый музей Орсэ, открытый в здании бывшего вокзала. 

В Испании таким становится Музей науки и техники, созданный в пространстве бывшей текстильной фабрики в Террасе (Каталония). Примером может послужить реализация проекта реновации Руммельсбургской бухты в Германии. На ее территории (130 га) в восточной части Берлина были сконцентрированы промышленные гиганты и опустевшие жилые кварталы. Было подсчитано, что общая стоимость по разрушению руин, обеспечению безопасности и очистке территории от мусора вместе со стоимостью нового строительства будет примерно равна затратам на восстановление и приспособление к новым условиям старых зданий. 

Идея придания старым промышленным комплексам новых функций продолжает активно реализовываться во многих европейских городах: доки в Лондоне и Ливерпуле, многофункциональный общественно-жилой комплекс в газгольдерах Вены; галерея современного искусства в старой электростанции, напротив собора Святого Павла в Лондоне. 

Сравнительно недавно Манчестер считался абсолютно депрессивным, умирающим городом, но его сумели сделать модным районом для бизнес-вложений. Здания хлопчатобумажных фабрик и складов превращены в многоквартирные дома и теперь главную роль в местной экономике играет сектор услуг, на чью долю приходится, в общей сложности, 93,4% от общего числа рабочих мест. На долю производственного сектора и строительства  осталось 4,5% и 2% рабочих мест. По количеству иностранных туристов Манчестер удерживает третье место в Соединенном Королевстве.   

Свои проекты по сохранению и перепрофилированию индустриальных памятников есть и в США. В 1974 году американский конгресс утвердил решение Национальной службы парков о создании первого американского промышленного парка в городе Лоуэлл (штат Массачусетс). На реализацию проекта ушло 20 лет.   

Все старые здания текстильного центра штата, включая производственные цеха, были восстановлены: часть сооружений отдана под офисы или компании программного обеспечения, другая - под музей текстильной промышленности и образовательный центр промышленной истории. Местные промышленники сообща очистили и благоустроили всю гидросистему, шлюзы и набережные города. Сейчас лодочные прогулки - один из наиболее популярных маршрутов по территории промышленного парка. 

По мнению американских специалистов по индустриальному наследию, комплексный подход имеет явные экономические перспективы. Сегодня в мировой практике сохранения индустриального наследия главенствуют два подхода: полная остановка предприятия и превращение его в музей-памятник (иногда с частичным функционированием) и перепрофилирование объекта под новые функции. Обязательный элемент работы - выявление и сохранение наиболее ценных конструкций, инженерных решений, дизайна (сохранение в архитектурном пространстве здания элементов промышленного дизайна) и архитектурного облика. В последнее десятилетие особую популярность получила практика переоборудования фабричных зданий под жилье и художественные студии. На мировом рынке недвижимости подобные варианты позиционируются элитной категорией.

Будущее Двора Пролетарки


Все жанры хороши, кроме скучных. Печально будет, если реконструируемые здания превратят в очередные ТЦ "Морозовский"-2, ТЦ-3 и т.д.                                                         
Двор Пролетарки, превращенный в историко-культурный, архитектурный и деловой многофункциональный комплекс мог бы стать центром притяжения горожан, инвесторов, туристов для познавательного отдыха, развлечений и деловой жизни. Наличие рядом железной дороги превратилось бы из "-"  в "+", если, например, был бы создан музей железнодорожного транспорта (в чем могло бы поучаствовать ОАО РЖД). Попутно бизнес  мог бы развернуть в Твери производство качественных игрушечных железных дорог – мечты многих детей, а порой и взрослых.   

Хочется увидеть проекты реконструкции, в которых (очень надеюсь!) будет душа, фантазия и юмор, чего очень недостает нашему городу, где большинство памятников суровы, как челябинские мужики.Даже в торжественно-парадной культурной столице и то нашлось на Фонтанке место для забавного чижика-пыжика. Сколько интересных скульптур, привлекающих туристов есть в различных городах мира! Некоторые, такие, как памятник водопроводчику даже стали клонироваться в разных вариантах.

Очень хотелось бы знать, на какой стадии сейчас все находится, и в какую сторону идет движение. Если у кого есть информация – делитесь.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх