А есть ли выбор при явно монопольном подходе?
(О Законе Тверской области от 28.06.2013 № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области»)
Государство решило окончательно и бесповоротно, что граждане-собственники всегда и навечно должны сами платить за капитальный ремонт своих домов. Этому законодатель посветил изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, вступившие в силу с 26 декабря 2012 года.
Ну и что? Именно так думали многие жильцы. Ведь нас пока не заставляют это делать? Нужны собрания собственников?
Кто спорит? Собрания собственников нужны. Именно о собрании говорят статьи с 44 по 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. А порядок и условия проведения собрания собственников очень важны: к компетенции общего собрания собственников отнесены решения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта. И что особенно важно: «…принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете…».
И вот в этой части начинаются многочисленные пояснения, разъяснения, спекуляции и мотивированные мнения. Так, после принятия и вступления в силу Закона Тверской области от 28.06.2013 № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» людям стали настойчиво говорить, что кроме как обращаться к единственно возможному (по мнению чиновников!!!) специально созданному в Тверской области региональному оператору – Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Что же это получается? Жилищный кодекс РФ предполагает варианты способов формирования фонда капитального ремонта, а реально рынка способов выбора просто нет! По сути жестко лоббируется (проталкивается) сбор капитальных накоплений граждан в пока единственно возможную организацию – в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Спрашивается – а куда смотрит (и смотрит ли вообще!) Федеральная Антимопольная Служба (ФАС), хотя бы в своем региональном органе в Тверской области? Дело в том, что людям НЕ ДАЮТ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА СПОСОБА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА! Людям дали время до конца февраля 2014 года, после чего, если общее собрание собственников не примет решения о формировании фонда капремонта, то средства на капитальный ремонт, собираемые с жителей, автоматически переведут куда? Правильно! Только и без вариантов – в Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Вообще-то, такие действия можно характеризовать исключительно как последовательное и жесткое понуждение жителей (попросту, жителей заставляют!) передать свои кровные денежные средства на капитальный ремонт собственных домов в распоряжение никому не известной и не имеющей еще никакого опыта управления денежными средствами на капремонт организации – Фонду капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области.
Почему такая спешка? Почему жителей заставляют отдать деньги, даже не дав им НИКАКИХ ВАРИАНТОВ ВЫБОРА? Или все так и задумано? Считаю это не только нарушением в форме создания монопольного и поддержанного определенными структурами рынка денежных средств на капремонт, но и грубое нарушение прав жителей на осознанный и свободный выбор способов формирования фонда, так как никакой возможности выбора жителям не дали!
На сайте Фонда указано, что «…В настоящее время в руководство Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области входят:
Рычков Евгений Юрьевич — Генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области
Северов Леонид Юрьевич — заместитель Генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области
Никольская Оксана Владимировна — заместитель Генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области
Снытко Герман Эдуардович — начальник отдела капитального ремонта…».
С сайта же о Правлении фонда: «…Правление
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № 1917 от 19 августа 2013 года утверждено Правление Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, в которое вошли:
Атаева Татьяна Сергеевна
начальник Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области
Базаров Дмитрий Александрович
и.о. Министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области
Тюрин Сергей Николаевич
начальник Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области
Отрощенко Сергей Владимирович
и.о. заместителя Председателя Правительства Тверской области
Рычков Евгений Юрьевич
Генеральный директор Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области…».
А вот и Попечительский совет: «…Попечительский совет
Распоряжением Правительства Тверской области № 438-рп от 04 сентября 2013 года утвержден состав Попечительского совета Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области, в который вошли:
Буевич Константин Игоревич — заместитель Председателя Законодательного Собрания Тверской области
Корзин Александр Борисович — глава города Твери
Меньщиков Александр Владимирович — заместитель Председателя Правительства Тверской области
Михайлов Андрей Владимирович — член Общественной палаты Тверской области
Поляков Андрей Эдуардович — председатель некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация управляющих компаний ЖКХ «Тверской управдом»
Титов Алексей Алексеевич — председатель Ассоциации «Совет муниципальных образований Тверской области»
Юлегина Елена Евгеньевна — руководитель регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства Тверской области…».
Позвольте! Но этого просто не может быть! Нигде в Фонде нет НИ ОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ, СТАРШИХ ПО ДОМАМ, ОБЩЕСТВЕННИКОВ ПО ЖКХ! Собирать, контролировать и расходовать деньги жителей без учета мнения и интересов самих жителей – по меньшей мере безнравственно.
И нет никаких мер общественного контроля за деятельностью Фонда, созданного внешне вроде как с благими намерениями, но совершенно без учета мнения и интересов жителей. Более того, нет никакой информации о прозрачности деятельности Фонда! Нет никакой эффективной меры воздействия или влияния на решения Фонда по расходования наших с вами денег! Неприятная ситуация!
В законодательстве постоянно упоминается владелец специального счета, на котором аккумулируются денежные капитальные средства граждан. И постоянно проталкиваются варианты перевода этих средств под контроль регионального оператора. А как же другие варианты? Другими вариантами называют возможность решения этих вопросов при наличии ТСЖ (товарищество собственников жилья) или жилищный кооператив. И все! Если дома под управляющей компанией, то у жителей никаких вариантов и прав нет??? А вот с этого места поподробнее хочется! Ведь эти многочисленные жилые дома с еще боле многочисленными собственниками вообще в законодательстве четко не прописаны! Как это понимать?
По-моему, законодатели – уж умышленно это или нет, не буду рассуждать – в очередной раз допустили брак в своей работе. Если статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает 3 (три) варианта выбора способа управления многоквартирным домом, то почему тогда при решении вопроса сбора капитальных денег с жителей весь выбор ограничивается всего одним вариантом способа управления многоквартирным домом? Учитываются только товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы.
Жителей со способом управления в виде управляющей компании или в виде непосредственного управления собственниками помещений в многоквартирном доме – просто лишили права выбора, кроме как сдав их всех в объятия регионального оператора!
Жилищный кодекс РФ не содержит прямого запрета на выбор управляющего, в любом варианте управления многоквартирным домом. Вот и дайте жителям разъяснение, как это можно сделать! И дайте людям возможность открывать специальные счета не только через Фонд или непосредственно у самого Фонда. Дайте людям свободу и разнообразие выбора способа формирования способа капитальных накоплений.
Прошу прокуратуру и антимонопольную службу проверить описанные выше обстоятельства с целью защиты прав и законных интересов неопределенного круга собственников помещений в многоквартирных домах на многообразие и свободу осознанного выбора вариантов накопления капитальных средств! Сегодня такого выбора нет…
О людях думать нужно, о людях!
Андрей Царьков
31 января 2014 г.