Возвращаясь к итогам приватизации.
После моего призыва помочь бизнесу вернуться во власть, в комментариях помянули приватизацию и залоговые аукционы. Надеюсь, всем понятно, что итоги этой приватизации пересматривать нельзя и Путин, кстати, вчера это подтвердил. Я хотел подробно обсудить, насколько полезной для экономики оказалась именно "НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ" приватизации.
Для меня очевидно, что отказ коммунистов от частной собственности на средства производства был ошибкой. Поэтому, приватизация в начале 90-х была необходима. Главный вопрос был КАК? Восточная Европа решила вопрос просто - реституция (возврат соственности последнему хозяину). И просто и справедливо. Но у них период социализма был в 2 раза короче и с документацией было получше. Для России этот способ не подходил. Тем более, что подавляющее количество промышленных объектов до 17 года просто не существовало.
Идея ваучерной приватизации фактически повторяла формулу Шарикова "Все взять и поделить". То есть размазать экономику по населению ровным слоем. Последствия строгого выполнения этого принципа могли быть катастрофическими. Представьте крупный завод. Стоимость его примерно соответствовала нескольким тысяч ваучеров. Соответственно, в идеале завод должен был получить несколько тысяч акционеров, в том числе пенсионеров, студентов, рабочих, крестьян и т.д. Причем эти акционеры могли проживать совершенно в разных частях страны. Короче говоря, колохоз в худшем смысле этого слова. И как управлять заводом с такими акционерами? Как искать инвесторов, утверждать бюджет и т.п.? Я как член ТСЖ каждый год наблюдаю подобный колхоз в своем доме. Как член гаражного кооператива я вижу похожий колхоз. Любой самый пустячный вопрос нужно решать "всем миром". Через год такой завод бы обанкротился и все равно попал бы в руки новоявленных бизнесменов. Только окончательно разворованый своими же работниками, без поставщиков и без покупателей. Кто бы от этого выиграл?
Я не знаю, как представляли себе приватизацию ее авторы. Планировали ли они проводить ее скурпулезно честно или изначально знали, что будут ловкачи, нарушающие правила. Но парадокс ситуации именно в том, что нарушения и злоупотребления пошли на пользу экономике - большинство предприятий получило не абстрактных акционеров, а конкретных хозяев. Абстрактная справедливость пострадала, но была решена главная задача - вытащить экономику из социалистического коллапса. И сейчас, спустя 2 десятка лет, мы можем уже без эмоций оценить приватизацию как успешную.