18 Апреля 24, 20:09
Блоги, Общество
16 Июля 2012, 07:26

Надежда Цикулина "Дух времени и искусство"

Издана книга тверского художника Надежды Цикулиной "Дух времени и искусство", в которую вошли как автобиографические воспоминания художника,так и её размышления об искусстве. В последние пару лет в тверской блогосфере было много споров о так называемом "актуальном искусстве", а так-же о том, что является искусством, а что нет. Я думаю, что для тех кто принимал участие в этих спорах, будет интересно прочитать 
ту часть книгиНадежды Цикулиной, которая касается акуального искусства .

Об «актуальном искусстве»

  В настоящее время ведутся ожесточенные споры вокруг человеческой деятельности, называемой «актуальное искусство». Мне хотелось бы провести анализ возникновения этого феномена. Любому явлению предшествует цепь событий, которые могут состоять в причинно-следственной связи. Что же способствовало появлению «актуального искусства», где его корни? Конец XIX - начало XX века характеризуется невероятно быстрым развитием науки и техники, достижениями медицины, появлением первых автомобилей и самолетов, радио и телевидения. Открытия в химии и физике настолько изменили общественное сознание, что привели в движение все общество, в том числе и художественные круги. Нужно сказать определенно: прогресс развивают отдельные личности, которые могут высказывать неординарные идеи и проводят их в жизнь. Встречаются также и люди, имеющие жесткие убеждения, которые развивают далеко не лучшие стороны своего таланта, образа жизни и мышления. Главной их психологической особенностью является одержимость своими идеями. Для них не столь важно, считается ли идея общественно значимой, гуманной, или нет. Политические и экономические потрясения в обществе приводят эти круги в движения, они возглавляют революции, а также течения и направления во многих отраслях человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Поэтому появление «актуального искусства» как чего-то экстремального было обусловлено глобальными потрясениями в начале XX века.

 

  «Актуальное искусство» существует около ста лет и распространилось по многим странам благодаря  суперактивной пропаганде определенных структур, стоящих около искусства.

 

  Двадцатый век был полон бурных событий: две мировые войны, революция в России, распад Европы на два лагеря, атомные атаки на Японию, усиление нигилизма и атеизма, падение духовности и морали. Эти негативные тенденции усилились в демократической послевоенной Европе. .Когда человек получает много свободы на фоне ослабления влияния религии, происходит изменение морали. Отрицание всех общепринятых норм, а также и искусства как чего-то старого и отжившего берет свое начало еще в первой половине XX века. Движение художников «Дада», провозгласив себя антиискусством, выставило в 1917 году как произведение писсуар под названием «Фонтан» Марселя Дюкамра. «Квадрат» К. Мале¬вича (1915) по сравнению с этим просто академическое полотно. Различные течения, которые тогда возникли и называли себя «актуальным искусством», по сути, не имели к искусству никакого отношения. Но они постепенно распространились, проявляясь в разных формах и ломая в глазах непрофессионалов критерии искусства. Они влились и почти растворились  в выставочно-музейной среде настоящего искусства. Наряду с писсуарами в музеях выставлялись одновременно и работы Матисса, Пикассо, Дали, Машкова, Куприна, представителей новых направлений академической школы, - что сбивало с толку зрителей. В 60-х годах попытка уничтожить изобразительное искусство продолжилась с новой силой. Немецкий художник Иозеф Бойс объявил, что освобождает искусство от всех критериев, а художников - от профессиональной принадлежности. Отныне каждый человек - это художник, свободный в своей деятельности.   

Традиционное искусство пытаются заменить перфомансом,  видеоартом, различными акциями. То, что не является искусством ни по каким критериям, наполнило выставочные залы, галереи и музеи Европы, Америки. С открытием границ это явление под названием «актуальное искусство» заполонило галереи и музеи России.

 

 

  Некоторые русские художники получили мировую известность политическими акциями. Так, в 1992 году был выставлен под названием «Туалет» объект в виде грязного общественного туалета с оборудованным там жилым русским интерьером. Так же вызывает недоумение коллаж «Россия. Конец XX века» (1998), где Россия изображена в виде проститутки на фоне серпа и молота. Целый ряд русских художников пытались получить славу и деньги на политическом искусстве, и теперь их произведения, к великому сожалению, заполнили  российские  музеи современного искусства и даже Третьяковскую галерею.

 

  Это антигуманное по своей сути явление, которое называет себя «актуальным искусством», своей бездуховностью  и  аморальностью действует убийственно, подобно тяжелой болезни, на все общество, развращая и разлагая даже наиболее культурные слои - профессиональных искусствоведов и художников. В отличие от добра зло очень активно. Люди, проповедующие «актуальное искусство», предпринимают агрессивные попытки внедрить его изучение в систему школьного образования. Общество в ХХ-ХХ1 веке стало более гуманным, чем, например 100 лет назад. В этом контексте возникает вопрос: почему появилось «актуальное искусство» как нечто экстремальное в культуре и что явилось основой для его развития?

 

  Возникновению «актуального искусства» способствовало постепенное развитие кризиса в реалистическом изобразительном искусстве, которое в конце XIX века исчерпало свои внутренние ресурсы для саморазвития. Последнее было связано со стремительным распространением фотографии, а в последующем - в XX веке - киноискусства. При этом живопись утратила монополию на свое главное до этого времени предназначение - передачу изобразительной информации в картине, портрете. Конкуренция с фотографией привела к попыткам использовать другие внутренние резервы живописи - такие как форма и цвет, - что привело к возникновению модерниз ма. Начало экспериментального пути в живописи, появление импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, авангарда было бы невозможно без глобальных потрясений в обществе - ми¬ровых войн, революций и кризиса морали.

 

  «Актуальное искусство» по своей сути - это искусство протеста маргинальных групп, которые не только видят мир иначе, но и следуют своим деформированным моральным нормам. Следует отметить, что это не всегда связано со стремлением к обогащению, чаще всего доминирует идейная составляющая. При этом неважно, является ли творец профессионалом - мно¬гие из них отрицают необходимость учиться ремеслу художника, так как они уже «родились художниками».

 

  Маргинальные слои в художественной среде были всегда, но только в демократическом  обществе они распространились повсеместно и внедрились во все слои населения. Только демократия позволила  «актуальщикам» открыто выражать свое мнение. Свобода в условиях ослабления роли церкви способствовала росту толерантности общества к абортам, разводам, однополой любви и другим общественным явлениям, считавшимся смертными грехами во времена, например, Рембрандта. Трудно представить себе реакцию общества XV—XVII веков на «горы мусора и фекалий», выставленных как произведение искусства, а также на прилюдное совокупление с животными и другие акции. Судьба авторов, вне всяких сомнений, была бы печальна. Свобода выбора в демократическом обществе реализуется за счет размывания моральных норм.

 

  К сожалению, современная западная церковь занимает к вышеизложенному невнятную позицию. Это создает возможность представителям «актуального искусства» искать самовыражение в необычных формах - когда все дозволено. При этом представители «актуального искусства» характеризуются исключительной энергией и активностью, огромным разрушительным потенциалом в отношении морали и гуманизма.



О развитии современного искусства

 

  Термин «современное искусство» я считаю не вполне удачным, так как он показывает лишь временной фактор - искусство сегодняшнего дня, которое весьма разнообразно - от реализма до абстракции. Следует различать также маргинальные виды искусства - псевдоискусство, называемое сегодня «актуальным», или способом выражения идеи.

В искусстве всегда были взлеты и падения, связанные с процессами развития человечества. В настоящее время имеются все признаки изменения роли искусства в обществе. Утрачивается не только его доминирующее значение, но и ставится вопрос о необходимости искусства. В истории это уже много раз происходило, но искусство в классических формах могло восстанавливаться, адаптироваться и отражать изменяющийся крайне медленно дух времени.

 

  Процесс разложения и профанации в искусстве начался в XX веке. До этого времени идеи были гуманными. Художники работали над тем, что их действительно трогало, и пытались показать это всеми доступными им способами. Совершенствовали себя для возможности выражения добра и красоты. Начиная с XX века наступило переломное время, которое, к сожалению, продолжается и сейчас.

Искусство стало приобретать совсем другие формы. Этот процесс был обусловлен многими факторами, главным образом, стремлением художников выразить новые идеи оригинальными способами. Однако важную роль сыграла коммерциализация искусства, которое стало рассматриваться больше как товар, приносящий обогащение, чем как возможность развития гуманизма. Этому способствовало отставание понимания обществом последствий быстрого развития научно-технического прогресса. Люди были не в состоянии философски и даже на бытовом уровне провести анализ стремительного изменения окружающего их мира. Появились многие проблемы, которых не было ранее: загрязнение окружающей среды, перенаселение, дефицит питьевой воды, энергоресурсов и др. 

Безусловно, окружающий нас мир меняется гораздо быстрее, чем психология масс. Человек пользуется благами цивилизации, практически не понимая сути и направления ее развития. Общество потребления мало интересуется этим. 

 

  Многие художники пытаются осмыслить имеющиеся противоречия и выразить их в доступной форме. При этом средства отражения мира у них существенно изменились. Можно, например, показывая засилье вездесущего компьютера, сделать инсталляцию детской кровати из ноутбуков, разбросать по залу горы мусора, привлекая внимание к защите окружающей среды и др. Но вот вопрос: является ли человек при этом художником или это просто форма протеста? Правомочно ли расширение понятия искусства использованием «новых» приемов?

 

 

  В настоящее время быстрое развитие науки и техники не соответствует темпам изменения нравственности и морали общества. Художники не всегда понимают происходящее вокруг нас. Появляются группы людей, эксплуатирующих искусство - это «ручные» искусствоведы и кураторы, а также люди «около искусства», играющие на психологии, пороках масс, их низменных чувствах, которые рекламируют пошлость, финансируют и продают ее. 

 

  «Актуальное искусство» - это лишь следствие наметившегося глобального кризиса морали. В обществе наблюдается непонимание причин изменения мира и путей к поддержанию нравственности.


   Выставление напоказ препарированных трупов как произведения искусства и огромные очереди желающих их посмотреть - это свидетельствует о чрезвычайно широком распространении среди современного поколения психопатологии. Я должна признать, что эти патологические проявления «актуального» искусства феноменальным образом были отрекламированы средствами массовой информации - газетами, интернетом и др. И нашлись десятки тысяч людей, готовых получить удовлетворение от выставленных экспонатов.

 

  Искусство, призванное веками отражать происходящее вокруг, но в исторически обусловленных границах, подверглось активной деструктивной атаке. Появились художники, которые начали создавать вещи для эффекта, а не ради идеи. А если бралась идея, то она была в основном антигуманная, отрицательная. Почему такое «искусство» пришлось «ко двору» или, по крайней мере, не было отвергнуто обществом, сказать трудно. Возможно, появились люди, обладающие политической и экономической властью, способные двигать развитие человечества в сторону духовной дисгармонии, подавления злом добра. Вероятно, и научный прогресс существенно изменил дух общества. Что было первично, сказать трудно.

 

  «Актуальное» искусство, по моему мнению, является лишь формой протеста личности против дисгармонии окружающего мира и изначально несет в себе противоречие между идеей, которую оно выдвигает, и способом ее воплощения. Идее принадлежит ведущая, доминантная роль, но для ее реализации придумываются вычурные, неадекватные формы. Часто используются чуждые искусству способы выражения. Для привлечения внимания публики к своим экспонатам «творец» организует «театр», шокируя публику нелепыми поступками. Нередко идеи, а тем более метод их воплощения, вообще не относятся к искусству. Когда в выставочном зале вы видите ряды телевизоров, как в магазине, и протестующих в них людей, и все это выставлено как произведение искусства, возникает, мягко говоря, чувство недоумения. Произведение искусства - это то, что выделяет художника из остальных -высокопрофессионально выраженная духовная идея.

 

 

  Скептики или противники вышесказанного могут возразить, что традиционное искусство, существующее веками, так и не выработало метода или способа отражения современных проблем общества. Но художник не обязан эти проблемы затрагивать или предлагать, как их решать. Художник просто отражает мир, показывает к нему свое отношение. Но даже и это не главное. Художник должен просто творить, исходя из своей внутренней потребности. Искусство в целом не предназначено заниматься политикой. Это разные вещи, хотя и влияют друг на друга. Если художник все-таки решится затрагивать общественные проблемы, то он, по крайней мере, обязан обладать техникой, соответствующей идее. Например, живописью, знанием вопроса в историческом аспекте, то есть художник должен иметь специальное профессиональное образование.

 

  В настоящее время основная задача живописи, которая складывалась веками, - отражение внешнего облика человека, своеобразный его портрет, а также передача информации об окружающем мире - претерпела существенные изменения. Для выражения духовности человека используются другие и достаточно эффективные возможности, например, кино, книги, интернет. Благодаря новым методам обмена информацией люди стали более образованными и, несмотря на пороки, существующие вечно, более гармоничными, хотя жизнь современного человека является чрезвычайно интенсивной, насыщенной, связанной с множеством стрессов.

 

  Искусство служит морали и нравственности в обществе. Как бы человек не был высоко интеллектуально развит, соблюдение десяти заповедей и нравственных ценностей должно отражаться во всем. У человека, если он психически здоров, всегда будет стремление к любви и готовность к созданию семьи, к продолжению себя в детях, заботе о близких, стариках и больных, что совершенно нормально. В искусстве это выражается в виде любви и сострадания. 

 

  Искусство может иметь абсолютно разные формы, но оно должно иметь отклик у художников, критиков и зрителей. Как наиболее полно отразить проблемы общества и нужно ли это делать художнику? Адекватны ли существующие виды искусства этим проблемам? Оправдано ли появление новых средств выражения общечеловеческих ценностей? Если да, то в какой мере и каковы критерии адекватности? С этими вопросами современные художники сталкиваются постоянно.

 

 

  «Маргинальное искусство» обычно использует для выражения идеи предметы из окружения человека. Здесь возникает уместный вопрос: в чем искусство? В том, чтобы комбинировать готовые формы или менять их в соответствии с идеей. Все виды искусства, конечно, имеют право на существование. Но, во-первых, вопрос в идее, во-вторых - в рукотворчестве.  Художник, который создает произведение искусства, должен делать его своими руками, и результатом будет являться творение, которое не сможет повторить или создать другой человек. Поэтому искусство - удел «избранных», творчески одаренных людей.

 

  Можно попытаться отражать мир с помощью фотоаппарата. Фотографию, при огромном ее значении для общества как способа документирования событий, я не считаю искусством. Фотоаппарат, как автомат, что-то фиксирует, а человек потом выискивает какой-то кадр и с помощью компьютерных программ получает практически лишенные жизни и энергетики сюжеты. Вдохнуть жизнь в фотоснимок невозможно. С помощью компьютера искусство не сделать, потому что он бездушен. Искусство основано на человеческой душе, на анализе окружающего мира.

 

  Живопись как форма современного искусства, будь то реализм или абстракция, может выражать оригинальные идеи в зависимости от того, что они в себе несут и насколько интересны художники, которые это делают. Живопись бесконечна в своих формах. Реализм, формализм, абстракционизм в разных видах могут существовать и дальше, не теряя своей ценнности. Картина несет в себе несопоставимо большую энергетику, чем, скажем, фотография. Консерватизм в живописи нужен  обязательно наряду с прогрессом, потому что держит равновесие и сохраняет человеческие ценности и стремление к духовным идеалам. Несмотря на то что живопись может изменять свои некоторые формы, ее основа - гармония должна существовать в ней постоянно, как и в других видах искусства. Искусство сохраняет моральные ценности человека и его духовное бо-гатство.  Живопись, как и другие виды искусства, будет привлекать внимание, пока существует религия, потому что они неразрывно связаны.

 

  Из современного искусства, которое, вероятно, получит дальнейшее развитие, я бы выделила дизайн. Дизайнерские произведения, имея больше прикладное значение, играют важную роль в создании удобной и комфортной жизни человека - для украшения интерьера, и на них приятно смотреть. Например, глаз может радовать красивая посуда или мебель -то, что нас окружает. Как произведения дизайна декоративные объекты служат просто хорошим украшением жилища. Но это скорее исключение из правила.

 

  Технические приемы, которые широко используются в так называемом актуальном искусстве, скучны человеку. Мы обогащаемся тем, что дает пищу нашей духовности и подсознанию, и вбираем в себя энергетику, которую передает нам  другой человек через свои произведения. Напротив, «актуальное искусство» пытается опустить нас до уровня животного. Современные творцы, считающие себя художниками, выискивают в окружающем нас мире самое негативное, но не позитивное. Чтобы как-то привлечь внимание, они «провоцируют зрителя», изображая красной краской море крови, у трупы взрослых и детей, и все это в грубом виде. На зрителя это действует шокирующе. Так разрушается гармония мира. Для чего? Для воспитания тупого и управляемого злобного человека? Если взять «актуальное искусство» сегодняшнего дня, то в нем, как правило, собраны отрицательные стороны бытия. А так как мир у нас двойственен - есть добро и зло, то, значит, художники в своих произведениях уничтожают равновесие за счет усиления роли зла.   Стремясь к добру, многие века художники изображали даже трагичные вещи обязательно с надеждой на добрый конец. «Актуальное искусство» нередко изображает зло, отрезая человечеству всякую надежду. Оно показывает, что зло торжествует и господствует в мире и ничего невозможно с этим сделать. 

 

  Вернемся на 300-400 лет назад, когда в обществе были суровые и не всегда справедливые законы. Была инквизиция, сажали на кол, сжигали на кострах, по улицам висели трупы для устрашения. Но что рисовали художники? Они отражали    ужасы ада, но доминантом в картине всегда было добро. Поэтому если рассматривать историю искусства на протяжении тысячелетий, то мы приходим к очень печальным выводам. 

 

  В настоящее время, несмотря на наметившийся кризис в искусстве, существуют разумные силы и художники, которые делают прекрасные картины. Их мало, но, к сожалению, так развивается мир. И если живопись придет в упадок, если перестанет существовать искусство, то человечество, даже при очень высоком научно-техническом развитии, морально вернется к существованию примитивного человека из пещеры. 

 

  Старые мастера показывали в своих картинах трагедию, несчастье, жестокость через сострадание. Сейчас - без всякого сострадания и без надежды на лучшее. Почему раньше искусство в целом было на очень большой высоте? Потому что искусство ценили люди, находящиеся на вершине власти. Они привлекали к себе художников, выделяли наиболее талантливых благодаря своему прекрасному образованию. Властители понимали, что эти художники отразят мир и покажут его положительные стороны. 

 

  В настоящее время, когда через средства массовой информации пропагандируют искусство для широких масс, оно деградирует. Имеются люди, которые манипулируют искусством, и более того, формируют вкус обывателя, причем последнее может иметь весьма негативные последствия.    Потому что, когда искусство снижается до уровня потребителя, оно перестает быть искусством. Искусство - это то, что могут делать лишь немногие и на что остальные смотрят и поражаются. Возьмем простой пример - «Мону Лизу» Леонардо да Винчи. Она может нравиться или не нравиться, но любой человек, подойдя к этой картине, будет потрясен тем, как она написана, что в нее вложено и какие эмоции она передает: одному - злые, другому - добрые, она многосторонняя, на нее можно смотреть месяцами, годами, столетиями. Это вневременная живопись. Настоящие произведения искусства должны быть вневременными. То, что сейчас эксплуатируется на выставках с помощью компьютера, только «сиюминутно актуально» и в большинстве своем не является искусством.

 

  Современные информационные технологии в виде паутины интернета, телевидения охватывают все человечество и влияют на воспитание и духовность, разлагая ее, делают человека управляемым, примитивным и ведут его к деградации. С каждым годом в мире прибавляются новые проблемы - наркомания, ВИЧ-инфекция, однополая любовь и педофилия, загрязнение окружающей среды и др. Необходимо отметить, что на Западе происходит глубокий кризис церкви, глобализация и смешение культур, что постепенно приводит к изменению и деформации моральных норм. 


  В мире значительно возросла роль информационных и социологических методов управления массами. Манипулирование общественным мнением и навязывание чуждых идеалов достигло невиданных масштабов. Причем это делается очень незаметно и тонко.   Снижение общеобразовательного уровня, ориентация индивида на потребление является питательной средой для шоу- и   арт-бизнеса. Удивить, убедить и на этом сделать деньги - вот   основные принципы деловых людей. «Актуальное искусство»  не является исключением. Это хорошо организованная и  спланированная коммерческая организация. Следует отметить, что без маргинальных слоев общества реализовать идею оболванивания масс практически невозможно. Институт под названием «актуальное искусство» является своеобразным клубом, состоящим из организаторов - безусловно  талантливых, вертких людей с коммерческой хваткой, обычно не  имеющих художественного образования. Это не столь важно.   Их задача - построить пирамиду, состоящую из «ручных искусствоведов», которые способны обосновать любую идею.  Небходимы художники или лица, считающие себя таковыми, которые готовы за вознаграждение изобразить пошлость. Но все перечисленное выше не могло бы осуществляться, если бы отсутствовало главное - финансирование проектов, а также благосклонное отношение к ним власти.

 

  Я с сожалением констатирую углубление кризиса традиционного искусства, которое в настоящее время в России лишено поддержки государства. «Актуальное искусство», весьма популярное на Западе, я думаю, не найдет значительного распространения в России, несмотря на беспрецедентную активность лидеров этого движения в последнее время. Этому противодействует возрастающая роль и развитие церковного искусства, с одной стороны, и традиции русского народа -с другой.

Персональный сайт Н. Цикулиной http://www.nadjazikulin.de/



Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх