03 Мая 24, 22:50
Блоги, Общество
23 Мая 2012, 16:30

Заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков: «Мы считаем важным сбалансировать отражение в международных документах проблематики прав и свобод человека положениями о недопустимости использования информационно-коммуникационных технологий с целью

Обеспечение международной информационной безопасности.

Нас интересуют прежде всего военно-политические аспекты данной очень непростой проблемы. Ведь она, учитывая ее экспанентно нарастающую важность и динамику происходящих в мире событий, напрямую влияет на все то, что в будущем трансформируется в военный потенциал государств, блоков, альянсов. Вот почему трудно переоценить роль внешнеполитического ведомства в формировании позиции России, определении политико-дипломатического процесса в этой сфере и конечных его результатов. Но подчеркну, это не главное.

Инициатива России

Важно, чтобы наши военные, в частности военные ученые, назвали точки целеполагания, которые должны быть определены в результате политических и дипломатических переговоров. Это наилучшим образом обеспечит условия для решения конкретных профессиональных задач, которые сами военные будут ставить себе в этой сфере.

Вместе с тем только к военно-политическому аспекту весь комплекс международной информационной безопасности не сводится. В настоящее время эта проблематика приобрела особую актуальность и обсуждается на разных площадках. Проблема международной информационной безопасности (МИБ) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) нами рассматривается доктринально как триада угроз военно-политического, террористического и криминального характера. Наиболее опасной из них в информационной сфере считаем враждебное использование ИКТ в военно-политических целях. Соответствующие технологии могут быть постепенно трансформированы в принципиально новые мощные средства противоборства, объектом которого сегодня становится (как об этом говорил вице-премьер, председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин) ключевая инфраструктура стран.

Россия в числе первых осознала существование таких угроз и в 1998 году выступила с инициативой (тогда об этом мало кто говорил) постановки на международном уровне вопроса о комплексном обеспечении МИБ. Мы традиционно выступаем за то, чтобы проблемы в области МИБ и ИКТ, которые носят глобальный характер, решались не келейно, эгоистично, закрыто, а в рамках достаточно понятной, транспарентной дискуссии при широком участии международного сообщества и с подключением государственно-частного партнерства. Сегодня нельзя не учитывать роль бизнеса в развитии соответствующих технологий и, скажем прямо, подконтрольность важнейших сегментов Интернета, других опорных структур инфраструктуры частным компаниям, международным корпорациям.

Достаточно успешно сотрудничество на данном направлении развивается в рамках Организации Объединенных Наций. Об эффективности такого взаимодействия свидетельствует принятие Генеральной Ассамблеей ООН на протяжении уже более 10 лет российской резолюции «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникации в контексте международной безопасности». Прочтение данного документа, возможно, даст разные впечатления, но главный вывод один. Представленная Российской Федерацией резолюция – отражение того, насколько противоречивы подходы международного сообщества к проблеме. Найти общий знаменатель здесь чрезвычайно сложно. Но если он все-таки будет нащупан, то, на наш взгляд, только на основе нашего документа.

Например, в обновленном российском проекте, принятом прошлой сессией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, уточняется правовое содержание мандата, который будет подготовлен в 2012 году группой правительственных экспертов ООН по международной информационной безопасности. В компетенцию группы войдут, в частности, исследование и разработка норм, правил и принципов ответственного поведения государств, а также мер укрепления доверия в информационном пространстве.

Мы выступили с идеей разработки Кодекса поведения в мировом информационном пространстве, с помощью которого можно регламентировать действия государств в данной сфере.

Скажем откровенно: пока не все страны это поддерживают. Чтобы стимулировать широкое международное обсуждение данной проблематики, мы распространили совместную инициативу России, Китая, Узбекистана, Таджикистана – Проект правил поведения в соответствующей сфере. С этой же целью РФ разработала и представила в сентябре 2011 года в Екатеринбурге (в ходе второй встречи представителей заинтересованных государств) Конвенцию об обеспечении международной информационной безопасности. В ней учтены все международные достижения и требования в данной области. Предполагается, что документ поможет расширить дискуссию и объединительную базу для работы в нужном ключе.

Нужна ли цензура?

Прорывов в продвижении идеи формирования системы обеспечения международной информационной безопасности в полном масштабе пока, к сожалению, нет. Есть некоторые локальные успехи. Например, в рамках Шанхайской организации сотрудничества 2 июня 2011 года вступило в силу Соглашение между правительствами государств – членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения МИБ. Оно было подписано еще в 2009-м в ходе саммита организации в Екатеринбурге.

Многие страны солидарны с нами в том, что есть потребность развивать идею универсальных конвенций по борьбе с киберпреступностью. Пока в этой сфере существует лишь одна конвенция (Будапештская), которая ущербна, поскольку не учитывает ключевое для нас понятие – суверенитет государства. Что касается обсуждения проблематики МИБ в рамках международных организаций и форумов, то наиболее острая дискуссия, судя по всему, может развернуться вокруг нескольких вопросов.

В частности, президент России Дмитрий Медведев на встрече в Довиле подчеркнул значимость темы охраны интеллектуальной собственности и 3 ноября 2011 года направил послание руководителям государств – членов группы «Восьми» о новой Концепции использования и охраны результатов творческой деятельности в Глобальной сети.

Рост интереса к этой проблематике связан с разработанным в США законопроектом о защите американской интеллектуальной собственности в Интернете. В соответствии с ним любой участник деятельности в Сети обязан фактически по любому обращению правообладателя прекратить предоставление услуг ресурсу, обвиняемому в пиратстве, и пресечь взаимодействие с ним. Сами понимаете, что под такие резиновые формулировки возможно подтянуть очень многое. Данный законопроект может не только негативно сказаться на развитии Интернета как бизнес-пространства, но и стать инструментом цензуры. Это, кстати, противоречит многим постулатам политики самих Соединенных Штатов Америки, отстаивающих абсолютно бесконтрольную свободу в социальных сетях.

Второй проблемой является гипертрофированное внимание, уделяемое США и их ближайшими союзниками проблеме прав человека и основных свобод в информационном пространстве. Односторонность и тенденциозность данного подхода были продемонстрированы американским госсекретарем Хиллари Клинтон в ходе заседания Совета министров иностранных дел ОБСЕ 6–7 декабря 2011 года в Вильнюсе. Тогда по причинам излишней идеологизированности подхода США не был принят ряд документов по проблематике Интернета, которые могли бы оказаться для нас небесполезными.

Мы считаем важным сбалансировать отражение в международных документах проблематики прав и свобод человека положениями о недопустимости использования информационно-коммуникационных технологий с целью вмешательства во внутренние дела государств. А также в ущерб государственному суверенитету, национальной безопасности, территориальной целостности, безопасности общества, моральным принципам и для разглашения информации чувствительного характера. Именно такими соображениями руководствуемся в ходе мероприятий на всех площадках, о которых я упомянул. Исходим мы и из важности закрепления принципа неиспользования Интернета в военно-политических, криминальных и террористических целях.

Возвращаясь к упомянутой разработке Соединенными Штатами нового законопроекта о защите американской интеллектуальной собственности в Интернете, хотел бы отметить, что этот шаг в очередной раз доказывает правомерность постановки на международном уровне вопроса об управлении ресурсами Всемирной паутины. Поэтому мы поддерживаем позицию Министерства связи и массовых коммуникаций России, предусматривающую интернационализацию управления Интернетом и повышение в этом роли Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) – солидной, авторитетной, демократической организации.

http://vpk-news.ru/articles/8699

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх