Громкие электронные проекты Тверской области тихо скончались
Несколько лет назад власти Верхневолжья начали реализацию амбициозных электронных проектов в транспортной сфере, которые должны были существенно улучшить жизнь жителей региона. Увы, все громкие начинания закончились ничем. Недавняя попытка их воскресить тоже пока безрезультатна.
В апреле 2010 года департамент транспорта и связи Тверской области представил «Транспортную модель» Верхневолжья, которую разработала компания ООО «А+С КонсалтПроект». Сервис с момента старта был доступен всем желающим. На создание и эксплуатацию модели с 2009 по 2011 годы было потрачено 3 млн 454 тыс. рублей.
Ожидалось, что в течение года в нее внесут все необходимые данные, и жители и гости региона смогут в любой удобный момент получить актуальную информацию об инфраструктуре каждого муниципалитета, а главное, о состоянии его дорог.
Летом 2010 года на Тверском социально-экономическом форуме в то время президенту страны Дмитрию Медведеву показали еще один передовой и общедоступный проект — «Электронную карту Тверской области». Ее разработала компания ООО «Адвантум». Этот сервис должен был дополнить «Транспортную модель». Предполагалось, что посредством карты можно будет узнавать расписание движения общественного транспорта в режиме реального времени, а также прокладывать оптимальные маршруты по региону. Планировалось создание и мобильного приложения карты.
На разработку и обслуживание проекта за 2009-2011 годы потратили 18 млн 517 тыс. рублей. Запустить его на полную мощность планировали к 2011 году. В это же время ожидался старт еще одного дополнения к карте и модели — единого центра мониторинга транспортных средств.
Предполагалось, что жители области активно будут пользоваться сервисами, а значит, можно будет просчитать потребности населения в транспортном обслуживании и оптимизировать пассажиропоток во всех городах региона, в первую очередь в Твери. Но люди передовыми новинками не заинтересовались, потому что те так и не заработали на 100%. Центр мониторинга не появился вообще.
В 2011 году в регионе сменился губернатор. Дмитрий Зеленин уступил свое кресло Андрею Шевелеву. Администрация области была преобразована в правительство, а департамент транспорта и связи — в министерство транспорта, которое возглавил Андрей Суязов.
Сегодня «Транспортная модель» недоступна, а «Электронная карта» не обновляется. В сентябре о когда-то передовых разработках вспомнили. Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области разместило на сайте госзакупок заказ на создание единой навигационной информационной платформы на базе «Электронной карты» Верхневолжья. Стартовая цена аукциона составила 6 млн 923 тыс. рублей.
Со стороны кажется, что чиновники решили оживить разработки, на которые потрачены миллионы бюджетных рублей? Однако это не так. Власти Тверской области таким образом осваивают федеральные дотации, выделенные регионам на внедрение технологий ГЛОНАСС. По сути нашим чиновникам дали денег на центр мониторинга — проект, который был ими же когда-то благополучно похоронен.
И вновь не сложилось. Заявку на конкурс подала только одна компания — разработчик «Электронной карты» ООО «Адвантум». Аукцион признан несостоявшимся. Теперь чиновники должны выбрать — или заключить договор с единственным участником, или проводить конкурс повторно.
Корреспондент «Русской планеты» решил разобраться, какое же из областных ведомств сейчас отвечает за развитие этих электронных проектов, и обратился за комментариями в министерство транспорта Верхневолжья. Его руководитель Андрей Суязов предупредил, что ответ потребует значительного времени:
- Вопрос очень деликатный. «Транспортная модель» и «Электронная карта» разрабатывались в первую очередь для администрации Твери, а значит, нам придется потратить время на уточнение множества моментов.
Вскоре «Русская планета» получила ответ, в котором Минтранс региона фактически полностью снимает с себя ответственность за происходящее. В нем говорится, что за проекты с августа этого года отвечает Министерство промышленности и информационных технологий, которое стало правопреемником Главного управления информационных технологий и связи региона. Об администрации Твери ни слова.
В этом ответе есть большая доля лукавства. Не так давно и «Транспортная модель», и «Электронная карта» находились на балансе областного Минтранса. Затем эти системы начали передавать от ведомства к ведомству. Разумеется, непонятная оптимизация и административный «футбол» ни к чему хорошему не привели. Видимой работы над моделью и картой сейчас не ведется.
Любопытно, что как раз в это время исчез из общего доступа реестр информационных систем Тверской области, так что теперь никто не сможет узнать, какие в регионе есть электронные сервисы и кто ответственен за их функционирование. Кстати, за его ведение как раз отвечает недавно созданное министерство промышленности и информационных технологий Тверской области.
Этот вопрос корреспондент «Русской планеты» задал тверскому эксперту в сфере информационных технологий, директору компании «Взлет Медиа» Льву Лихтареву и пресс-службе Яндекса, транспортными продуктами которого активно пользуются жители региона.
- Проекты такого масштаба должны иметь идейного вдохновителя и преемственность управления. Если на текущий момент проект не имеет достаточного развития, значит, возможно, сегодняшнее руководство области не считает целесообразным развивать это начинание, — говорит «Русской планете» Лихтарев.
- Если подобные проекты не предполагают наличия закрытых объектов для внутреннего использования или не имеют каких-то специфических требований к самой карте, то легче и дешевле делать их на открытых платформах, — считает Лев Лихтарев. — Почему в 2009 году, когда началась разработка сервисов, пошли по такому пути? Возможно, они требовали функционала, не доступного на открытых платформах или эти проекты создавались не только для открытого использования. Создание таких программных продуктов с нуля действительно может стоить миллионы рублей.
Но власти при каждом удобном случае говорили, что создают модель и карту именно для жителей. Вряд ли руководство региона дало бы умереть проекту, на котором хранятся секретные данные для внутреннего пользования. К тому же для этих целей уже давно существует закрытый для обычных жителей региона сервис «Автомобильные дороги Тверской области».
Транспортная ситуация в Твери и районах Верхневолжья с каждым годом становится все сложнее и запутаннее, так что порядок все равно наводить придется. Без передовых электронных сервисов здесь не обойтись, тем более, лидеры информационных технологий страны готовы к сотрудничеству с властями.
- Пока мы не обсуждали возможность совместных проектов с руководством Твери и области, но будем рады сотрудничеству. Например, наши карты очень популярны у жителей областной столицы. Ими пользуются около 130 тыс. человек в месяц, — рассказали «Русской планете» в пресс-службе Яндекса. — Власти Верхневолжья могут предоставить нам данные навигационных систем общественного транспорта, а мы используем их для создания сервиса отслеживания движения транспорта в режиме реального времени. Такой сервис уже есть на Яндекс.Картах в Московской области, а также в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Перми, Казани и Омске.