Индейской тропою, или Лес, который мы потеряли
Лес... Одно из главных богатств России, один из основных ресурсов Тверской области, которая может похвастаться лишь своей природой. Говорят, деревья не предают, умеют слушать и дарить людям умиротворение – спасают человека города от главной «болезни» современного общества – стресса. Что же они – лиственные и хвойные – получают взамен?
Топор под Тверью
Перенесемся на территорию Калининского района Тверской области – Черногубовское сельское поселение, порядка 10 км от областного центра, перспективнейшие земли для застройки индивидуального загородного жилья, столь сегодня модного, но «примороженного» кризисом.
Есть на этой многообещающей территории туберкулезный санаторий для криминального элемента и одноименная крохотная станция на бывшей Николаевской железной дороге, в свое время связавшей «две столицы» российской империи. Отсюда и начинается наше путешествие по окрестным живописным и не очень местам.
Объективности ради сразу заметим, что не претендуем на глобальные обобщения, но рискнем предположить, что для Тверской области получившаяся картинка является весьма характерной. Как и для Калининского района, целую «лесную мафию» которого время от времени пытаются «раскрутить» местные СМИ. В этом-то и суть проблемы. Ведь это не заповедные леса, они не охраняются – с переменным успехом – государством, общественным мнением, силой резонанса, скандала. Поэтому на них часто никто не обращает внимания: сенсации особой не сделать, до ответственных лиц не достучаться, сильных мира сего не привлечь… А пресловутая «лесная мафия» еще требует доказательств своего существования. Ab posse ad esse consequentia non valet.
…Так и уходят российские богатства «налево», чтобы вернуться домой из какой-нибудь Финляндии в виде дорогущей мебели или элитного строительного материала. Напомним, в лесной промышленности доля зависимости нашей страны от импорта составляет 25,5%. Официальные данные Минпромторга. Да мы уже и не удивляемся, используя в быту «мебель», изготовленную из опилок.
«Прогулка с мертвецами»
1.
«Перевалочный пункт» местных лесорубов. На дальнем плане – котельная, отапливающая поселок вокруг санатория, которая пару лет назад оказалась в частных руках. Тут же вырос забор и появились новые дрова – обрезки, «горбыли». А ранее на «казенных харчах» топили углем. Напомним, что по области действует прогармма по переводу котельных на местные виды биотоплива (предположим, что имеется в виду все же нечто другое, чем обрезки древесины). Что поделать – видно, экологически несостоятельного торфа в Тверской губернии меньше, чем экологически чистого леса.
2.
Явно не санитарная вырубка, но и не первоклассный строевой лес – сосну всю уже выбили. Кстати, склад расположен на засыпанной несанкционированной свалке твердых бытовых отходов. В советское время это была силосная яма, обложенная кирпичом. Символично, не правда ли? От свидетельств хозяйства через свалку мусора к вырубке национального богатства – от созидания через грязь к «распилу». Lucri bonus est odor ex re qualibet.
3.
Лес вокруг соседней деревни Ветлино (ведет свою историю, вероятно, с начала XIX века) с примыкающими дачами (кстати, селение до сих пор не газифицировано, ближайший газопровод по прямой остановился в километре). Очень многие некогда солидные ели за последние годы высохли. Предположительная причина – нашествие жука-короеда, массово заселившего Центральную Россию на рубеже первых десятилетий этого века. Заметьте, что больные, умершие деревья никто не вырубает, потому что такой бесполезный лес не интересен предпринимателям. Зато легко ими прикрыться: широко известна схема, по которой под прикрытием санитарной вырубки под «штиль» и «хускварну» идет первосортный строевой лес, а иногда и «жители» природоохранных зон.
4.
Весна, 2014 г. Окрестности, естественно, загажены так называемыми несанкционированными свалками, проблему которых заостряют и коллеги-блогеры. Природоохранная прокуратура и другие структуры здесь, по большому счету, бессильны, кто бы что ни говорил. Ну, откликнутся на обращение, выпишут предписание местной администрации, через некоторое время оштрафуют ее за бездействие, которое в месяц, кстати, оплачивается в размере 60 «штук»… В любом случае «помойка» вскоре вновь материализуется – не здесь, так в другом месте. Это зависит, во-первых, от культуры людей, которой у современных россиян нет, во-вторых, от благосостояния населения (вывоз ТБО – услуга не бесплатная). В общем, отношение к природе, окружающей среде у нас еще далеко от идеала. Мягко сказать.
5.
Десять лет назад «ушел под нож» лес, примыкавший сразу к деревне, – два шага за калитку, и ты оказывался в чудо-месте, где косой косили белые грибы. Естественно, что наиболее доступное попадает «под топор» в первую очередь… Ныне здесь разрослась береза, осина и неприхотливая сосна – взамен тополей и елей. Быть может, когда-нибудь поднимется и «вечно зеленая»: после вырубки ее посадили, то воткнуть в межу мало, надо ведь еще и ухаживать... Пример для сравнения. Вокруг деревни есть несколько старых посадок. По рассказам старожилов, за ними ухаживали так, как будто это собственный огород: поливали, пололи, следили. В общем, в советское время отношение к «легким планеты» было принципиально иным. Хотя все делалось «из-под палки».
6.
Дорога, по которой лет пять назад курсировали лесовозы. Теперь делянки переместились. Последние пару-тройку лет лесовозы вывозят строевой через окрестные «колхозные» поля, перешедших по наследству к ЗАО «Калининское». Площади не видели посевные злаковые культуры и тем более картофель уже 15-20 лет – ныне хотя бы косят траву.
Она же в 2007 г. Что выросло по бокам? Не то, что сажали после вырубки. А где-то вообще не сажали...
Смогут ли сосенки и елочки вырасти среди этих зарослей? Ведь должно быть хотя бы так (недалеко от соседнего села Черногубово)...
7.
Мы находимся между поселением и трассой М-10.
Это линия высоковольтных передач. Пару лет назад ее заново почистили (опять же как «высокотехнологично» с точки зрения эколога!), чтобы высокие деревья не обрывали провода. К деревне Ветлино эта мера, кстати, не относится – электричество в сильный ветер все равно вырубается на срок вплоть до нескольких суток.
Ниже – осень 2014 г., лесовоз вывозит добычу. К той делянке – «белому безмолвию» – мы скоро придем...
8.
Для полноты картины приведем снимок со спутниковой карты. Вместо огромного массива леса на всей территории – «сырные дырки», образовавшиеся за последние 15-20 лет. Вся территория, обведенная красным, когда-то была темно-зеленой, то есть настоящим полноценным лесом... «Б» – это болото.
Сравните цвет. Ориентир – деревня Ветлино.
Карта Менде, 1850 г. (с сайта maps.litera.ru)
Карта Генштаба РККА, 1941 г.
Наконец, Атлас Тверской области, начало 1990-х.
Кстати, места болотистые, клюквенные, поэтому здесь между поселениями образовался большой лесной массив (сегодня больше напоминающий решето)… И поэтому по этому месту предполагалось вести «северный» обход Твери – платную скоростную магистраль М-11. Но кризис, к счастью для аборигенов, отложил проект – в очередной раз и на неизвестный срок.
9.
Возьмем вот этот участок местности.
А вот как он выглядит сейчас на самом деле...
«Лунный пейзаж».
Этот огромный природный ландшафт – ныне смесь вырубок, непролазного бурелома, густых зарослей сомнительного «молодняка» и трассы для квадроциклов – «кротовых нор» лесорубов, которые наделали огромные грузовики.
10.
Очевидно, этот лес вообще не знает, что такое санитарная вырубка. К примеру, Санитарные правила в лесах России четко гласят – никакого бурелома и сухостоя. Здесь же выбирают все, кроме этого. Отличный «кругляк» – главное богатство тверских лесов. А нам остается только это (снято в разные годы вокруг все того же Ветлино)...
И ТАКОЕ там повсеместно!!!
И дятлы, для которых раздолье...
Кто бы мог подумать, что эти удивительные птицы ныне превратятся в стервятников, символ гибнущего, больного леса. Чисто российская ирония, не находите?
После нас только пни
Итак, встает вопрос: что и как рубят. На санитарную вырубку, очевидно, этот лесной «геноцид» никак не тянет, потому что выбирают лучшие стволы, а не больные и умершие деревья. Промышленные заготовки? В таком случае, где разум, если лет через пять строевого леса на этом приличном участке земли вообще не останется? Гипотетическая магистраль все спишет? Ну да, моральное и материальное оправдание всегда можно найти, когда дело касается больших денег при малой ответственности… Как и «крышу», которая урегулирует в случае чего потенциальный местничковый скандал. К слову, найти договоры аренды и другую документацию по этой местности нам найти не удалось. Есть, конечно, где-то, но где гарантия, что и на бумаге проступает серая грязь.
Реформа лесной отрасли началась с середины «нулевых». Тема – большая и отдельная, но некоторые последствия видны невооруженным глазом: лесников катастрофически не хватает, за лесами практически не следят, системы нет никакой, результат – среди елей и сосен, по-тихому, делать можно всё, что угодно. Браконьерство и «черное лесорубство» по-прежнему процветают, несмотря на очень приличные штрафы, хотя бы потому, что в отдаленных районах Верхневолжья больше нет никакой работы, кроме лесопилки. Так, только по официальным данным министерства лесного хозяйства Верхневолжья в 2014 году обнаружено 233 незаконные рубки леса на 7,2 тыс. кубов при 74 млн убытка. Половина из них – дело рук «неустановленных лиц». От того весьма сатирическими выглядят, например, такие постановления областных властей, традиционно сопровождающих летние сезоны Тверской области. В лес не ходи – там лес валят!
Вспоминается, как на уроках труда в школе повидавший жизнь трудовик рассказывал об отношении японцев к земле. Арендуют землю где-нибудь на нашем Дальнем Востоке под вырубку и… снимают все, вплоть до плодородного слоя, не говоря уже об опилках, суках, щепе и прочих остаточных материалах, которые у нас в лучшем случае сжигаются, а в большинстве случаев просто остаются на лесной подложке. Собственно говоря, и техника у жителей страны восходящего солнца другая. Сразу видно, кто на островах ютится, а кто от собственных просторов водку пьет и совесть теряет…
Кстати, вы знаете, что до сих пор лес можно приобрести для заготовки дров для отопления? Но вряд ли найдется добросовестный человек, который по такой схеме будет искать себе дрова на зиму, если он видит, какой хаос царит в российских лесах.
А вот карта, на которой отмечены пилорамы, деревообрабатывающие производства и т.п., расположенные только в Твери, и только вблизи от места нашей маленькой экспедиции.
И они бывают ооочень не маленькими (недалеко от Литвинок, Тверь)...
P.S.
Отношение к лесу у нас сродни отношению к газу и нефти, воде и экологии в целом. России принадлежит четверть мировых лесосырьевых запасов, лесные угодья занимают до 70% суши страны. Лес считается возобновляемым природным ресурсом, поэтому никто не заботится о том, что с ним будет завтра. Мол, вырубим – сам вырастит. Как в постапокалиптическом блокбастере джунгли завоевывают прежние мегаполисы. Вырастит как в Карелии? Возможно. Вон за 20 лет какая чащоба вымахала – самосевом, хаотично, английский парк, не иначе. Что нам до 80-летних красавиц-сосен – пусть красуются в виде мебели в дорогих кабинетах…
Есть такая мудрая поговорка «Не ты сажал, не тебе рубить». Но она для тех, кто сохранил в себе полусакральное отношение к природе, не противопоставил цивилизацию стекла и бетона ее первородным силам, для тех, кто идет в будущее индейской тропою. Очень многим, как вы понимаете, здесь не по пути. Да и сам путь, как учит история коренных жителей Америки, тернист и ... безнадежен?