Жить вопреки: молодежь Твери делает то, перед чем спасовала многомиллионная программа
Честно признаюсь, что в свое время отложил на дальнюю полку молодежную тематику, чтобы несколько лет о ней не вспоминать. Написано и передумано о том, как обстоят дела в молодежной политике, чего не хватает патриотическому воспитанию, какова есть российская молодежь в целом, было предостаточно.
Пусть вас не смущает временная асинхронизация предыдущего предложения, поскольку со времен моей журналистики юности, тесного погружения в молодежные организации и вообще эту часть госполитики изменилось не так много (говорю сейчас, прежде всего, за Тверскую область). Проблемы остались те же, но наконец-то проявилась главная тенденция новейшего времени, мучительно рождавшаяся со времен успешных и не очень проправительственных молодежных организаций, – из хаоса и упадка выросла часть молодых людей, которая испытывает огромную потребность менять действительность. Для которых значок ГТО – это шаг власти им навстречу, хотя шаг больше символический.
Всем известно, что в тверском регионе соответствующие (спорт, молодежная политика) структуры власти финансируются по остаточному принципу. Коридор возможностей минимален, но даже в этих условиях ощущается настоящий дефицит мероприятий. Причина банальна – многие активные ребята скептически относятся к властным структурам, резонно полагая, что их попросту используют, а потом оставят у разбитого корыта. Это препятствует реализации многих инициатив, которые на самом деле часто не требуют особых затрат. Традиционная ошибка власти в этой связи: не помогать на определенном этапе реализации какого-нибудь проекта, а подминать под себя или губить на старте перспективные начинания. Не говоря уже о политических конкурентах, готовых «переманить» тему, с которыми, напомню, «на земле» информационный дефицит.
И что в целом может власть предложить молодым людям? Занятия спортом, расходы на который полностью ложатся на родителей? Некачественные площадки, потому что качество стоит денег, а еще хотелось бы поиметь гешефт с каждого объекта? Вовлечение в структуру, обладающие каким-никаким административным ресурсом, статусом? Как бы ни так, ведь мы знаем, насколько «местным князькам» и «старожилам» (с диаметрально противоположным образом уважаемому кавказскому старейшине) тяжело расставаться даже с самой маленькой частичкой властных полномочий, хотя даже в состоянии хронической закостенелости они осознают многие проблемы, только вот не связывают их с собственным «должностным» долголетием.
И получается в целом такая же история, как 5-10 лет назад – молодежная политика проходит мимо молодежи. История, кстати, логичная, потому что – один из моих любимых примеров – нормальная социальная поддержка начинается в этой стране для семей с тремя детьми (реально повышающие демографию), все остальные родному Отечеству нужны постольку-поскольку. Но казус в том, что многодетность одновременно и сильно повышает риски прожить эту жизнь как-то не так…
В таких условиях, да когда кризис уже не на дворе, а в доме, и многие социальные проекты попросту заворачиваются, казалось бы все ростки гражданского общества – читай, активной молодежи – должны засохнуть на корню. Ан-нет. По-видимому, трудности все-таки объединяют, а серая действительность заурядной российской провинции настолько приелась (лучше поставить какое-нибудь другое, более экспрессивное слово из молодежного лексикона), что позитивные изменения начинают происходить вопреки всему. Так голоса будущего пробиваются сквозь толпу настоящего и прошлого…
Как бы удивительно это ни звучало, но молодежь сегодня способна создать то, что не могут сделать целые структуры и многомиллионные программы. Она создает конкуренцию действующей власти, реализуя свои инициативы как бы параллельно. Только вот еще большой вопрос, кто живет ныне в «параллельных мирах», упиваясь информационной политикой и редко заглядывая в социальные гетто или обычную провинциальную семью, живущую на одну зарплату…
Молодежь принято ругать, а зря. Тем более российской досталось тяжелое наследство, а за окном вновь неспокойное время – по крайней мере, для тех, кто не зачислен по рождению в «золотую когорту», представители которой почему-то свой особенный статус имеют обыкновение тратить на сбивание элитными иномарками людей на остановках общественного транспорта. Эти голод до лучшей жизни не испытывают, не говоря уже про какие-то далекие патриотические ценности…
Речь сейчас о тех, кто делает, а не занимается чем-то иным. Я специально приберег яркую конкретику напоследок (будет сюрприз тем, кто преждевременно задумался о голословности этого текста). Познакомьтесь с ними – за ними будущее Твери, Тверской области. Они – ответ тем, кто махнул на молодежь рукой, поставил на ней крест, олицетворил целые поколения с нецензурным граффити и неофитом сигаретно-пивного лобби, закрыл дорогу здоровым молодым амбициям, чтобы еще лет пять просиживать штаны в драгоценном кресле или просто-напросто пестовать свою лень («брось, эта страна уже сгнила, ей ничего не поможет!»). Это ответ тем, кто сомневается в способностях молодежи видеть и решать конкретные проблемы – без пустых рассуждений о высоких идеалах, великих идеологических лозунгах ура-патриотизма и долгоиграющих перспективах, которые в этой стране почему-то сильно зависят от одной-единственной штуки – нефти.
Вот история Светланы Козловой – одной из трех тысяч колясочников Твери (по области их насчитывается 10 тысяч), на решение проблем которых рассчитана, в частности, программа «Доступная среда», которой очень гордится областное правительство. Она смогла сделать то, что оказалось не под силу властям региона – пробила собственными усилиями, настойчивостью, волей… маршрут передвижения по Твери. Вы думали низкопольные троллейбусы, закупленные по упомянутой программе, и пандусы у госучреждений – это панацея для того, чтобы сделать Тверь пригодной для передвижения колясочников? Увы, этой категории тверичан без посторонней помощи зачастую невозможно выйти из дома (они, конечно, далеко не все живут на первых этажах), а на улице их ожидают тротуары, закованные в непреодолимые бордюры… Было так, а стало вот так, и сегодня Светлана уже борется за создание нескольких городских маршрутов, действительно доступных для инвалидов-колясочников – что называется, «на земле», а не на бумаге чиновников, программы которых, увы, рассчитаны на универсального, а не конкретного человека. Такая вот объективная данность.
Вот пример из области спорта – экзотические виды, как известно, не в почете у широкого общественного мнения и госпрограммы зачастую обходят их стороной. Твери повезло: вокруг сообщества «Воркаут-Тверь» образовалось несколько площадок, объединяющих любителей различных силовых видов спорта, велосипедистов, паркурщиков, экстремалов. Их мероприятия буквально на глазах рушат все стереотипы, что провинциальная молодежь – бесперспективное болото, знающее пару нецензурных слов и бегающая от полиции с горячительными банками, распиваемыми в нарушение закона в общественных местах. Нет, ребята, сильным, оказывается, быть очень даже привлекательно… И не только для девчонок.
Еще один пример в пику современной спортивной действительности Твери – Единая школьная волейбольная лига, которой найдется не так много строгих аналогов в России. Когда официальные соревнования и профессиональные тренировки становятся все более накладными и… менее перспективными, поскольку в этом году прекратил свое существование единственный в 400-тысячном городе профессиональный волейбольный клуб, возникает достойная альтернатива, как минимум приобщающая детей к спорту, на культуре которого, воспитании лидерских качеств, в том числе, построены целые общества… Которые мы, кстати, часто критикуем, по делу и, наоборот, жертвенно-пропагандистски.
И это только самые яркие, свежие примеры того, что сегодня делается на улицах Твери и области в дневное время, поскольку ночью государство не может обеспечить должную безопасность как молодежи, так и всех остальных граждан. Да и ночью Тверь наполняет другая молодежь. В лучшем случае они участвуют в различных квестах с сомнительной социальной составляющей, но очевидной развлекательной (тоже имеет право на существование и развитие! дорогу креативу!), в худшем – постигают специфику клубной культуры или вообще экспериментируют с законом, а может попросту пропивают «лучшие годы». Если, конечно, всегда хватает средств на пропитание, проблема чего особенно остро стоит в редеющих народом районах огромной депрессивной области, только-только приступившей к использованию своего человеческого капитала.
Приведенные истории учат прежде всего одному – не сдаваться и самосовершенствоваться – забытый ныне принцип русской классики, который современное общество и наше, в том числе, поставило на службу моде и в корне извратило. (Куда, например, самосовершенствоваться одиозным представителям сексуальных меньшинств, вообще не определившимся со своим полом людям, кричащим об этом на каждом шагу, жителям социальных сетей, растворившимся в гламуре и китче?). А великий секрет, меж тем, в том, что, становясь лучше, мы развиваем и мир вокруг нас – детскую площадку во дворе, друзей на «Фейсбуке», родной микрорайон, свою малую родину… Возрождаем традиционные ценности, отстаивать которые сегодня почему-то в некоторых обществах становится стеснительно и даже противозаконно.
Но пост не об этом. Это так – одна из линий смысловой паутины (привет постоянным читателям!). Ключ же к ней – конечно же Света Козлова и ее единомышленники. Страна, в конце концов, должна знать своих героев! И город воинской славы тоже.