«Велосипедом вы не отделаетесь»
Тверь, субботний полдень «великого российского праздника» Хэллоуин, ДК «Пролетарка». Зал забит почти под завязку – собрались дольщики строительного гиганта Су-155, квартиры которых «повисли» из-за больших финансовых проблем застройщика.
Для урегулирования ситуации в ручном режиме – экстренной форме решения проблем в этой стране – в Тверь прибыли первый зампред ГосДумы РФ Владимир Васильев, зампред Комитета по безопасности и противодействию коррупции ГД РФ Александр Хинштейн, председатель Совета директоров группы компаний «СУ-155» Михаил Балакин и губернатор Тверской области Андрей Шевелев, в срочном порядке прервавший толком не начавшийся отпуск. Не часто увидишь такой состав перед залом обычных людей…
Ныне строительный гигант оказался в плачевном состоянии. Кризис для «Су-155» – это снижение с начала 2015-го в 2 раза покупки новых квартир, повышение процентных ставок банков, неэффективность активов группы компаний, которые сегодня другие игроки рынка готовы выкупить лишь по сильно заниженной стоимости. До кризиса в системе «СУ-155» было задействовано около 50 тыс. человек, сегодня осталось 60% коллектива.
Группа компаний остановила строительство домов в 15 регионах страны, что затронуло интересы более 30 тыс. дольщиков. Собственными усилиями застройщик не может выполнить обязательства и перед тверскими дольщиками, в то же время путь банкротства застройщика – конец всякой надежде для людей получить заветное жилье. Проблема касается нескольких многоэтажных домов разной степени готовности: где-то нужно лишь подключить дома к котельной (ул. Оснабрюкская), а где-то на строительной площадке нет даже котлована с забором (ул. Луначарского). 970 семей находятся в подвешенном состоянии.
Ситуация довольно неоднозначная.
С одной стороны, риски отечественного строительного рынка широко известны. Эта история еще раз доказывает, что прогореть может даже очень солидная компания, поэтому входить в долю на этапе закладки фундамента и даже раньше – большие риски для собственников. К тому же относительно дешевый квадратный метр на первоначальном этапе стройки означает, что застройщик с помощью различных схем снизил стоимость до минимума, что автоматически снижает застрахованность граждан от неприятного развития событий. По документам все чисто, а на самом деле… Однако люди все равно идут на такой шаг, потому что у многих нет средств покупать уже готовое жилье, стоимость которого к концу стройки увеличивается обычно в 2 раза, а порой из-за перекупщиков дорожает еще больше.
С другой стороны, Александр Хинштейн на встрече подчеркивал, что сигналы о неблагоприятном положении компании «Су-155» появились не вдруг – еще год назад были обращения в различные инстанции с предупреждением о том, что может сложиться подобная ситуация. Но пока гром не грянет, мужик… действует по завету предков. Поэтому сегодня получили то, что имеем. И это с учетом того, что тверичанам сильно повезло. Хотя «обманутые дольщики» попадают, по сути, в безвыходное положение…
Поскольку через суд вопрос с жильем решается обычно тривиально – граждане процессы выигрывают, но остаются без новоселья, у них остается единственная надежда в лице государства. Бывает же! Это на то, которые мы привыкли резонно и за дело журить. А еще воля случая – в данной истории сильный административный ресурс Тверской области в лице депутата Владимира Васильева. Кроме того, у «Единой России», в целом, накоплен большой опыт работы с «обманутыми дольщиками»: с 2006 года 197 тысяч семей получили новое жилье.
На данный момент образ «дорожной карты» выглядит примерно так: до конца года постараются ввести в строй готовые дома, которые пока остаются без отопления, а также утвердить алгоритм, как людям не потерять вложенные в строительство средства и получить новое жилье. Срок отложенного новоселья – 2 года. По идее, дополнительные взносы от граждан не понадобятся: ситуация разрешится за счет бюджета и возможных инвестиций.
Оптимистично? И да, и нет. Позитивно, что механизм решения подобных ситуаций отработан, хотя процедура будет для людей не такой уж и легкой. Негатив же в том, что за два года может произойти всякое: например, изменится местная политическая обстановка, ужесточится кризисные явления, в очередной раз поменяется жилищное законодательство, на беде «обманутых дольщиков» захотят нажиться очередные мошенники, наконец, у жильцов не выдержат нервы, и они сойдут с дистанции, отправившись искать правду по судам…
Симптоматичная штука, согласитесь, – если вы выиграли суд, это не значит, что вы победили. Закон – сложная штука, иногда он и не суров, и не справедлив. И лучше решить в его рамках, но по-своему. Еще один вывод для меня из этой истории – эффективность «ручного управления». Авторитарная штука, не правда ли? Общая система не работает, дает сбои, а жесткая вертикаль, когда припечет, добротно решает вопросы. Но у нас-то – сделаем шаг в сторону – сегодня, чай, не мобилизационная экономика, а очень-даже-типа-вроде-бы рынок. Но странный: договор долевого участия на руках, но, что случись, он на глазах превращается, считай, в обычную бумагу.
Вы знаете, что в обеспеченной Европе многие проживают всю жизнь, не имея в собственности собственного угла. Таковы нормы, уклад жизни, реалии экономики. У нас – страны, вышедшей из коммунального ада – жилье является чуть ли не высшей ценностью. Мещанство? Нет, просто хочется стабильности. И не той, что с-та-би-ль-но-сть – липкая, затхлая, безнадежная, а той, в которой есть счастливые семьи, благополучие, тепло в домах в холодные зимы. Ради этого можно и потерпеть, раз уж «залетели». Это доказало и упомянутое совещание, на котором люди, в основном, вели себя хоть и критично, но серьезно и вдумчиво. Чувствуют, когда власть поворачивается к ним лицом, а не забалтывает проблемы или оставляет ситуацию на произвол. Это вам не собрание гаражного кооператива, на котором выбирают председателя, которому предстоит снимать сливки вместе с бухгалтером и казначеем с аренды кооперативной земельки, которою так любят автомойки и автомагазины…
Так или иначе, но достраивать дома в Твери «Су-155» придется, и велосипедом в качестве подарка на новоселье компании не отделаться (веселая импровизация Хинштейна на откровение Балакина). Можем, когда хотим, или когда припрет к стенке.