Тверское «застолье», или Чем бублик отличается от баранки?
Мы много толкуем про социальную ответственность бизнеса, тяжелые времена кризиса и предпринимательский ресурс как один из ключей к построению некой новой экономики (испортозамещения, прозрачности, эффективности и etc.)… Но вот отличный пример того, как «механизм спасения» действует внизу, без иллюзий кабмина страны и приукрашивания ангажированных СМИ, которым чем-то тоже нужно питаться.
Тверь, здание гордумы, расширенное заседание Совета руководителей предприятий города, в котором принимает участие зампред председателя ГосДумы РФ Владимир Васильев – главный административный ресурс посредственной Тверской области в Москве, лоббист местных интересов.
Первую половину двухчасовой встречи занимает, во-первых, экскурс по мерам поддержки малого и среднего предпринимательства региона. Объем выделенных средств, на понимание, позволил бы купить…около 6 трамваев «Sity Star» по 30 млн за штуку. На всю бизнес-надежду Верхневолжья. Зато за год правительство организовало аж 7 бизнес-миссий, одна из них… в Крым. Учиться у тамошних предпринимателей уму-разуму? Наладить рынки сбыта? Обговорить прямые поставки дешевого вина? Поздравить соотечественников с возвращением на Родину?
Во-вторых, состоялась расширенная презентация хлебзавода «Волжский пекарь», который в декабре 2015 года будет отмечать свое 75-летие и который входит в десятку крупнейших по стране. Увы, но продукция предприятия, баранки и бублики которого знают во многих странах мира, в родном городе уже не пользуется особым признанием (наверное, все лучшее уходит на экспорт, где покупают за доллары, а не за пенсионерские похудевшие рубли). Плохой хлеб, что сказать, а состав булочек пугает массой добавок, не поминая уже про торты, которые не выдерживают никакой конкуренции со столичными, еще содержащими необходимую алкогольную пропитку и другие ингредиенты, отделяющие торт от приторного «сухаря». Но это ладно, как и прибыль «пекаря», которую завод получает тогда, когда вы откусываете малюсенький кусочек от горбушки батона.
Оказывается, что одно из ведущих предприятий области с кучей общероссийских наград и иностранных кредитов: а) вынуждено закупать практически исключительно импортное оборудование (В стране хлеборобов вообще нет современной пекарной техники! Не с этого ли должны начинаться импортозамещение и продовольственная безопасность?); б) тратит 34% стоимости батона на реализацию (привет большим сетям, которые чуть ли не медленнее всех реагируют на кризис, привыкнув снимать толстый слой сливок с экономического бума и благосостояния населения); в) не может найти профессиональные кадры и подготовить их самостоятельно в виду таких вот кривых образовательных программ.
Импортозамещение, короче, в действии! Почему-то после этого не удивительно, что народ старается брать более дорогие, но вкусные хлебобулочные изделия, изготовленные на пекарнях крупных сетей. «Социальным батоном» ни сыт, ни доволен не будешь…
И вот всего один час остается на непосредственное общение с Владимиром Васильевым. В течение этого времени, конечно, все присутствующие – всего-то человек 10-15 предпринимателей – не успевают задать свои вопросы. Можно подумать, что все решается в кулуарах и до народа по каким-то причинам не дойдет? Неа, принципиальные вопросы Совет вообще как будто не заботят. Как говорят, в правительстве страны нет плана B, каким образом действовать в нынешних условиях… Так вот на местах нет вообще никакого плана. ВООБЩЕ! У многих просто включается «режим выживания»: для не бедствующих предпринимателей это означает пересидеть плохую рыночную конъюнктуру и выбрать в качестве отдыха вместо Альпийского горного курорта что-нибудь поскромней, для народа – определить, чем разнообразить картошку и макароны.
Выходит такая «петрушка»: пока крупные игроки рынка с трудом мирятся с отказом от сверхприбылей, а витрины продуктовых «сетевиков» заполняют баннеры со скидками (реальны из них, эмпирически, в лучшем случае, треть), народ от государства ждет настоящей экономической политики. Но госмашина не поворотлива, ленива и не готова к переменам. Поэтому пока, к примеру, тверской регион ждет конкретных шагов от федерации, представляя из себя не более чем «социально-экономического импотента» (ресурс есть – желания и воли нет), в столице едва удается отстоять не использование средств антикризисного фонда – по сути, в пустоту направить десятки миллиардов рублей.
Так сладкое слово «стабильность» на глазах превращается в кислую «стагнацию» – всего и вся. И на местную власть, уважаемые, рассчитывать нам приходится меньше всего, ибо урезать бюджет, поохать по этому поводу и похвалить себя, что социальные обязательства более или менее остались, не является панацеей. В стране и регионе другие проблемы – например, страшная коррупция на местах.
И это в то время, когда уже нужно мобилизовывать ресурсы по полной программе и обращать свой взор к народу, а не местной и «национальной» элите, теряющей в кризис, конечно, больше, но несравненно меньше от него страдающей. Когда нужно ускоренными темпами преодолевать, по словам Владимира Абдуалиевича, «состояние бесхозяйственности» и «работать первостепенно на результат», достигая главного – справедливости.
Вот и все. Так пользуются своим административным ресурсом городские депутаты, промышленники, лидеры общественных организаций. Расходуют по полной, что называется. Ни минуты без раздумий о благосостоянии избирателей, с которыми уже в следующем году придется общаться на «ты».
Под конец этой бесславной для Твери встречи вице-спикер Госдумы отметил, что современное российское общество прошло уже несколько этапов своего развития: сначала главным была сила, затем деньги, потом должность, а ныне во главу угла встает… общественное мнение. А оно сильно тогда, когда за ним стоит народная сила, а не отдельный индивид, наивно, но искренне верящий, что один в поле тоже воин.