Постигая российское образование: Eco, Longmire и Star Wars
«L’isola del giorno prima»… Магическое, для кого-то вожделенное, для иных – завораживающее, слово «образование», подобно сложнейшему роману знаменитого итальянского семиотика (отдельное спасибо Елене Костюкович!), отсылает нас прямиком в мир грез.
Заветный диплом не дает сам по себе билет в закрытый клуб, из которого открыты любые двери, а за ними безграничные возможности. Если истинная цель образовательного процесса – обогатить человека инструментарием для жизни, то нынешняя система пока, наоборот, оказывает «медвежью услугу», подготавливая с большими приключениями полусырой материал, который по закону всемирного свинства далее весьма редко попадает в хорошие руки, доводящие нашпигованного консервантами и красителями «студиозуса» до приличного продукта.
Экспериментальное
Тема образования – сложная история. Известно глобальное утверждение, что любая обучающая система все равно отстает от потребностей времени: так уж получилось, что ныне за какой-нибудь год возникает до нескольких десятков новых профессий, а к старым, по-хорошему, постоянно предъявляются новые требования. В общем, никаких гарантий как в собственной стране, так и в случае с такой швейцарской историей. Но это не касается тех, кто может позволить себе частный детский сад и престижную школу или вовсе домашнее обучение, которое логично окончится в заграничном университете… Тех, кто задолго страхует свои риски на максимально возможную сумму.
Полезнее обсудить рядовую семью, положение которой намного более показательно, чем «сливочных», которые в любой момент, если начнется большая заварушка, просто соберут чемоданы и отбудут на чартере. Итак, каковы же варианты образовательных путей у заштатной отечественной семьи?
В российском случае массовая образовательная система находится на стадии перехода – от советского фундаментального к… ну, облегчим себе жизнь и обтекаемо выразимся канцелярским языком – «отвечающему потребностям времени».
Что такое стадия перехода, наш народ уже хорошо усвоил. Все начинается с полного хаоса-бардака, с переменным успехом туда-сюда меняется, а в итоге заложниками эксперимента становятся целые поколения. «Я учился по экспериментальной программе!», – гордо звучит это восклицание, брошенное, правда, наудачу и для «красного словца». Для тех, кто считает, что экспериментальное значит уникальное, индивидуальное, редкое и логично высокооплачиваемое.
То, что творится сегодня, естественно принято сравнивать со «старой школой» - советским, железобетонным, классическим, глубоким. Я его уже не застал, но имел честь обучаться у учителей той закалки. Они сильно отличались от более молодого поколения педагогов, а что, в свою очередь, делает в школах мое поколение, лучше умолчу… Все стали заложниками движения из точки А в точку Х. Если раньше профессия учителя, как и врача, была призванием, то сегодня случайных людей среди педагогов стало намного больше, а средний уровень профсостава упал.
Подошла бы в свое время весьма и весьма успешная советская образовательная модель к нынешнему времени, потребностям рыночной экономики? Вопрос дискуссионный. Полагаю, учиться пришлось бы дольше, потому что сегодня не нужны энциклопедисты, универсалы, люди с основательной базой и глубокими знаниями. Фокус в том, что нужны узкие специалисты со всем этим багажом за спиной. И желательно сугубо практики. Фундаментально-теоретические изыскания (во всех сферах, не касающихся ВПК) мы слизнем на Западе: отстающая модель это себе может позволить.
Стратегия
Для перехода был придуман ЕГЭ. Три веселые буквы. Что мы знаем о нем? Во-первых, экзамен несовершенен, поэтому каждый год сглаживаются некоторые шероховатости; во-вторых, ЕГЭ сыт не будешь, потому что это просто-напросто тест, который подходит для проверки одних знаний и совсем не подходит для других. И вот когда в старшей школе начинают пару лет только и делать, что натаскивать на ЕГЭ, массово появляются жертвы системы – блистательные тестируемые, но ребята с большими пробелами по базе, которую уже ничем не восполнить, кроме собственных усилий.
В свое время меня в школе ориентировали так: минимум четыре, потому что знать любой предмет на оценку ниже негоже. Знакомый расклад, правда? Для таких как я, больше всех страдавших от того, что далеко не во всех школах в старших классах была специализация, это было мучением. Гуманитарии меня поймут. Хотя по иронии судьбы в университете в рамках самостоятельного исследования занимался темой на стыке многих наук, в том числе нелюбимой многими историками экономикой. Что называется, не мытьем, так катаньем.
А что получается сейчас? В следующем году старший пойдет в первый класс. И ему уже невозможно дать такую установку в условиях полной мешанины, когда правила игры изменяются чуть ли не ежегодно, и всё зависит чуть ли не от того, повезет ли с базовыми учителями. Стратегия становится другой: с малых лет выбирается профильный предмет, подтягиваются те, которые пойдут на обязательный ЕГЭ (ну или как через десять лет будет называться этот монстр?) и потребуются для поступления в вуз, остальные – как получится.
Ну и что с того, что «Остров накануне» не сможет быть освоен ни лексически, ни фабульно… Для жизни скорее пригодится старичок «Лонгмайр» или «Ликвидация», чем глубокий старец профессор Эко. Это к тому, что образование и культурный уровень, кажется, окончательно расходятся в разные стороны…
Только успевай платить
Еще один болезненный момент нынешнего образования, помимо моря предметов и программ, несовершенного ЕГЭ, денежный вопрос. Стоп, разве конституционно у нас не бесплатное образование? Да, как, впрочем, и медицина.
Опять же личный пример. Не самая престижная школа города Твери, хотя попавшая недавно в список 500 лучших по стране (ну вы знаете специфику этих рейтингов, которые, пожалуй, лишь набивают цену учреждению и делают ему излишнюю рекламу, подобно сочинскому золоту Липницкой, взметнувшему популярность фигурного катания у родителей до небес). Примечательна СОШ тем, что одна их первых ввела платные курсы перед начальной школой (скажем, 4,5 часа в неделю). Интересно, насколько вообще законная штука? Конечно, если попадаешь по прописке в список домов, прикрепленных к этому учебному заведению (берут в первую очередь), можно обойтись и без них, но… вряд ли сложатся хорошие отношения со школьным руководством, а ребенок будет уверенно себя чувствовать в первых классах. Так вот, в этом году на предшкольные курсы уже набрали сверх нормы: если всех возьмут, но соберут 5-6 первых классов более чем по тридцать человек. Такого не было даже у моего многочисленного поколения середины 80-х. Короче, усредненное образование на фоне последствий бэбибума, однако во все еще умирающем городе.
Да, и это помимо платных образовательных курсов вне привязки к школе (заметили, сколько в последние лет пять развилось «развивающих центров» для дошколят?), на которые можно ходить уже с трех лет. Правда там гарантируется, пожалуй, только общение со сверстниками, что особенно важно для недетсадовских детишек. Все-таки нарисовать ежика, собрать гербарий или научиться считать до сотни можно и дома.
Получается вот какая штука: возраст начала обучения сдвигается на все более ранние годы. Быть может, пришло время задуматься и о верхней планке: пересмотреть совершеннолетие, продолжительность обучения… Напрашивается «американская» цифра 21, «очко». Но кто ей будет заниматься, если вопрос затрагивает как будущее армии, так и экономические реалии. У нас начнут с повышения пенсионного возраста, на манер обеспеченной Европы. Только вот почему-то забывают упомянуть в этом контексте о другой производительности труда и продолжительности трудовой недели…
Неспортивное поведение
Ретроутверждение советского общества гласит, что личность должна развиваться гармонично. Для этого нужен, например, спорт. Итак, двое курсов «плюс» пара секций. Причем бесплатные среди последних – уже исключение из правил. Ну да, например, на коньки можно вставать хоть с двух лет, однако не понятно, зачем и как, если не заниматься этим видом профессионально? На местных воспитанников ставки в городе не делается, поэтому финансовая составляющая подготовки новых хоккеистов целиком ложится на плечи родителей, пока государство оплачивает красивую игру «легионеров» основной команды. Вообще, если заниматься спортом профессионально, то, кроме гребли, в Твери ничего не светит – нужно будет переезжать.
И вот так во многих сферах, делающих из «короля тестов» полноценную личность: оплачивать сомнительную перспективу за весомые для рядового семейного бюджета деньги.
А если ребенка нет возможности чем-то занять или на это не хватает времени, сначала появляется какая-нибудь «легомания», Star Wars, затем видеоигромания, потом улица… и вот образовательный процесс утрачивает контроль и переходит на стадию, где все зависит от «авося». И демографическая политика постепенно накрывается «медным тазом». Семейный уклад наталкивается на экономическую модель, потому что в таких условиях разумные люди наследников не заводят. Нынешний кризис, однозначно, подведет черту под ростом рождаемости, достигнутым за последнее десятилетие.
Нам нужны такие же проблемы, как в стареющей Европе? Или лучше все ж таки обходиться собственным людским ресурсом, как делает Китай. В конце концов, народный запас выиграл Великую Отечественную, закрыв собственным телом проход немецким танкам.
Без будущего
Грубо говоря, таким макаром нормальное развитие подрастающего поколения разбивается о благосостояние населения, тему которого затрагивали в других постах. Рад, что здесь мысли сходятся с господином Улюкаевым, нашим экономистом-поэтом, который на днях побывал у Познера и настроил народ на продолжительный режим выживания…Себя не похвалишь, никто не поверит. Но ставка на короля-потребителя вытаскивала из руин и не такие страны, как наша, чего стоит только опыт послевоенной Германии. Однако сегодня, похоже, этот рецепт в инструментарии федералов не значится. Для этого нужно повернуться лицом к собственному народу: угрюмому, закомплексованному, недообразованному, со своими недостатками, такому, какой есть. Образование ведь тоже влияет на культуру потребления, разумное поведение в магазине…
Наконец, даже великий социальный миф «Свобода! Равенство! Братство!» тоже несет в себе образовательный подтекст. Если горизонт узок, то не представляется необходимым определить, что стоит за этим концептом, откуда он пришел, куда ведет, что принципиально означает. Считается, что необразованным, «темным» населением легче управлять, как заворовавшимся чиновником, дело которого с «веселым» прошлым всегда под рукой. С одной стороны, это правда: никто не будет канючить, что указанная триада не выполняется, жаловаться на «полицейское государство» (не про наше, поскольку многие сферы жизни у нас вообще не регламентированы). Но с другой…Чем более образовано население, тем больше шансов у страны оказаться не у разбитого корыта, а оставаться долгое время конкурентоспособной на мировой арене. С нынешней системой для рядового гражданина, которому бесплатное образование становится все менее «по карману», об этом можно и не мечтать. Чем больше «усредненного дурака», тем менее значима вершина из гениев и светлых умов из лучших вузов страны. Ведь жизнь огромной страны протекает «на земле», а не в клубах, комфортных кабинетах, поместьях, у которых нет будущего, как показала Украина.
P.S.
«…И обнаженные тела стали фолиантами солнечной некромантии». Только вот обнаженные умы не превратились в фолианты, образование – в профессию, профессия – в социальный лифт, социальный лифт – в пользу для общества. Наверное, поэтому нынешнее российское общество либеральная мысль часто сравнивает со Средневековьем: переходы с одной ступени социальной лестницы на другую сильно затруднены, социум разбит на «сословия», молодые поколения которых исповедают жизненную стратегию своих предков: кто – в рабочие, кто – в миллиардеры. И где-то между болтается образование, столь же дискредитированное, как ученые степени липовых кандидатских и докторских. А ведь оно самое – один из ключей построения среднего класса, без которого, по-видимому, невозможно существование настоящего социального государства – насколько понимаю, все еще главного концепта общественно-государственного устройства «золотого миллиарда».