https://tvernews.ru/blog/21653/265766

Автор

Putnik.ru

Блог

Putnik.ru

Захарка - расследование о герое одной из картин А.Г.Венецианова

Putnik.ru, 14 Декабря 2020, 18:03
, 11
А.Г.Венецианов, "Захарка", ГТГ

Если набрать в Яндексе слова "Захарка Венецианов", то кроме известного Венециановского этюда "Захарка", на десятках сайтов обнаружится примерно одинаковый текст, говорящий о том, что этот этюд, хранящийся в Третьяковской галерее, написан якобы в 1825 году, и изображён на нём "сын крепостных крестьян Федула и Анны Степановых". И дальше пространные описания того, что любой зритель может и сам увидеть на картине.

Для рядового зрителя или искусствоведа этой информации, наверное, достаточно. Их вряд ли интересует, кто на самом деле изображён на картине и когда точно она был создана (и чем это доказывается)… Какое это имеет значение сегодня, когда и Венецианова-то уже не каждый школьник знает?

Но для историка имеют значение не впечатления, а точные исторические факты. Их можно найти в трёх типах документов: в Ревизских сказках (РС), Метрических книгах (МК) и Исповедных ведомостях (ИВ).

В конце 90-х годов известный в Удомле краевед Н.А. Архангельский написал (История Удомельского района, 2006г, с.69): "В исповедальных книгах Дубровского прихода времён Венецианова нашёлся единственный Захар. В 1834 году он вписан между строк без номера как дворовый человек в сельце Жерновок помещика Алексея Стапановича Стромилова, с примечанием "за отлучкой не был на исповеди" (скорее всего, был отправлен помещиками в Петербург или в другое их имение). Из записей 1842 года узнаём, что Захар Алексеев родился в 1814 году (т.е. на картине ему 11 лет), вырос сиротой, живя при дворе помещиков и в возрасте 28 лет он всё ещё не был женат. Ни дома, ни семьи, ни родственников... "Мальчик на побегушках" до конца своих дней."

Заинтересовавшись новой книгой удомельского краеведа Б.К.Виноградова о Венецианове, мы проверили электронные копии РС, МК и ИВ по крестьянам Дубровского погоста за 1816-1850 годы и обнаружили следующее (сканы искала и читала в основном Татьяна Петрова из СПб).

1) Мальчик Захар Алексеев действительно был в 1834 году у помещика Стромилова из сельца Жерновки (в 2 км от Венециановской усадьбы Трониха), и по возрасту – подходил… Но мы не увидели его упоминания в ИВ Дубровского прихода ранее 1834 года, когда и должна была быть написана эта картина…

Разгадку этому дали РС за 1834г (найденные В.Крутовым). Оказалось, что Захар Алексеев был куплен Стромиловым у помещицы Андреяновой только в 1833 году, поэтому находиться в Жерновках в 1820-е годы и быть прообразом этюда Венецианова - он не мог. Версия Н.А.Архангельского оказалась ошибочной.

2) Что касается упомянутого в начале Захара Федулова (принадлежавшего Венецианову), то Архангельский его почему-то просто не заметил… Хотя он упоминается в ИВ много раз! А вот в чём Архангельский оказался прав, так это в том, что в Дубровском приходе в 1820-е годы Захар был один-единственный - и это был именно крепостной А.Г. Венецианова.

3) Но вот с матерью этого Захара в интернет-версии вышла ошибка… Не было матери Захарки в купчей 1815-го года! А появившаяся в более поздних ИВ у Федула Степанова жена Анна (иногда пишут Агафья) оказалась вовсе не матерью, а мачехой Захарке. А отчество её оказалось не Степанова (как пишут в Интернете, путая отчество с фамилией – фамилий у крестьян тогда не было), а Иванова (сегодня мы бы сказали "Ивановна"). Её венчание с Федулом Степановым зарегистрировано в МК за 1816-й год.

4) А что же случилось тогда с матерью Захарки? Это разыскала Татьяна Петрова по МК. Родился Захар Федулов 20 марта 1806 года, его родители были крепостными помещицы Шаховской на тот момент, а мать звали Параскева Потапова.

Мать Захарки умерла 17.02.1814 (МК). Вдовец Федул женился повторно в 1816г, поэтому Захарка с 8 лет рос с мачехой.

5) Брат Захарки. По ИВ мы заодно узнали, что у Захарки был старший брат – Прокопий. В 1812 году (в 19 лет) Прокопий был уже женат на Дарье Мироновой (17 лет), продолжая жить в родительской избе в деревне Сливнево. В 1814г Прокопий с женой куда-то исчезают (видимо, его сдали в рекруты, в этом случае жена крепостного становилась "солдаткой", т.е. освобождалась от крепостной зависимости, как и её муж-солдат).

6) Судьба Захарки и уточнение года написания картины.

В 1821-м году у Захарки появилась сводная сестра (от мачехи) Соломонида, которая умерла на первом году жизни. А в 1824 году Захарка с семьёй числится уже живущим в Тронихе, став дворовыми помещика Венецианова. Возможно, они переселились туда на год-два раньше, когда их не упомянули в ИВ вообще.

Таким образом, в 1825г (когда, как утверждается, был написан портрет) Захарке Федулову было 19 лет. А на картине мы видим мальчика лет 12… Значит, картина была написана не в 1825 году, а раньше, году примерно в 1818г. Это год рождения младшей дочери Венецианова – Филицаты, в связи с чем штат дворовых в Тронихе возрос на 5 человек (вдвое, или 13% от числа крепостных помещика на тот момент!). Видимо, в тот же или следующий год и Захарку помещик стал привлекать к работам в поместье, тогда и рисовал.

Кто и почему определил, что картина была написана якобы в 1825 году? Если картина датирована по году её первой выставки, то это и может быть причиной ошибки! Ведь художник вполне мог написать картину раньше и хранить её у себя несколько лет.

7) Последующая судьба Захарки.

В 1828 году неженатый Захарка был сдан в рекруты (РС за 1834г). После службы (через 25 лет) назад на родину он уже не вернулся (следов его в ИВ не обнаружено) – то ли пристроился где-то вблизи последнего места службы, то ли погиб, служа отечеству.

Отец Захара после умер в 1835г (по РС 1850г).

Оцените статью
   10  1
Метки: венецианов
Подпишитесь на наш канал Яндекс.Дзен

Комментарии (11)


  • 18:14 14 Декабря 2020
    1 14

    • 18:19 14 Декабря 2020
      16 2
      Не позорьте ТИА своей недалёкостью и ограниченностью.

      • 18:22 14 Декабря 2020
        0 13
        Идите туда куда дверь открыта...

    • 11:25 15 Декабря 2020
      0 0
      А георгиевская лента где?

  • 19:54 14 Декабря 2020
    7 1
    Честно, удивлён такой работой проделанной Алексеем ради Захарки.
    Человек увлечён и получает от этого удовольствие, уже хорошо. Плюс дополнение к нашей истории.
    Спасибо.

    • 23:14 14 Декабря 2020
      3 0
      Аркадий, Захарка тут "всплыл" немного случайно - после выхода недавно книги Виноградова о Венецианове возникли и споры, и сомнения. Ввиду наличия доступа к мормонским сканам, возникла идея создать базу данных из всех крестьян Венецианова )) (и не только крестьян, я и изменения в землевладениях его проанализировал - http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=15893#p15893) Этого никто раньше не делал, без компьютера это вряд ли возможно... И вот Захарка тут всплыл, как одна из первых найденных частностей. )) Там ещё много чего интересного обнаружилось, на что никто никогда раньше не обращал внимания... )
      А работал я над этим не один, тут 2,5 человека потрудились. Они упомянуты. )

  • 11:23 15 Декабря 2020
    0 0
    " В 1834 году он вписан между строк без номера как дворовый человек в сельце Жерновок помещика Алексея Стапановича Стромилова..."

    "Оказалось, что Захар Алексеев был куплен Стромиловым у помещицы Андреяновой только в 1833 году, поэтому находиться в Жерновках в 1820-е годы и быть прообразом этюда Венецианова - он не мог. "

    Без номера, без отчества... Куплен... И это - уже не до нашей эры, a ... в 1834-ом !
    Россия, которую мы потеряли!
    Как сияли золотые купола! А какой стоял хруст от французских булок! А потом отеуда ни возьмись пришли все эти троцкие со свердловыми в своих кожаных куртках с наганами и маузерами..


    • 11:57 15 Декабря 2020
      1 0
      Мне кажется, А.Г.Венецианов не достаточно оценен в Тверской области. У нас мало героев, мало символов. А одним из них и мог бы (думаю даже должен) стать Венецианов.
      А у нас что? Кажется, только одно художественное училище названо его именем? По примитивной логике: Венецианов кто? Типа художник? Художник. На так давайте назовем его именем художественное училище.
      Хотя назвать его художником это примерно то же самое, что называть Ленина юристом , а Энгельса- капиталистом и промышленником.

      Венецианов по-сути Революционер. К сожалению, понять революционность его творчества( в котором на первый взгляд ничего революционного и в помине нет) невозможно без погружения в контекст эпохи и живую российскую историю.

      Ведь многие гнойные язвы такого омерзительного и позорного для тверского края явления, как нынешняя руденинщина, через многие десятилетия проявляются именно с тех времен. Когда у знати считалось признаком хорошего тона разговаривать между собой на каком- нибудь иностранном ( больше на французском языке) . Почему? Да чтобы не говорить на русском языке, который считался языком простанародья, и на котором разговаривал дворовый скот. Дворовый скот же не разговаривал между собой по француски, да? Значит, чтобы не быть похожими на дворовый скот, на балах разговаривать между собой как-то иначе... Отсюда кстати у всех этих кластеров и агломераций ноги растут. Это язык, на котором разговаривают все эти шуваловы и щеголевы, левитины и кобылкины вместе со всеми прочими заринами догузовыми. На этом языке не разговаривают только тверские аборигены.

      В чем же тогда революционность Венецианова? Да в том, что его на первый взгляд незатейливые картины- это по-сути впервые в русской истории изображения простых крестьян как людей. Пусть хоть и не как равных , но все же как людей.
      И сделал это в таком масштабе впервые в истории именно наш земляк. Недооцененный на Родине, на мой взгляд. Что особенно актуально сейчас, когда тверской край переживает такой наипозорнейший и наиомерзительнейший период своей истории, каким является руденинщина.

      Иногда самое сложно - заметить самое очевидное и простое . В частности, увидеть революционность творчества А.Г.Венецианова. Увидеть негромкий, но сильный вызов исконным российским традициям и скрепам, вернутся к которым сегодня зовут всякие любители французских булок и золотых куполов.
      Венецианов- гораздо больше, чем художник, пусть и выдающийся.

      • 12:18 15 Декабря 2020
        2 0
        1) Художественное училище им. Венецианова в Твери есть, насколько я знаю.

        2) Про дурную моду на щеголяние иностранным языком (как папуасы щеголяют перьями в голове) - полностью согласен, оттуда эта дурная традиция идёт, стыдиться своей русскости... ((

        3) Про память земляка - тут хуже ситуация: есть памятник ему вблизи могилы, но сама могила закатана под бетон и по ней ходят посетители... http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=15747#p15747 И никого это не беспокоит! (( Эдакая показуха, имитация памяти.

        • 17:17 16 Декабря 2020
          0 0
          Ну есть ещё и картины как самого Венецианова так и его учеников.
          Зайдите в его церковь и поспрашайте у местных где что, думаю вам расскажут.
          Плюс фрески в Николо-Теребенском монастыре и иконы там же.
          Плюс парк Венецианова в самой Удомле.
          Плюс Ивановское (Голубые озера) там тоже что-то есть от него.

  • 12:08 15 Декабря 2020
    1 0
    Это исследование о Захарке на мой взгляд где-то перекликается с ещё одним интересным исследованием, судьбы мальчика со знаменитой картины В.Г.Перова "Тройка":

    https://zen.yandex.ru/media/kartinisistoriei/kak-slojilas-sudba-srednego-malchika-na-kartine-perova-ucheniki-masterovye-vezut-vodu-5c6d9b457fdedf00af7e8ed0

вверх