29 Ноября 24, 19:51
Архив ТИА
Блоги, Культура
28 Августа 2020, 10:01

Ещё раз о могиле Венецианова: новые находки и новые доказательства

При сгребании хвои, листьев и травы, на поверхности земли обнаружены выступы нескольких срезанных уголков от столбиков старой ограды, торчащих по периметру каменного основания памятника...

 

первый столбик, с западной стороны памятника

Эти уголки похожи на те, что нашёл Виноградов за пределами ограды, но они торчат прямо из земли (не из бетонной заливки).

Второй столбик, с восточной стороны памятника

 

он же, вид сверху, крупнее

 

Третий столбик, с восточной стороны

Столбики эти расположены на той же линии, что и обнаруженные Виноградовым за пределами современной ограды. Размеры сторон уголков - такие же. Что наводит на мысль, что все эти остатки столбиков - от одной и той же оградки, установленной заводом Гусева.


Тогда закономерен вопрос: почему по оси север-юг эта оградка так сильно выступала за границы памятника именно к югу? Посмотрите на фото: к западу край столбика расположен не более чем в 5 см от гранитного основания памятника (размеры спичечного коробка, положенного для масштаба, = 35*50 мм), к востоку - примерно на 26 см (возможно, эта асимметрия обусловлена размерами пролётов ограды), а на юг - аж на несколько метров, выходя далеко за границы сохранившихся и поныне деревьев? Почему такое было возможно? Случайно? Но в то время плановой экономики такой перерасход бюджетных средств не мог быть! Не могли границы памятника так самовольно сместить в одну сторону. Объяснение тут может быть только одно: в те времена ещё знали (помнили), где располагалась могила художника, поэтому и включили её в границы ограды памятника.

Доказательство этому мы находим в видеосюжете 1980-го года: https://youtu.be/dkm-CwuBbMo

Послушайте аудиодорожку видеосюжета с момента 2'11"
- А вы на могилке здесь часто бываете? (вопрос корреспондента)
- Да, всегда, каждую службу, каждое воскресенье (отвечают ему местные старушки) ... Идём на своих и на Венецианова заходим.
Вторая старушка добавляет: "Когда его, памятник, становили, мы тоже здесь были..." Речь идёт о весне 1952 года (установке нынешнего памятника). И далее она добавляет: "Тогда (у) памятника была Авдотья, тут, это, знала, где он похоронен, она и показывала..."

Таким образом, современный памятник установлен не в случайном месте (как утверждают некоторые местные краеведы), а рядом с могилой художника, расположение которой помнили и показали местные жители! Это и объясняет резкую ассимметрию ограды того времени, далеко сдвинутой к югу от памятника. Да и сам фасад памятника смотрел именно на могилу художника, был как бы фоном к ней.

При этом сама могилка (холмик) не была восстановлена, видимо, в силу атеистических взглядов коммунистического правления. Поэтому к 79-му году о ней забыли и при установке новой ограды её южную сторону сдвинули чуть к северу, уменьшив асимметрию, и могила оказалась за пределами ограды.

Ещё одним косвенным доказательством расположения могилы художника являются остатки старого гигантского пня, расположенного юго-восточнее могилы. Это пень от деревьев, которые были на фото начала 20-го века, и упомянутых в письме Акинина после посещения могилы художника в 1951 году. От всех деревьев на тех фото до наших дней сохранился только один этот пень. Деревья с севера от могилы были уничтожены, очевидно, при строительстве нынешнего памятника, т.к. мешали его установке.

Таким образом, хоть найденные Виноградовым остатки ограды относятся и не к началу 20-го века, но они всё же показывают границы подлинной могилы художника.

Подробнее на  - http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=15747#p15747

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх