Ещё раз о могиле Венецианова: новые находки и новые доказательства
При сгребании хвои, листьев и травы, на поверхности земли обнаружены выступы нескольких срезанных уголков от столбиков старой ограды, торчащих по периметру каменного основания памятника...
Эти уголки похожи на те, что нашёл Виноградов за пределами ограды, но они торчат прямо из земли (не из бетонной заливки).
Столбики эти расположены на той же линии, что и обнаруженные Виноградовым за пределами современной ограды. Размеры сторон уголков - такие же. Что наводит на мысль, что все эти остатки столбиков - от одной и той же оградки, установленной заводом Гусева.
Тогда закономерен вопрос: почему по оси север-юг эта оградка так сильно выступала за границы памятника именно к югу? Посмотрите на фото: к западу край столбика расположен не более чем в 5 см от гранитного основания памятника (размеры спичечного коробка, положенного для масштаба, = 35*50 мм), к востоку - примерно на 26 см (возможно, эта асимметрия обусловлена размерами пролётов ограды), а на юг - аж на несколько метров, выходя далеко за границы сохранившихся и поныне деревьев? Почему такое было возможно? Случайно? Но в то время плановой экономики такой перерасход бюджетных средств не мог быть! Не могли границы памятника так самовольно сместить в одну сторону. Объяснение тут может быть только одно: в те времена ещё знали (помнили), где располагалась могила художника, поэтому и включили её в границы ограды памятника.
Доказательство этому мы находим в видеосюжете 1980-го года: https://youtu.be/dkm-CwuBbMo
Послушайте аудиодорожку видеосюжета с момента 2'11"
- А вы на могилке здесь часто бываете? (вопрос корреспондента)
- Да, всегда, каждую службу, каждое воскресенье (отвечают ему местные старушки) ... Идём на своих и на Венецианова заходим.
Вторая старушка добавляет: "Когда его, памятник, становили, мы тоже здесь были..." Речь идёт о весне 1952 года (установке нынешнего памятника). И далее она добавляет: "Тогда (у) памятника была Авдотья, тут, это, знала, где он похоронен, она и показывала..."
Таким образом, современный памятник установлен не в случайном месте (как утверждают некоторые местные краеведы), а рядом с могилой художника, расположение которой помнили и показали местные жители! Это и объясняет резкую ассимметрию ограды того времени, далеко сдвинутой к югу от памятника. Да и сам фасад памятника смотрел именно на могилу художника, был как бы фоном к ней.
При этом сама могилка (холмик) не была восстановлена, видимо, в силу атеистических взглядов коммунистического правления. Поэтому к 79-му году о ней забыли и при установке новой ограды её южную сторону сдвинули чуть к северу, уменьшив асимметрию, и могила оказалась за пределами ограды.
Ещё одним косвенным доказательством расположения могилы художника являются остатки старого гигантского пня, расположенного юго-восточнее могилы. Это пень от деревьев, которые были на фото начала 20-го века, и упомянутых в письме Акинина после посещения могилы художника в 1951 году. От всех деревьев на тех фото до наших дней сохранился только один этот пень. Деревья с севера от могилы были уничтожены, очевидно, при строительстве нынешнего памятника, т.к. мешали его установке.
Таким образом, хоть найденные Виноградовым остатки ограды относятся и не к началу 20-го века, но они всё же показывают границы подлинной могилы художника.
Подробнее на - http://of.putnik.ru/of/viewtopic.php?p=15747#p15747