26 Апреля 24, 10:36
Блоги, Общество
05 Ноября 2018, 13:45

По следам прошедшего заседания о переименовании улиц

В минувшую пятницу состоялось очередное заседание ТГД. Первые два вопроса – переименование Советской пл. и ул. Володарского. О тверских депутатах, о разгоревшейся дискуссии, о принятых в результате решениях написано уже много. И я бы не стал к этому возвращаться, если бы не одно "но". На заседании присутствовала А. Д. Пугач (вдова А. Д. Дементьева). И не только присутствовала, но и выступала. Собственно, текст её выступления я и предлагаю вам почитать.

"Спасибо.

Здравствуйте, уважаемые люди, дорогие Андрею Дмитриевичу земляки (всегда он так обращался).

Я художественный руководитель Дома поэзии, который Андрей Дмитриевич создавал, политобозреватель ВГТРК, и вместе с Андреем Дмитриевичем проработала с 74 года. Сначала в журнале "Юность", потом на Ближнем Востоке и т. д.

Я хочу вас всех, во-первых, поблагодарить независимо от высказанных мнений, вот, хотя не очень мне приятно было это слышать. И хочу сказать вам о том, что Андрей Дмитриевич действительно кровно связан был с Тверью. Даже когда он в Москве видел тверские номера на машинах, он так радовался. У меня… у нас водитель всегда удивлялся: "Ну как ребёнок." Вот. И Тверь действительно… Неслучайно на 85 лет делали сувениры – тверскую водку в коробочке. Было написано: "Всё начинается с Твери." И он так всегда и говорил.

Сейчас в Москве 15 ноября будет концерт-посвящение. Сначала мы провели в Твери, сейчас в Кремлёвском Дворце большой концерт, где все наши звёзды будут выступать. И спасибо, что можно будет объявить эту новость. Конечно, концерт начнётся с Твери и с песен "Отчий дом", её будет петь Лещенко с детским хором. Будут ваши мальчики школы поэтической из Конаково. К сожалению, у вас замечательный совершенно хор мальчиков, но они на гастролях, потому что мы хотели в Кремль их пригласить. Кубанский казачий хор будет исполнять песню Евдокимова "Нет без леса России".

Так что Тверь присутствует всегда в делах и во всём том, что осталось после Андрея Дмитриевича. Одни из последних его стихов были: "В Москве тоскую без Волги…" Там дальше не помню, а кончается: "О, Тверь моя, не оставляй вниманьем гостей, спешащих в славный град. И тех, кого былое манит, и тех, кто просто встрече рад."

Надеюсь, что встреча с Домом поэзии для многих доставит удовольствие. Сейчас я хочу сказать для тех, кто не знает. У нас сегодня открывается уникальная выставка "Лермонтов – художник". Привезли её из музея-заповедника Тарханы. Это… Лермонтов предстаёт в новом виде – очень хорошего художника. Картины маслом написаны, и в основном это сражения, бои. Он, как вы знаете, принимал участие в войнах на Кавказе. Вот.

А ещё я хотела бы только отметить… Для меня и для Андрея Дмитриевича тем более, я не могу промолчать, очень принципиальный вопрос по поводу гимна. Значит, я часто читаю то, что пишут в тверской прессе…

Вообще это удивительно, что это единственный регион, в котором всегда всё ругают и отрицают. И так к землякам не очень по-тёплому относятся. Потому что я с удивлением увидела, памятник Лемешеву где-то в уголке стоит. А у вас в общем-то с ХХ века, наверное, два известных имени. Единственное, Лемешев так не прославлял Тверь. И многие даже не знают, что он связан с Тверью. А Андрея Дмитриевича все знали во всех уголках, что Тверь – это его…

Я вам скажу сейчас, "Русский мир" здесь проводит 15 ассамблею – это соотечественники со всего мира собираются. И когда они планировали (Андрей Дмитриевич был всегда их активным участником, в прошлом году выступал), и они как раз планировали Тверь, имея в виду Андрея Дмитриевича. И вот завтра у нас (завтра, по-моему, послезавтра) 500 человек по группам распределены, придут на эту выставку, придут в Дом поэзии. Вот.

Что я хотела сказать, вот эти небылицы… Во-первых, что Андрей Дмитриевич уехал жить в Израиль, потом вернулся. Никогда Андрей Дмитриевич не представлял себе, что он может жить где-то в другом месте, и об этом заявлял в стихах. Вот.

Он уехал работать. И послал его туда Сагалаев, который был назначен председателем ВГТРК. Мы вместе работали, были такие "Российские университеты" на Российском канале, мы вместе работали. Канал закрывали, передавали НТВ, и нам просто Сагалаев сказал: "Ребята, вы не выживете."

Это был 96 год, у Андрея Дмитриевича погиб тогда сын. Андрей Дмитриевич не хотел ехать. Я его уговорила. И действительно это было спасением, потому что он был в дикой депрессии.

Мы работали четыре с половиной года в Бюро российского телевидения на Ближнем Востоке. Хотя, там все в Израиле называли Андрея послом от Советского Союза. Потому что он объединил все бывшие страны СНГ, все представительства. Мы работали в период интифады. Палестина, Газа, Рамалла – эти названия нам знакомы не по телевизионным передачам. Вот. Это первое, потому что я уже прочла, и что у него не фамилия, а псевдоним, и т. д. Это всё очень горько, потому что он искренне патриот и любил всегда Тверь. Поэтому это немножко несправедливо. И мне бы не хотелось… жалко пресса ушла, потому что очень часто всё это аккумулирует пресса и начинает на этом топтаться.

И второе, что я хотела сказать. За гимн никаких денег Андрей Дмитриевич не получал. Я уже читала, что миллион. Сейчас ставка выросла до двух миллионов. Ну, всё-таки он человек щепетильный, особенно к таким материальным вещам. Он в Дом поэзии много вкладывал, я сейчас вкладываю. Памятник поэтам подарил городу Зураб, почему-то об этом никто не сказал. Он друг Андрея Дмитриевича, дарит памятник, который стоит не один миллион, сквер поэзии создаёт, такого нигде нет.

И когда гимн был написан (Андрей Дмитриевич очень гордился, что ему предложили гимн написать), спел его Кобзон, поэтому это и к памяти Кобзона несправедливо. Единственное, был разговор, чтобы заплатить аккомпаниатору, но, по-моему, так этого и не было сделано. А Андрей Дмитриевич Шевелёву сразу сказал: "Это наш подарок с Иосифом."

А строчки… Вы говорите: "Не очень удачный гимн." Строчки там такие… Я думаю, вы не вчитывались. Я очень гордилась, когда Андрей Дмитриевич их написал: "Город мужества, чести и славы, наших дней – золотая звезда. И зовут тебя Тверью по праву, потому что ты нравом тверда." И припев: "Будь Тверская земля ты всегда хороша…" Там что-то… "Пусть тебя не коснутся невзгоды. Город мой, ты на веки в сердцах, город…" Там что-то такое, вот. Поэтому вы сначала стихи прочтите, а потом называйте, что это очень плохие стихи.

Может быть, в Твери тверские поэты напишут лучше. Только пока на всех памятниках в Твери… ну, не на всех, на многих… стихи Андрея Дмитриевича, к нему всегда обращаются. И никогда никаких денег он не получал. И памятник чернобыльцам к нему обратились, ещё где-то тут морякам, и у Александра Петровича Белоусова. Вот.

Вот это мне хотелось сказать, чтобы вы всё-таки это приняли во внимание, что… Тем более после смерти порочить так память человека доброго, светлого. Весь Интернет был полон самыми горькими и самыми тёплыми словами, кроме тверской прессы. Ну, не всей, конечно, так сказать…

Мне это горько, и очень много боли доставили Андрею Дмитриевичу тоже слова, когда он создавал Дом поэзии. Что Дементьев хочет домик приватизировать, будет там жить, вот устро…

Вообще, откуда эта злость, откуда у себя на родине, где он прошёл всё. Горящий Калинин помнил, уезжал в Кашин с матерью, пешком шли, вернулись. После литинститута мало кто из Москвы возвращается назад, он вернулся, 17 лет работал в редакции, в газетах, всё… Потом уже поехал в Тверь, когда вырос, уже его (из Твери) в Москве знали как поэта. Вот эти все вещи мне бы хотелось, чтоб вы знали и не поддавались вот этому накручиванию.

А что касается коммунистической фракции, то хочу сказать, что Геннадий Андреевич Зюганов всегда приходит к Андрею Дмитриевичу и приходил на все вечера и на юбилеи, и всегда его ценил, и награждал. И когда я ему рассказала о таком противостоянии, он был очень удивлён, потому что ничего против того, чтобы ул. Володарского переименовывать, он не имел. Но это я просто к справке по поводу позиции лидера коммунистической партии.

Вам всем большое спасибо. Для меня сейчас самое главное дело – это… Я сейчас веду программу на Радио России, которую Андрей Дмитриевич вёл. И для меня самое главное дело – сохранить память. Вот Кобзону уже назвали ледокол, будет Кобзон, Говорухину ледокол, самолёт уже есть. Сейчас Театр эстрады, Путин подписал, переименуют в Театр Кобзона и т. д. И мне было бы стыдно приехать и сказать, что на земле Андрея Дмитриевича его земляки не захотели. Хотя, я человек не тщеславный, Андрей Дмитриевич тоже. Мне главное, чтобы была о нём память.

Спасибо большое."

P. S. Если где-то что-то не так расслышал, не судите строго. Видео с заседания прикрепляю. Всегда можно сравнить, перепроверить и т. д.

Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх