23 Апреля 24, 22:49
Блоги, Общество
27 Июня 2018, 09:16

Тверская трагедия: как НКВД убивало поляков

Древний русский город Тверь стала еще  в ХIX ст. родным краем для многих поляков. В силу обстоятельств здесь селились целые семьи. Из  Твери происходят десятки известных личностей, которые  сделали много для развития культуры и науки не только в Польше и России, но и в мире.  В городе поляки имели свой храм – римо-католический костел, в который приезжали также прихожане из поветовых местечек.  

Вмести с этим Тверь стала одной из самых больших трагедий польского народа. Жертвами сталинских репрессий в Твери пала  четверть всего корпуса довоенной польской полиции. Это доказывает "особое" отношение  советского аппарата репрессий к полицейским. Кроме того, об этом свидетельствуют другие обстоятельства. В случае солдат польской армии смертный приговор был вынесен только для офицеров, в то время как среди полицейских такого различия не было. Также активная вербовка агентов или, по крайней мере, сторонников была проведена главным образом среди военных, часто с успехами.

В настоящий момент трудно точно сказать, что вызвало бесчеловечное и варварское отношение к полицейским. Главная причина этого - уничтожение всех личных дел убитых, которые сделали НКВД во время правления Хрущева. Однако можно предположить, что коммунисты считали полицейских абсолютно невосприимчивыми к коммунистической агитации и жестокими врагам советской системы. Советские власти, конечно, знали, что относительно небольшой корпус государственной полиции идеологически однородный, состоящий из хорошо обученных и патриотических поляков. Кроме того, полиция воспринималась коммунистами как гарант власти в Польско-Литовском Содружестве землевладельцами и производителями, и особенно в качестве института, преследующего польских крестьян и рабочих.

В группе полицейских, заключенных в лагерь в Осташкове, находились офицеры с территорий, захваченных советской армией и арестованные на постах, офицеры, которые выходили из районов, оккупированных немецкими войсками, и полицейские, пойманные НКВД после окончания военных действий. Сгруппированные с офицерами тюремной охраны, Корпусов охраны границы, военной жандармерией, пограничной охраной, несколькими мирными жителями, священниками и солдатами, они перевозятся в транзитные лагеря.

 После очередного отбора в начале ноября 1939 года полицейские были доставлены в вагонах для скота в лагерь, расположенный в монастырском комплексе Нилова Пустынь на острове Столбный на озере Селигер. В лагере во время его ликвидации в апреле 1940 года насчитывалось около 6 570 заключенных. Так называемая "зачистка"  лагеря была начата в начале апреля 1940 года и завершилась во второй половине мая. На практике этот термин означал физическую ликвидацию заключенных. Группы полицейских были доставлены в штаб-квартиру Регионального совета НКВД в Калинине и помещены в камеры. Затем один за другим их проводили в подвал, где после подтверждения личности в звукоизолированной ячейке казнь выполнялись выстрелом в затылок.

Убийства продолжались всю ночь, в течение которой погибло от 250 до 390 полицейских. Трупы были загружены на рассвете на машинах и доставлены в Среднее, в 32 км. Там, в летних лагерях НКВД, тела были сброшены в предварительно подготовленную яму и покрыты песком. Они должны были лежать в анонимных могилах, в полной секретности, на все времена.

Убийства проводились сотрудниками НКВД с 3 апреля по 5 мая, за что они получали бонусы в размере месячной зарплаты. Специальную группу опытных убийц отправили в Москву из Калинина, которые могли бы лично убить несколько десятков уязвимых людей ночью, а затем "работать" таким образом еще много дней.

Существует несколько мнений о деталях исполнения этого ужасного преступления. Это связано с отсутствием документации, но также указывает на то, что полицейских убивали несколькими способами. Также ясно, что если опытные убийственные банды использовались для уничтожения польских заключенных, их члены использовали проверенные методы. Как уже было сказано, группы полицейских были доставлены в штаб-квартиру Регионального совета НКВД в Калинине.

Из лагеря их вывезли на сушу, откуда их перевели в вагоны для перевозки скота. В штаб-квартире НКВД их помещали в камеры. Сотрудники полиции  удерживались в одном помещении, в котором их личность была проверена и подтверждена в последний раз.  Стены подвала были предварительно  звукоизолированы, а пол был выровнен свежей опилкой. Благодаря этому, осужденные, ожидавшие казни, не слышали звук выстрела, в то время как те, которые были доставлены в подвал  не чувствовали запах крови или не видели ее. Это предотвратил возможный рефлекс восстания среди польских полицейских.
 

Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх