Автор

Don Merzavez

Блог

Don Merzavez

Занимательная математика

Don Merzavez, 27 Декабря 2017, 13:00
, 16

Увидел сегодня замечательную новость про передачу региональных дорог в федеральный бюджет. В качестве справки там были приведены следующие данные: объем фонда 8 млрд, план ремонта 224 км. Ясно, что на ремонт не все эти 8 млрд предназначены, но вот какова именно эта структура расходов? Захотелось мне немного вопрос изучить. Но, поскольку год еще не кончился, данных за 2017 найти не удалось (при попытке зайти на сайт дорожного фонда Тверской области антивирь выдал предупреждение об опасности, я решил не рисковать). Но зато нашлись данные за 2016 год. 

Итак, нас интересует ремонт дорог, на эту статью расходов в 2016 было предусмотрено 1 052 192 900 руб. (особенно трогательно смотрятся эти 900 рублей).

Отремонтировано на эти деньги в прошлом году должно было быть 224-76=148 км областных дорог (см. приведенную выше заметку ТИА). Чтобы наглядно представить - расстояние от Твери до Кашина 146 км. То есть на всю область должны были отремонтировать именно такое количество асфальта. на всю область. У которой протяженность с севера на юг 200 км, а с запада на восток, так и все 500 будет.

Таким образом, на 1 погонный км дорожного полотна (чисто на ремонт!) предполагалось потратить 7 109 411 рублей (копейки отбросим). Или на 1 погонный  метр дороги предназначалось 7 109 рублей (обратно отбросим копейки).

Какова ширина дорожного полотна дороги областного подчинения? Согласно СНиП II-К.3-62 "Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования" ширина дорожного полотна с укрепленными обочинами должна быть от 6 до 7,5 метров. Предположим, что ширина 7,5 метров (ну ведь мы же живем в стране розовых пони!). Тогда на 1 кв. метр дорожного полотна приходится 1015 рублей затрат. Негусто, скажем прямо. Но ведь мы и дорогу не строим, а ремонтируем.

А какова стоимость работ по ямочному ремонту? Открываем первый в списке поиска сайт (мне попался МовДорСтрой какой-то. Но вроде бы все неплохо, 20 лет на рынке, Москва и все такое). В разделе "прайс-лист" видим стоимость ямочного ремонта 520 руб/кв. метр. А стоимость чистой асфальтировки 450 руб/кв. метр. Хм. Дык ведь совсем недорого!

А почем у нас асфальт, интересно? А гугель нам в помощь - обратно первым в списке его выдачи оказался сайт московской же компании АБЗ линт, где в разделе "прайс-лист" мы видим, что тонна крупнозернистой пористой смеси М 1 (типа той, что центр города закатали) стоит 2700 рублей. Плотность данной смеси согласно ТУ должна быть около 2500 кг/куб. метр. Толщина слоя асфальта должна быть 8 см согласно ГОСТ, но реально сейчас обычно ложут 5 или 6 см. Вот если бы не менее 8 см - тогда бы этот асфальт клали, а то, что делают - иначе как словом "ложут" и не описать. Ну да ладно, мы ж по ГОСТу считаем. Объем асфальта на 1 кв. метр дороги должен составить 1*1*0,08=0,08 куб. метра, его масса при этом составит 0,08*2500=200 кг. Стоимость этого асфальта будет 2700*0,2=540 руб. Таким образом, при стоимости ямочного ремонта 520 руб/кв. метр и стоимости асфальта 540 руб/кв. метр итоговая стоимость составит 1060 руб/кв. метр.

Расчетная стоимость по дорожному фонду составляет 1015 руб/кв. метр. Дефицит бюджета (из расчета ремонта 148 км дорог) составит 6 млн 660 тыс. руб.

Ай-ай, денег не хватает! Но стойте, мы ж посчитали СПЛОШНОЙ ремонт полотна по расценкам ямочного. К сожалению, я не нашел ГОСТа, по которому определяется, сколько ям допускается  залатать в процентах к общей площади при ямочном ремонте. Но исходя из здравого смысла, этот процент не должен превышать 50 %, иначе замена дорожного полотна не только более выгодна, но и просто необходима. 

И что же тогда получится? Если мы по ямочной технологии заменим 50 % асфальта, то затраты составят 1060/2=530 руб/кв. метр. Ой. А денег-то уже хватает.

А если мы еще и слой асфальта положим не 8 см, как по ГОСТу, а 5 см, как и делается, то сэкономим еще 200 руб/кв. метр. И нанимать москвичей с техникой - зачем? Можно же таджикам дать лопаты и работа обйдется не в 540 руб/кв. метр, а раза в два дешевле - 270 руб/кв. метр (а то и дешевле, поскольку в таджикских расценках не силен).

Итого что мы получим в итоговой стоимости при условиях, что асфальт ложут таджики, при этом его не укатывают, а утаптывают ногами (неоднократно наблюдал эту картину на уже упоминавшейся дороге Тверь-Кашин) и слой этого асфальта не 8 см, а 5? А получим мы вот что: стоимость асфальта - 330руб/кв. метр, стоимость работ - 270 руб/кв. метр. При ширине полотна дороги 7,5 метров, 1 погонный метр обойдется 600*7,5=4500 руб., при условии СПЛОШНОЙ асфальтировки. А бюджетом предусмотрено 7109 руб/погонный метр дороги при ЯМОЧНОМ ремонте.

Ой. дык денег-то с избытком. Даже при соблюдении технологии, запас в половину необходимой суммы, а уж если с нарушениями оной, как реально и происходит- так вообще в разы.

А теперь самое занимательное в этой математике - искусство.

Ибо только цитатой В.С. Высоцкого можно описать результат расчетов - "... Где деньги, Зин?..."

И как тут не вспомнить Маргарет Тэтчер с ее знаменитой фразой: "Не бывает никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков!"

Оцените статью
   16  0

Комментарии (16)


  • 13:11 27 Декабря 2017
    2 0
    Зарплата дорожных супер-менеджеров отдельной строкой ?
    Или в тех самых калькулированных цифирях ?

    • 13:20 27 Декабря 2017
      5 0
      Содержание учреждения, осуществляющего управление региональными автодорогами (Дирекция) идет отдельной строкой в этом бюджете, на эту статью расходов предусмотрено 234 485 500 рублей (бюджет 2016 года с сайта областного минтранса).
      Кому интересно - скачайте бюджет, поизучайте. Хотел приложить к посту, но почему-то не могу, говорит файл битый, хотя все прекрасно открывается. Но, думаю, найти не составит труда.
      И еще небольшое дополнение: федеральные дороги (М10, М9, тверь-кимры, возможно, какие-то еще) из этого бюджета не обслуживаются, за них федералы отвечают.

  • 13:27 27 Декабря 2017
    1 1
    Подпишусь-ка на каменты....

  • 13:38 27 Декабря 2017
    4 0
    Приложу-ка я бюджет в виде картинок, все одно понятнее будет.

  • 13:44 27 Декабря 2017
    7 0
    Получается, что всем настолько нравится осваивать деньги на ремонте дорог, что федералы отжали новое поле деятельности в лице этих трех дорог?

    • 13:47 27 Декабря 2017
      5 0
      Да. Пищевая база сокращается, не гнушаются уже и такой мелочью.

      • 14:47 27 Декабря 2017
        2 0
        Новая фед.дорога Нижний- Иваново-Ярик-Углич-Тверь- Вязьма и далее( до Брянска вроде) в планах более 10 лет.Мечты сбываются).

        • 15:02 27 Декабря 2017
          0 0
          Было бы неплохо, я часто в Кострому езжу.

    • 16:31 27 Декабря 2017
      2 0
      Где-то до двухтысячных эти дороги и были у федералов, и не только эти. Потом отдали области.

      • 17:02 27 Декабря 2017
        4 0
        Естественно. Все неприбыльное тогда скинули на нищие региональные бюджеты. Образование, например. Но дело в том, что украсть-то можно и на неприбыльном, а поле деятельности и объемы сокращаются. Вот и начали возвращать все взад.

  • 16:11 27 Декабря 2017
    2 0
    хороший пост - математика действительно занимательная... Я что то подобное хотел про МУП ПАТП-1 забабахать, увидеть во что нам наш ОТ обходится, но чето лень пока...))

    • 17:11 27 Декабря 2017
      2 0
      Слишком сложно, к сожалению. Слишком много факторов, требующих учета, велика вероятность что-то упустить.

  • 16:16 27 Декабря 2017
    4 0
    А вы думаете почему дороги не делают хорошо? Правильно, потому что всем выгодно их каждый год ремонтировать (всяких разных автомобилистов, которые по этим дорогам ездят и прочих пользователей в расчет не берем). А уж как пилят бабло на ремонте (и местами строительстве, но там чуть сложнее) дорог, так писано вдоль и поперек и не раз, только воз и ныне там. Я еще лет 5 что ли назад, а может и больше, в том же "Русском репортере" читал кто ремонтирует, как и куда уходит бабло со всего этого дела (про нелегальные карьеры там вроде тоже было).

    • 17:19 27 Декабря 2017
      4 0
      В данном случае я с вами, пожалуй, соглашусь лишь частично. Да, дороги ремонтируют и строят плохо. Но не потому, что зловредные капиталисты и коррупционеры-чиновники закладывают бомбы, чтобы не остаться без работы. Отнюдь. Это происходит само собой. Из-за того, что используют более дешевые материалы, да еще и в меньшем, чем надо, количестве. Потому что вместо нормальной современной техники используют либо антиквариат, которому место в музее, либо просто ручной труд. Лично видел, как асфальт, уложенный в выгрызенные ямы, утаптывали ногами (не помню где, врать не буду. Может, и не в тверской области, а костромской, но сути дела это не меняет). Ну и квалификация персонала, естественно. Зачем платить нормальному рабочему, умеющему обращаться с техникой, если можно в два раза дешевле нанять узбека, который и по русски-то не говорит. Это ж даже хорошо, пожаловаться никуда и никому не сможет. А случись чего - отвечать никто не будет, кто ж их там считает-то, узбеков этих.
      Вот истинная причина отвратительного качества работ, а отнюдь не злой умысел. Просто так удачно складывается, что одно приводит к другому. Замкнутый круг, так сказать.

      • 18:46 27 Декабря 2017
        1 0
        Мужчины, чё-та я никак не могу разобраться, разъясните, пожалуйста, вот такую ситуацию. Я всегда задавалась вопросом , почему, очень часто, десятилетиями ( да, да, даже не годами!!!) кладут заплатки на плохие участки дорог, вместо того, чтобы заменить их новым асфальтом и забыть о ремонте лет на 5, а то и больше? Я сейчас имею в виду не федеральную трассу М10, (там как раз завершается полная замена покрытия), а региональные и местные дороги. Из поста автора поняла, что даже на сплошное покрытие бюджетных денег хватило бы с лихвой. Дон вопрошает: ""Где деньги, Зин?" Житель подземелья предполагает, что ремонтникам это выгодно, т.к. можно пилить бабло каждый год.Тут с ним трудно не согласиться, такой вывод просто напрашивается. А Дон, соглашаясь частично, пишет, что это происходит само собой. Но тут же противоречит себе, говоря о том, что при ремонте используется устаревшая техника, дешёвые материалы, подбирается неквалифицированный персонал, что в конечном итоге приводит к кратковременному эффекту, чаще всего только на один сезон. А потом опять по новой, новый ремонт, новое пиление бабла. Соглашусь с Доном, что за такой "ремонт" никто не отвечает и в этом одна из причин отвратительного качества работ. Но умысел то тоже присутствует! Ведь если включить логику,то можно понять не будучи Эйнштейном, что подлатать или подремонтировать годится только в экстренных ситуациях, а чтобы получить хорошие дороги. нужно всё делать капитально. Как пример, та же федеральная трасса М10. Пришлось поездить по ней частенько, наверное помнят все, какой кошмарный был участок от Торжка до Волочка, одни ямы, ухабы, да заплатки, а когда покрытие заменили полностью, этот участок можно теперь при хорошем раскладе проехать минут за 40 вместо часа с хвостиком. Но почему с региональными дорогами так же не сделать, вот чего никак не уразумею, тем более, автор пишет, что денежек с избытком. Вопрос автора: "Где деньги?...", как я понимаю, риторический?

        • 11:21 28 Декабря 2017
          0 0
          О, поднятый вопрос заслуживает даже не отдельного исследования, а целой поэмы под названием "Нецелевое расходование бюджетных средств". Поинтересуйтесь у Гугля, что это, тут это подробно расписывать долго, нудно и скучно. Отмечу лишь, что если деньги выделены на ямочный ремонт, значит, ремонт должен быть ямочным, и точка. Шаг влево, шаг вправо караются статьей уголовного кодекса.
          Опять же не соглашусь с тем фактом, что отвратительное качество выполненных работ вызвано умыслом. Нет. Просто система так работает, что в умысле нет необходимости. А кроме того, объем работ таков, что вернуться к уже "отремонтированному" участку получится лет эдак через -надцать, если по кругу всех дорог идти. И то - в лучшем случае. Опять же не вижу никакого противоречия в использовании некачественных материалов и устаревшей техники и технологии. Ведь это делается для того, чтобы максимизировать прибыль, а не для того, чтобы дорога побыстрее развалилась.
          Знаете старый анекдот про двух торговок семечками, у одной они по рублю, у ее соседки - по 5. и мотивируется это так : "ты что, дурак, 5 же больше, чем 1!". Вот и тут та же история, если можно заработать, не миллион, а два миллиона, то что выберет производитель работ? Вот именно. А побочный эффект - это просто приятное дополнение.
          Ну а что касается риторичности вопроса к Зине, то увы, я ж не в прокуратуре работаю. А кроме того, уверяю вас, что все бумаги у подрядчиков и заказчиков в полном порядке. Идеальном, я бы сказал.