27 Апреля 24, 01:57
Блоги, Общество
27 Декабря 2017, 13:00

Занимательная математика

Увидел сегодня замечательную новость про передачу региональных дорог в федеральный бюджет. В качестве справки там были приведены следующие данные: объем фонда 8 млрд, план ремонта 224 км. Ясно, что на ремонт не все эти 8 млрд предназначены, но вот какова именно эта структура расходов? Захотелось мне немного вопрос изучить. Но, поскольку год еще не кончился, данных за 2017 найти не удалось (при попытке зайти на сайт дорожного фонда Тверской области антивирь выдал предупреждение об опасности, я решил не рисковать). Но зато нашлись данные за 2016 год. 

Итак, нас интересует ремонт дорог, на эту статью расходов в 2016 было предусмотрено 1 052 192 900 руб. (особенно трогательно смотрятся эти 900 рублей).

Отремонтировано на эти деньги в прошлом году должно было быть 224-76=148 км областных дорог (см. приведенную выше заметку ТИА). Чтобы наглядно представить - расстояние от Твери до Кашина 146 км. То есть на всю область должны были отремонтировать именно такое количество асфальта. на всю область. У которой протяженность с севера на юг 200 км, а с запада на восток, так и все 500 будет.

Таким образом, на 1 погонный км дорожного полотна (чисто на ремонт!) предполагалось потратить 7 109 411 рублей (копейки отбросим). Или на 1 погонный  метр дороги предназначалось 7 109 рублей (обратно отбросим копейки).

Какова ширина дорожного полотна дороги областного подчинения? Согласно СНиП II-К.3-62 "Улицы, дороги и площади населенных мест. Нормы проектирования" ширина дорожного полотна с укрепленными обочинами должна быть от 6 до 7,5 метров. Предположим, что ширина 7,5 метров (ну ведь мы же живем в стране розовых пони!). Тогда на 1 кв. метр дорожного полотна приходится 1015 рублей затрат. Негусто, скажем прямо. Но ведь мы и дорогу не строим, а ремонтируем.

А какова стоимость работ по ямочному ремонту? Открываем первый в списке поиска сайт (мне попался МовДорСтрой какой-то. Но вроде бы все неплохо, 20 лет на рынке, Москва и все такое). В разделе "прайс-лист" видим стоимость ямочного ремонта 520 руб/кв. метр. А стоимость чистой асфальтировки 450 руб/кв. метр. Хм. Дык ведь совсем недорого!

А почем у нас асфальт, интересно? А гугель нам в помощь - обратно первым в списке его выдачи оказался сайт московской же компании АБЗ линт, где в разделе "прайс-лист" мы видим, что тонна крупнозернистой пористой смеси М 1 (типа той, что центр города закатали) стоит 2700 рублей. Плотность данной смеси согласно ТУ должна быть около 2500 кг/куб. метр. Толщина слоя асфальта должна быть 8 см согласно ГОСТ, но реально сейчас обычно ложут 5 или 6 см. Вот если бы не менее 8 см - тогда бы этот асфальт клали, а то, что делают - иначе как словом "ложут" и не описать. Ну да ладно, мы ж по ГОСТу считаем. Объем асфальта на 1 кв. метр дороги должен составить 1*1*0,08=0,08 куб. метра, его масса при этом составит 0,08*2500=200 кг. Стоимость этого асфальта будет 2700*0,2=540 руб. Таким образом, при стоимости ямочного ремонта 520 руб/кв. метр и стоимости асфальта 540 руб/кв. метр итоговая стоимость составит 1060 руб/кв. метр.

Расчетная стоимость по дорожному фонду составляет 1015 руб/кв. метр. Дефицит бюджета (из расчета ремонта 148 км дорог) составит 6 млн 660 тыс. руб.

Ай-ай, денег не хватает! Но стойте, мы ж посчитали СПЛОШНОЙ ремонт полотна по расценкам ямочного. К сожалению, я не нашел ГОСТа, по которому определяется, сколько ям допускается  залатать в процентах к общей площади при ямочном ремонте. Но исходя из здравого смысла, этот процент не должен превышать 50 %, иначе замена дорожного полотна не только более выгодна, но и просто необходима. 

И что же тогда получится? Если мы по ямочной технологии заменим 50 % асфальта, то затраты составят 1060/2=530 руб/кв. метр. Ой. А денег-то уже хватает.

А если мы еще и слой асфальта положим не 8 см, как по ГОСТу, а 5 см, как и делается, то сэкономим еще 200 руб/кв. метр. И нанимать москвичей с техникой - зачем? Можно же таджикам дать лопаты и работа обйдется не в 540 руб/кв. метр, а раза в два дешевле - 270 руб/кв. метр (а то и дешевле, поскольку в таджикских расценках не силен).

Итого что мы получим в итоговой стоимости при условиях, что асфальт ложут таджики, при этом его не укатывают, а утаптывают ногами (неоднократно наблюдал эту картину на уже упоминавшейся дороге Тверь-Кашин) и слой этого асфальта не 8 см, а 5? А получим мы вот что: стоимость асфальта - 330руб/кв. метр, стоимость работ - 270 руб/кв. метр. При ширине полотна дороги 7,5 метров, 1 погонный метр обойдется 600*7,5=4500 руб., при условии СПЛОШНОЙ асфальтировки. А бюджетом предусмотрено 7109 руб/погонный метр дороги при ЯМОЧНОМ ремонте.

Ой. дык денег-то с избытком. Даже при соблюдении технологии, запас в половину необходимой суммы, а уж если с нарушениями оной, как реально и происходит- так вообще в разы.

А теперь самое занимательное в этой математике - искусство.

Ибо только цитатой В.С. Высоцкого можно описать результат расчетов - "... Где деньги, Зин?..."

И как тут не вспомнить Маргарет Тэтчер с ее знаменитой фразой: "Не бывает никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков!"

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх