К Чёрному морю своим ходом по бесплатным дорогам 2023 (3)
Далее маршрут был выбран по северу от Сиваша через Чонгар-Мелитополь-Мариуполь, дабы не стоять в пробке у закрытого моста.
Выбор пал на северный маршрут по трём причинам. Он элементарно короче. Нет очередей на досмотр как перед мостом, что еще дополнительно экономит время. Элементарная любознательность.
Поспрашивал у Севастопольских водителей как не потеряться в украинских степях. Ответ был один – ехать по хорошей дороге. Однако назвать хорошей дорогу от Симферополя до Джанкоя язык не поворачивается. Узкая в два ряда и последний ремонт делался видимо в 2014 году. Во всяком случае когда я ехал по ней в 2013 она была ровно в таком же состоянии.
За Джанкоем большая пробка на досмотр, но оказывается это фильтруют грузовой транспорт, а легковой проскакивает легко. Сам Джанкой, по мне так абсолютно не изменился, после распада Союза. СОВОК конкретный.
Далее пошла хорошая ровная дорога, но тоже в два ряда и с большим количеством различных колонн. Средняя скорость 70-80 км/ч, не более. Везде на развилках блокпосты, что сразу приводит в чувство расслабленного водителя. Далее как постоянный пейзаж - окопы, противотанковые ежи и всякое разное подобное.
Никаких вопросов вдоль дороги по заправкам и еде. Что ещё удивило, так это цены на бензин, ниже чем в Крыму. Всё остальное работает в обычном южном ритме. Тоже есть развалы бахчевых, рыбы и прочего.
До Мелитополя добрались без приключений. В городе немного поблукали. Ибо навигаторы не работали, а карты тех районов нигде не продают – секрет. От кого сложно понять. Пытался узнать маршрут у прохожих, но они очень неразговорчивы. Все очень смурные и с потухшим взглядом в землю. Магазины, базары, ларьки … всё работает. Но своим нутром чувствуешь какую-то всеобщую тишину и закрытость полиса. Нет лёгкости в движениях людей, в их общении, мимике … Светит солнце, но как-то пасмурно в ощущениях бытия.
Далее курс лежал на Мариуполь. И тут не обошлось без поисков дороги. По предложенному направлению на блокпосту укатили от Мангуша к берегу на Ялту. Накрутил дополнительно около 40 км по окрестным деревням пока въехали в Мариуполь. Первые виды новостроек (три-четыре микрорайона) с полной инфраструктурой и отсутствием жителей поставили в тупик. Потом стали попадаться дома частично разрушенные и там уже стали появляться люди.
Вся главная улица Проспект Мира до центра города (театрального сквера) это около 4 км, сплошная стройка. Столько рабочих при строительстве объекта я видел только в документальном кино про ДнероГЭС и БАМ. Сплошной муравейник. Ощущение что все таджики и узбеки из наших краёв подались туда на заработки. Это что-то не реальное. Кругом ларьки с пловом, самсой и лепёшками. Они там устроились, по ходу времени, основательно. Потому как и женщины с детьми тоже там. Белобрысых работников я там не видел. Одни азиаты. Много кавказцев, но у них другие взгляды и движения. На строителей они совсем не тянут. Всё больше на машинах у развалин частного сектора. Что как-то сразу напомнило конец 90-х. Думается, что так как там работы много, на годы вперед, этот город может стать в скором времени мусульманским анклавом в тех краях. Тем более, что сейчас уже заработал морской порт и стали поставлять стройматериалы, а местных жителей там осталось совсем не много, после полугодового штурма.
Далее, от развалин драмтеатра в восточном направлении, целые дома по дороге не встречались, до Азовстали и далее на всём левобережном районе. Все мосты через реку Кальмиус в полуразрушенном состоянии. Но очень много машин на переезд, что тормозит работы, а он один. Работы очень много еще предстоит сделать во всех сферах. Дороги в восточной части города с очень условным асфальтом. Виды завода Азовстали можно показывать, как сцены из фильма про апокалипсис. Жуткое зрелище для тех, кто видел войну только по телевизору. Но именно в левобережном районе много людей которые занимаются чем-то другим кроме строительства домов, много военных и полицейских(?).
Практически сразу за Мариуполем начинается другая жизнь. Что ощущается во всём. От качества и ширины дороги до освещения и всеобщей обустроенности.
По дороге на Таганрог всё гладко и красиво. Однако решил сократить расстояние и направил навигатор в сторону Новошахтинска, пока еще не вечер. И буквально через 30-40 км снова попал на виды времен перестройки. Освещения вдоль дорог нет, как и в населенных пунктах(?). Сама дорога узкая и через раз в ремонте. Днем еще можно ехать, но ночью лучше не надо.
На следующий день принял решение исследовать восточное направление бесплатных дорог вдоль М-4.
Практически до Богучар всё было без проблем. А вот далее начались сбои в работе навигатора и соответственно начались поиски дорог по указателям. Которые завели на дополнительный крючок до Воронежа километров на 140-150. Дороги хорошие, ровные, но без указателей. Часто приходилось останавливаться для выяснения направления движения. Перед Воронежем заплутали окончательно. Нарезал еще лишних около 40 км. Посему, когда с горем пополам выбрались из города и наступила темень, принял решение ехать по платной дороге. Ибо мои способности и нервы в поисках бесплатных дорог по звездам были истощены.
Как вывод из всего моего турне. Ездить на юга по бесплатным дорогам можно. Даже есть в этом своя изюминка, так как иногда едешь по населенным пунктам, что делает саму поездку не такой монотонной. Но ехать надо по западной стороне вдоль М-4. Через Тулу-Воронеж-Россош-Миллерово. И ехать надо днём, чтобы не проскочить невнятные указатели и развилки.
В остальном всё хорошо. Главное впечатления и новые познания.
Информация для размышления. Президент России Владимир Путин подписал указ, регулирующий порядок пересечения границы гражданами Украины и позволяющий им въезд в Россию без виз и загранпаспортов.