04 Мая 24, 22:11
Блоги, Туризм
26 Мая 2022, 09:26

Тур выходного дня 27. Дача "Чайка".

Давно была поставлена цель побывать на даче "Чайка", что рядом с Удомлей. Да всё как-то не совпадали возможности и желания. А тут вот решились.

Посмотрел у отца-рыболова карту окрестностей Удомле и выбрал короткий маршрут. Дорога до середины пути асфальтовая, а дальше грунт.

Официально “Дача "Чайка"” - музей, филиал Тверской областной картинной галереи, еще одно из наименований – Центр культуры и искусства. 

Подумалось, ну не может до центра культуры быть плохая дорога, хоть и по грунту. Доехал ровно до середины маршрута – д. Ряд.  Дальше конкретный грунт и совсем не для отдыха. Спросил у местных тётенек, доеду или нет по ней до "Чайки". Да наши так всегда ездят – ответ. Ну чем я хуже. Вперёд. Доехал аж до промежуточной деревухи в 10 домов, предварительно закидав машину грязью до крыши. А далее дороги вообще не стало. Даже грунтовых направлений на свежей траве не обозначено. Но больше удивило то, что там люди живут. Как, это уже другая тема. Спросил у местных мужиков, на УАЗ "Патриоте" как дальше ехать. А никак, только обратно и вкруговую. Ещё и деревня-то с таким говорящим названием Ванюнькино. Как до меня раньше не дошло что там дорога заканчивается? Пришлось ехать обратно лишних 50 км.

Зато по левой стороне озера дорога хорошая и живописная и совсем не в тягость. Даже указатель был на отвороте к даче. После поворота достаточно крутой подъем и выезд к огромному камню. Поставленном в память о русских художниках, творивших на удомельской земле. Исаак Левитан, Константин Коровин, Абрам Архипов, Игорь Грабарь, Николай Богданов-Бельский, Игорь Грабарь, Алексей Степанов, Станислав Жуковский, Александр Моравов и Витольд Бялыницкий-Бируля.

Вид от камня шикарный во все стороны, но особенно на Гарусово. Приходит понимание почему Витольд Каэтанович Быляницкий-Бируля решил выстроить свои "пенаты" именно на берегу озера Удомля.

От холма прямая дорога к даче "Чайка". И как-то удачно попали на исторические чтения, от известного чтеца, историка, кинорежиссёра Алексея Зинатулина, после "Ночи музеев".

Полноценную экскурсию нам устроили Елена Тимакова и Наталья Королева. Они на сегодня главные хранительницы усадьбы, благодаря их любви, неустанным заботам и трудам она сегодня существует.

Изначально место под дачей назвали Белая чайка, из-за обилия чаек на озере. Со временем чаек в округе стало значительно меньше (зачем трудиться, когда есть помойки), улетели в "тёплые края". А в народе как-то прижилось название просто Чайка.

К художнику Бируля постоянно приезжали гости: друзья-художники, ученые, артисты, писатели - близкие и даже не очень близкие знакомцы. Здесь были шумные вечера, говорили об искусстве, о книгах, о поэзии. Здесь делились успехами и в рыбной ловле!  Всем было хорошо на "Чайке". И каждый, побывав там однажды, хотел вернуться сюда хотя еще раз…

После кончины Витольда Каэтановича (он умер в 1957 году) "Чайку" оберегала и принимала на даче гостей его вдова – Елена Алексеевна Бялыницкая-Бируля.

Но "Чайка" не умерла.  Хотя и пережила очень непростые времена. О ней много писали местные краеведы, они смогли достучаться до местных и областных властей, а власти в свою очередь стали искать неравнодушных и бескорыстных людей, которые бы спасли "Чайку". Не малую роль в этом сыграл бывший губернатор Шевелёв А. В.

Сегодня "Чайка" жива. Принимает гостей и экскурсии из Москвы и Питера. Даже если вы ни черта не понимаете в искусстве, можно просто пройтись по округе и созерцание местных красот не оставит вас равнодушным.

Центр культуры и искусства - дача "Чайка" расположен на живописном берегу озера Удомля в доме выдающегося русского пейзажиста Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули (1872-1957), построенном в 1913 году в стиле модерн.

Часть залов Центра занимают постоянные художественная и мемориальная экспозиции, посвященные В.К.Бялыницкому-Бируля и другим художникам, связанным с Удомельским краем - И.И. Левитану (здесь им создано более 60 работ), С.Ю. Жуковскому, В. В. Рождественского, А. В. Моравову, И. Э. Грабарю А.С. Степанову, К.А. Коровину. В других постоянно проходят выставки работ тверских, московских и петербургских художников. При Центре работают детские студии народных ремесел.

Прослушав всю эту информацию, невольно решил углубиться в биографию хозяина этой дачи.

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля (31.01.1872 – 18.06.1957) советский живописец-пейзажист, Народный художник, член Товарищества передвижных художественных выставок, Союза русских художников.

Рисовать учился в Киевской рисовальной школе Мурашко Н.И. (1885-1889), Московском училище живописи, ваяния и зодчества у преподавателей Коровина С.А., Поленова В.Д., Прянишникова И.М.. Работал в мастерской И. Левитана. Уже в 1892 году П.М. Третьяков купил у 20 летнего студента его полотно "Из окрестностей Пятигорска". А с 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок.

Пейзаж "Вечные снега", экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью.

В 1911 году картина "Час тишины" получила две медали: почётную — в Мюнхене, бронзовую — в Барселоне.

В том же году им создана картина "Зимний сон" — одно из лучших полотен В. К. Бялыницкого-Бирули. За эту картину художник также был награждён бронзовой медалью на Международной выставке в Барселоне.

В 1912 году художник, имевший благодаря устойчивому спросу на свои картины, сколотил крепкое состояние, приобрел участок земли в Тверской губернии, на берегу озера Удомля. Эти места были уже ему знакомы – здесь часто работал его старший товарищ Исаак Левитан.

Бялыницкий-Бируля строит здесь дачу. Даже не дачу – усадьбу, пусть и небольшую, и называет ее "Белая чайка". Здесь, на лоне его любимой природы, в атмосфере тишины и спокойствия, его творческая энергия начинает кипеть с еще большей силой. К тому же в этих местах художник мог предаваться еще одному любимому своему делу – охоте и рыбалке, в которых принимали участие и его многочисленные гости.

В деревню, что на противоположном берегу залива, Гарусово к Аракчееву не единожды приезжал Левитан (1893-1895), где много и вдохновенно писал свои пейзажи. Он также много гостил в имение Турчаниновых - Горка. Там Левитан написал свои картины "Март" и "Золотая осень".

Там же в Имении Турчаниновых Чехов окончив работу над "Чайкой" (1895-1896), а в 1896 году написал ещё небольшой рассказ "Дом с мезонином".

На сороковом году жизни (от туберкулёза) умер И. Левитан на руках Анны Турчаниновой в 1900 году. Его могила находится рядом с могилой Чехова на Новодевичьем кладбище.

Возвращаясь к даче.

Уж очень там всё было как-то по-домашнему. Всё просто, со вкусом и минималистично. Хотя информации вполне достаточно для любознательных. Чувствуется, что там живет душа.

А озеро с видами на Гарусово и трубы АЭС просто завораживают. На фоне кристальной чистоты воздуха и молодой зелени, трубы АЭС смотрятся чем-то трудно воспринимаемым, но интересно. Такое конкретное сочетание девственной природы и урбанизма.

В общем и целом, "Чайка" оставила очень поэтичные заметки в голове. А тем более, после трудностей начального этапа поиска, это уже воспринималось как дополнение к общим благостным ощущениям жизни.

Рекомендую посещение всем интересующимся художественным искусством и просто любителям приятного ознакомительного отдыха.

Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх