Лётные байки про коммерческие рейсы в начале 2000-х
Воспоминания про так называемые односторонние коммерческие рейсы в Душанбе. Туда нас принимали с цветами и бубном. Про обратную дорогу, разговора обычно не было. Ждали случайных заданий. Это были те самые коммерческие рейсы в одну сторону. Один раз после доставки груза (12 тонн женских колготок, больше не влезло в самолет) пришлось неделю спать в бане КЭЧ. Вернее, в её предбаннике. Других мест предложено не было.
Вместо денег бизнесмены расплатились с экипажем бартером, каждому выдали по ящику (1 куб. метр) колготок. Что хочешь с ними то и делай. Без смеха не вспомнишь сейчас. А тогда совсем не до смеха было. Война шла в Душанбе. Вовчики (исламисты) с Юрчиками (светская власть) отношение выясняли. Бандиты груз забрали и про нас забыли. Соответственно, самолет заправлять топливом некому.
Тогда всем руководили бандиты с ружьями и у кого много денег было. Мы не вписывались никуда. Вот и ждали у моря погоды. Ещё и попали мы в самый раз на праздник Ураза Байрам. Столовые и кафе во всей округе закрыты. Пост у всех. И у нас - вынужденный. Утром вставали, ехали на базар на закупки. К вечеру делали плов на огне в предбаннике, как все порядочные мусульмане, и, наевшись, после захода солнца ложились спать. Курорт да и только. Жаль, воды горячей не было в бане.
Улететь удалось только в обмен на нелегальный вывоз всей семьи начальника ГАИ Душанбе. Он нашел где-то топливо на этот случай для нас. Аналогичная ситуация случилась ровно через год там же. После разгрузки про нас забыли. А вокруг опять праздник Ураза Байрам. По накатанной дорожке побрели экипажем в снова КЭЧ. А там баню, оказывается, уже сожгли при очередных разборках.
Сжалившись (помнил меня еще), начальник КЭЧ предложил экипажу кочегарку неподалеку вместо гостиницы и бани. На подселение к двум солдатам. Притащили нам туда еще четыре двухэтажные армейские кровати и выдали по два матраца. Второй вместо одеяла. В одном углу просторного заведения спали мы с солдатами, в другом - стоял большой паровой котёл с углём на полу. Через день мы выглядели уже соответственно, как шахтеры. Топить приходилось всю ночь, потому как на горах еще снег лежал. В течение недели, как по графику, к обеду ходили на самолет в аэропорт, чтобы умыться и закупить еды. К заходу солнца делали еду и подкидывали уголь в топку. Никто нас обратно домой не ждал. Готовились мы сидеть долго. Улететь нам помог случай.
К концу второй недели на самолете сломалось ВСУ (вспомогательная силовая установка). Доложил на КП ВТА (Москву), что экипаж находится на грани выживания, долго не протянем. А тогда на эти двигатели был страшный дефицит. Резервных в полку точно не было. Ждать помощи не от кого. Силы и деньги экипажа на исходе. Приспособились было уже обменивать керосин на еду. Но по опыту знал, что керосина на долго не хватит. Через три дня тишины начал искать варианты выхода из сложившейся ситуации. Нашел специалистов в гражданском аэропорту по ВСУ от Ил 62. Попросил глянуть на наш агрегат, на варианты ремонта.
Они пришли, покрутились вокруг нашего самолета и выдают предложение - взять у них ремонтный, но исправный ВСУ. На нашем делать уже нечего, сгорел. Всё одно скоро их авиации конец. Война кругом. Что будет через неделю, никто не знает. Работы нет, денег нет, авиацию разгоняют. Продолжают воевать Юрчики против Вовчиков, а в аэропорту командует местный бандит Шерхан. Полное безвластие. Просто вставка из памяти того времени.
За месяц до этого несколько ходок сделали из Громово, (под Питером) тоже в Душанбе. Возили контрактников в 201 дивизию на формирование. Так с ними тоже хохма вышла. На одной из ходок случайно приметил знакомые лица. Спрашиваю у них, что вроде как они уже в Душанбе должны быть. А они смеются. Оказалось, контрактников в Питере набирали в армию из бомжей. Их в 201 дивизию отправляли, там они получали подъемные (соответственно договора) и убегали обратно в Питер. Канал был налажен отменно. Все были довольны: и бомжи, и те, кто их отправлял.
Продолжаю про ВСУ. Оказалось, что они на самолетах абсолютно одинаковые, чуть крепление другое. А у нас-то то инженерное образование у всех было. Вот и созрела мысль дерзкая. Договорился в обмен за два ящика водки (которую на продажу привезли) и вечерний плов получить исправное ВСУ со склада в аэропорту Душанбе. На следующий день поставили силами экипажа их таджикское ВСУ с помощью ремней и какой-то матери на свой самолет. Запустили, прогнали.
Однако всё работает. Звоню на КП ВТА с докладом о готовности к вылету и замене ВСУ. Там полный ступор среди инженеров случился. Ещё на сутки тишина. Через день к телефону на доклад вызывает командующий и инженер. Докладываю, что ВСУ исправно, все формуляры у меня на руках с подписями и печатями специалистов. Ничего от ВТА не требуется, только заберите меня домой. Опять ступор ещё на сутки. Ещё через день к обеду приказывают снять ВСУ и вернуть всё взад таджикам. Ждать Палыча из Твери, который снял ВСУ с последнего рабочего самолета в полку и уже летит к нам на выручку. Корячимся снимаем ВСУ, вертаем всё взад. Работяги-инженеры аэропорта извиняются, что уже выпили ящик водки и вернуть задаток не могут. Пришлось устроить еще один праздничный вечер и допить второй ящик вместе с ними. За дружбу и взаимопонимание между народами.
Палыч со снятым ВСУ прилетел к нам через день. Опять экипажем, без всяких штатных приспособлений еще раз поменяли ВСУ и радостные вылетели домой. Там же, в Душанбе, ещё орла в двигатель умудрились изловить на взлете. Кусок крыла длинной с полметра на стоянке достали из двигателя уже дома. Хоть где-то повезло: удар пришёлся по самому краю ВНА и лопатки двигателя остались целы. Иначе пришлось бы принимать гражданство таджикское. Торговать было уже нечем.
На память о той командировке летчик большое орлиное перо себе оставил.