29 Ноября 24, 19:30
Архив ТИА
Блоги, Общество
11 Марта 2021, 14:27

Лётные байки про Севера - 2

В продолжение северных воспоминаний.

В Тикси многое чего ещё случалось.

И житейские случаи и служебные. Но всегда достаточно яркие воспоминания. Почему-то вспоминается всегда пурга, всегда метель, всегда холодно. 

1. В Тикси для меня первая рыбалка в жизни на льду да сразу на море Лаптевых и при минус 35 градусов.  Лед толщиной метра два - два с половиной. Лунку, с двумя насадками на бур, пока просверлишь силы заканчиваются.  Быстро кинул леску с наживкой и побежал в ГТСку (гражданский танк без башни) отогревать руки. Заодно и за румочкой, компанию проверить. 

Вернулся к лунке, там форелька на килограмм уже сидит.  Отнес её в ГТСку, поменял насадку и обратно бегом к лунке. А она уже замёрзла. Надо сверлить новую на всю глубину. И опять на ветру и морозе.  Меня хватило на три таких замеса.  Баста. Весь мокрый и потный местами. А местами замёрзший до сосулек.  На свежий воздух совсем не тянет. Шибко холодно там.  Понял, что я не рыбак. Интерес к рыбалке пропал, не успев появиться. 

2. Как-то после недельных посиделок в ждущем режиме пошли экипажем в баню к пожарникам, что на въезде в городок. Пока парились случилась пурга. Из-за которой не могли улететь до этого. Вынуждены были париться еще двое суток, пока пурга не утихла. Выходить в такие дни из дома, даже местные не всегда рискуют.  

3. Был случай замены отказавшего двигателя силами экипажа.   

На морозе меняли больше суток. Торопились. Боялись, что долго не протянем на морозе здоровыми. Практически всё время работало ВСУ (грелись наскоками в самолете). В гостинице не было мест, а подобие профилактория сожгли до нашего прилёта. Предложили правда, по блату, ночевать в спортзале, но предварительно надо было ещё найти и откопать вход в него. За день до нашего прилёта была пурга и снега намело по самую крышу.  Пришлось спать в самолете при минус 20-25.  От военных смогли добиться только того, чтобы еду из столовой привозили на самолет и дали матрасы, которые положили на пол кабины, для спать. 

4. Как-то попали в гостиницу "Арктика" одновременно с телеведущим Невзоровым (который 600 секунд вел в Питере). С ним был какой-то иностранец. Расселили его и иностранца в номер "люкс". Гы-гы.  Предварительно в наших двух номерах сняли ковры и повесили у Невзорова на все стены. Вечером в коридоре слышал разговор корреспондента, объяснявшего иностранцу вариант, когда в номер селят двух мужчин. Это мол совершенно не значит, что они должны быть обязательно "голубыми", просто у русских так принято. И показывал на наш экипаж. Мы спали в трехместном номере впятером. И даже не возмущались. Тоже гы-гы.                                                                                                                                                     

5. Был случай, когда самолет встречал и досматривал местный бандит (?), от имени особиста гарнизона (середина 90-х). Это было уникально. Он подгонял машины военторга, распределял груз и все его слушали. На обратный рейс он привез рыбу. Тонны две, не больше. Везите её мол домой там вас встретят.   Я отказался. Он начал крутить пистолетом в руке. После этой выходки, я вызвал настоящего особиста гарнизона на самолет.  Тот приехал быстро, поняв, что возник перегиб, начал мило улыбаться, даже деньги предлагал.  Улетели мы пустые. В отместку он не пустил на борт даже пассажиров отпускников, в отместку нам, чтобы мы ничего не заработали. Там конкретно другой мир и другие люди.     

 6. Был случай взлета при нулевой видимости в метель. Сидели в Тикси долго, ждали погоды. Топлива в обрез, даже ВСУ не запускали из-за экономии.  Несколько раз приходили на вылет. Но пока пройдем контроль готовности, пока доедем до самолета, пока его подготовим, начиналась метель. Шли обратно. Так повторялось раза четыре.   Тут вдруг дают еще один шанс. Однако пока запускали двигатели, видимости опять не стало.  Прошу выслать машину пожарную красную, в качестве лидера. Чтобы она показала, как доехать до торца взлетной полосы.  Направления руления даже не было видно. Договорились ехать на скорости не более 30 км/ч на расстоянии метров 50. Чтобы мы его не потеряли из виду и было время, если что, на реакцию торможения.  До торца ВПП (полосы) он нас сопроводил. Дальше вышел я из самолета и прошу его уехать вбок с полосы, и чтобы быть уверенным, что он её освободил.  С КДП тоже ничего не видно. Подсказывать некому.    

 Договариваемся со вторым пилотом кто куда смотреть будет на разбеге. Я прямо за стрелками, а он контролирует по боковым огням выдерживание направления.  Разбег и отрыв нервный, но четкий. После отрыва метрах на 10-15 открылся другой мир - ясно, солнышко и тишина.  Прибегает штурман из своей кабины и хлопает в ладоши от радости. Он-то кроме стрелок точно ничего не видел на разбеге.

7. Случилась познавательная поездка на УАЗике через бухту по льду к кладбищу кораблей. Очень сильные впечатления от увиденных затопленных кораблей начала века, на которых пращуры покоряли северные моря.  На обратной дороге наша машина заглохла. А на улице около 25 градусов мороза. Благо водитель толковый был (там не толковых не держат).   Завёл-таки машину минут через 30. Почему у него руки не мерзли, до сих пор не знаю.  Мы-то, пришлые, уже конкретно начинали задумываться как будем выживать на льду в мороз.    Этот момент стал серьезным для меня аргументом углубится в изучение технической инструкции самолета.

Подпишись на наш Telegram-канал
Метки: Тикси
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх