05 Мая 24, 13:51
Блоги, Общество
15 Февраля 2021, 17:10

Афганистан болит в моей душе

Я вспоминаю утренний Кабул,

Его прохладу и его контрасты,

И вновь шепчу я сковзь разлуку: "Здравствуй!

Прости, что на покой твой посягнул".

Афганистан, живет в моей душе … 

Советник по национальной безопасности США Збигнев Бжезинский (1977-1981 гг.): "Мы не толкали русских вмешиваться в Афганистан, но мы намеренно увеличили вероятность, чтобы они это сделали".

12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение о вводе войск в Афганстан. 

К положению "А". Одобрить соображения и мероприятия, изложенные т.т. Андроповым Ю. В., Устиновым Д. Ф., Громыко А. А. Разрешить им в ходе осуществления этих мероприятий вносить коррективы непринципиального характера. Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро. Осуществление всех мероприятий возложить на т.т. Андропова Ю. В., Устинова Д. Ф., Громыко А. А.. Единственным членом Политбюро, не поддержавшим решение об отправке советских войск в Афганистан, был Председатель Совмина Косыгин А.Н.

 Утром 25 декабря 1979 г. 196 ВТАП осуществил переброску частей 103 ВДД на аэродром Кабул.

 Мигаловскому 196 гвардейскому военно-транспортному Минскому лётному полку есть что вспомнить и есть чем гордиться. Да, мы транспортная авиация. Мы не бегаем с ружьем на перевес в атаку. Но в трудные минуты для Отечества нас вспоминают первым делом и всегда. Когда надо, полк может выполнить практически любую поставленную задачу. И вся история полка тому доказательство.

Сегодня годовщина вывода войск Советского Союза из Афганистана. И те, кто прошёл через события тех лет, имеют отметину в сердце и в душе однозначно. Полк первым уже с 25 декабря 1979 составе из 20 самолетов начал выполнять полеты в Кабул. С тех дней полеты в Афганистан стали регулярными, вплоть до самого вывода и далее уже под эгидой ООН до 1992 года. Работали вахтовым методом по 5 экипажей на месяц. Через горнило боевых полетов прошли все без исключения экипажи полка и весь руководящий состав полка. Отказов выполнять боевую задачу не было. Мы все свято верили в необходимость той войны, мы выполняли приказ Родины.

Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках на территории Афганистана прошло военную службу 620 тыс. военнослужащих, Кроме того, на должностях рабочих и служащих в советских войсках в этот период находилась 21 тыс. чел. Ежегодная списочная численность советских войск в составе ограниченного контингента составляла от 80 до 104 тыс. военнослужащих и 5—7 тыс. рабочих и служащих. 

Из-за цензурной политики в начале войны у направлявшихся в Афганистан солдат и младших офицеров не было информации о том, что на самом деле происходит в Афганистане - о боевых действиях, о погибших и раненых. Даже в летные книжки запрещали записывать боевые вылеты.

Всего за 9 лет Афганской войны полком выполнено 2248 боевых вылетов на аэродромы ДРА. Перевезено 78726 человек и 64830 тонн груза. Полк не понёс ни единой потери. И это главная гордость полка.

Потери военно-транспортной авиации в Афгане были, но нас минула, сия участь.

Коротко две выдержки из событий тех лет.

15 октября 1983 г. - боевое повреждение самолета Ан-12БП. Рейс по маршруту Кабул-Хост (Афганистан).

После посадки на аэродроме Хост самолет В.А. Царалова, приступивший к разгрузке (одеяла и две емкости с бензином), попал под минометный огонь противника. Успели выгрузить одеяла и одну емкость с бензином. Несколько мин разорвались рядом осыпав самолет осколками (насчитали позже около 150 пробоин, в том числе были пробиты гермокабина, кислородная система, емкость с бензином перевозимая в грузовой кабине, перебита рулевая тяга штурвала ПКК). В результате 5 из 8 членов экипажа получили ранения различной степени.

Экипаж по рулежной дорожке выполнил взлет и ушел из под минометного обстрела. Четвертый двигатель запускали уже на разбеге.

Погиб после взлёта от полученных ранений помощник командира лейтенант А. Логинов, воздушный радист прапорщик Н.Пономаренко был тяжело ранен в ногу. В.Царалову осколком пробило мышцу под правой рукой, к счастью больше ничего не задело, но кровь хлестала здорово, СБТ Л.Галягин весь полёт держал руку командира, зажимал тряпкой рану через комбез.

Одна из емкостей с бензином в грузовой кабине была пробита осколком. Бензином стало заливало всю кабину. Благодаря сообразительности стрелка, течь удалось остановить, соорудив чопик из лопаты.

Командир сумел перелететь в Кабул (40-50 минут), управляя самолётом одной рукой. Кто летал на Ан-12 сложно это представляет. После успешной посадки в Кабуле, все были срочно госпитализированы. Однако от экипажа потребовали срочно доложить обстановку начальству, раненый командир корабля послал кого-то подальше.

В результате, в представлении к награде, ему обозначили только орден Красной звезды.

Экипаж полностью: КК к-н Виктор Царалов, ПКК л-т Алексей Логинов, штурман ст. л-т Александр Стретович, ст. БТ ст. л-т Лев Калягин, БТ АДО л-т Константин Георгиади, ВР пр-к Николай Пономаренко, ВСР пр-к Николай Карелин, АМ ряд. Бахтияр Оторбаев.

Авиационный механик в своих воспоминаниях говорит: "Помогло только то, что мы все были молоды, не было еще и тридцати, прошли хорошую моральную и физическую подготовку, всё воспринималось как должное, мы были заняты настоящим мужским делом, и это главное".

27.10.1984г. Боевая потеря самолёта Ил-76м № 86739 128 гв. ВТАП. Самолёт м-ра Ю.Ф.Бондаренко совершал рейс Ташкент-Кабул (Афганистан) в составе тройки. 

Одновременно с авиабазы Кокайды взлетела тройка тартуских бортов (196 ВТАП). По полученным душманами разведданных, третий заходящий на посадку самолёт Ил-76 должен был перевозить более 200 человек личного состава ВДВ, его и выбрали целью атаки. Личным составом были загружены самолёты 196 ВТАП, а самолеты 128 ВТАП были загружены грузом Военторга. 

Экипаж Бондаренко должен был заходить на посадку четвертым. Но случайно, не выдержав скоростной и вертикальный режим, после рубежа начала снижения он вклинился в тройку 196 ВТАП, став третьим в очереди на посадку и был сбит ПЗРК "Стрела" в 20 км юго-западнее Кабула. Ракета попала между первым и вторым двигателями. Все находившиеся на борту члены экипажа погибли. 

Через час после катастрофы американская радиостанция ВВС сообщила о гибели более 200 человек элитного подразделения ВДВ. К вопросу за кого воевали США в Афганистане.

Для тех, кто задаёт вопросы про Афганистан, привожу вполне доходчивые выдержки ответов тех, кто там был.

Вернувшимся из Афганистана воинам часто приходилось слышать ставшие классическими слова: "Мы вас туда не посылали", в ответ из уст молодых ветеранов звучала фраза: "Я в свой Афган пешком готов уйти, достала ваша притворная, лживая и меркантильная гражданская среда".
Ещё в 1989 году среди "афганцев" было достаточно широко распространено настроение, наиболее ярко выраженное в письме одного из них в "Комсомольскую правду": "Знаете, если бы сейчас кинули по Союзу клич: „Добровольцы! Назад, в Афган!“ — я бы ушёл… Чем жить и видеть всё это дерьмо, эти зажравшиеся рожи кабинетных крыс, эту людскую злобу и дикую ненависть ко всему, эти дубовые, никому не нужные лозунги, лучше туда! Там всё проще".

Историю не надо учить, её надо помнить!

Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх