Путешествия в северо-западном направлении 8 (Приоратский дворец)
Приоратский дворец – архитектурный символ Гатчины, его своеобразная визитная карточка. Так написано на плакате перед входом в музей.
Это уникальное строение было сооружено по замыслу архитектора Н.А.Львова (гения тверской земли), для рыцарей Мальтийского ордена и является в России единственным памятником землебитного строительства конца 18 века.
Когда российский император Павел I возложил на себя ответственность попечителя Мальтийского ордена и стал его приором, ему понадобилась резиденция для выполнения новых обязанностей. Император поручил придворному архитектору Н.А.Львову построить для этой цели дворец.
Будучи энтузиастом земляного строительства Н.Львов спроектировал и лично руководил постройкой где материалом был выбран грунт.
Выдающийся просветитель 18 века, Н. Львов проявил себя на самых разных поприщах и уже при жизни заслужил звание "Русского Леонардо".
Дворец был построен всего за два месяца в 1798 году, и стоит практически без реставрации уже более 200 лет на берегу искусственного Чёрного озера. Даже в годы войны, несмотря на близкие разрывы бомб, земляные стены дворца уцелели. В 1980 году велась частичная реставрация здания, в ходе которой реставраторам пришлось вновь изучать забытую технологию землебита. В 2002 году дворец открыл свои двери уже как музей.
Н.А.Львов (1753-1803) принадлежал к старинному дворянскому роду. Занимался ботаникой, садоводством, архитектурой, инженерным делом, химией, геологией, механикой, рисованием, гравировкой, музыкой и поэзией. Известен как автор Главпочтамта и церкви Троицы в Санкт-Петербурге, Невских ворот Петропавловской крепости и Польского сада (набережная Фонтанки), соборов в Торжке, Могилёве, Выборге, Валдае, Славгороде, Диканьке, Владимире, Липецке и Звенигороде (Введенское), усадебных комплексов в Санкт-Петербурге, Тверской, Новгородской и Московских губерниях.
В кратком описании Приората сказано, что земляное строительство начато 15 июня 1798 года. Землебитные постройки можно производить только летом, поэтому работы велись интенсивно. 22 августа Н.А. Львов писал А.М. Бакунину, что накануне в Приорат приходил император, "принял его труды, благодарил несколько раз и был доволен".
Для возведения зданий подходит не любая земля, она должна быть плотной, глинистой, жирной, чтобы сжатая в горсти не рассыпалась. Пригодную землю нашли неподалёку. Укладывали очищенную её в опалубки от 9 до 13 сантиметров и плотно трамбовали, при этом земля проседала до половины. Затем слегка увлажнив его приступали к следующему ряду. Для большей прочности между слоями заливали известковый раствор. Перекрытия и внутренние стены выкладывали из земляного кирпича, изготовленного таким же способом. Известно, что было изготовлено всего 11790 кирпичей, которые скреплялись негашёной известью.
Интерьеры Приората не были роскошно отделаны и обставлены. Кессонированные потолки - главное украшение помещений. Вся обстановка изначально отличалась единством задумки. Это были многочисленные позолоченные, посеребрённые, крашенные кресла, стулья и табуреты. Для трапез использовались кобальтовые сервизы.
Строительство замка повлекло за собой обустройство всей окружающей местности. Большие работы велись в парке с середины 19 века и к началу 20 века Приоратский парк стал любимым местом отдыха для всех. Были построены лодочные станции, общественные купальные зоны, музыкальный и выставочный павильоны.
В годы войны в нём размещался госпиталь, затем местный политический центр, спортивная станция, исторический музей, экскурсионная станция для отдыха, база отдыха завода "Большевик", краеведческий музей.
Братство, основанное в Иерусалиме в начале 11 века, называлось "Братством госпиталя святого Иоанна". Вступающие в это братство давали клятву "служить рабами и слугами своим господам и повелителям, каковыми являются все слабые и больные". После преобразования ордена в военно-духовный орден уход за больными в госпиталях и оказание помощи пилигримам продолжали играть огромную роль в деятельности монахов-рыцарей. Руководители ордена с 1267 года носили титул великих магистров и назывались "Мастер Госпиталя и Опекун бедных Господа". Тема госпиталя была идеологической основой ордена Св. Иоанна Иерусалимского, ставшего первой в Европе международной госпитальной организацией, созданной для помощи нуждающимся христианам и служения "нашим господам больным". Задачи и функции ордена постепенно расширялись и трансформировались, но основная цель была довести его функциональность до максимально возможного совершенства.
После смерти Павла I в 1801 году, владения мальтийских рыцарей постепенно стали возвращаться в казну государства и с 1810 года Приорат становится запасным дворцом. Августейшие персоны уже редко посещали его. Во дворце выделялись комнаты для отдельных служащих, певчих, а в конце 19 века дворец был передан семье управляющего царской охотой генералу Н.И. Кутепову.
Сегодня это место исторического культурного-познавательного отдыха.