Путешествия в северо-западном направлении 7 (Коневец)
Остров Коневец и ведический камень.
Из Википедии. В средние века на острове находилось языческое святилище финских племён, которые особенно почитали огромный валун в форме черепа лошади, весом более 750 тонн. Этот валун известен как "Конь-камень", он и дал название острову.
Монастырь был основан в 1393 году преподобным Арсением Коневским, монахом Новгородской республики, который хотел обратить карелов-язычников в христианство. Собор Рождества Богородицы был заложен св. Арсением в 1421 году. Как и Валаамский монастырь, обитель на острове Коневец была известена своей миссионерской деятельностью. За свою историю остров не единожды менял своего властителя (был карельским, финским, шведским, русским).
Последние реставрационные работы в храме Преподобного Арсения были завершены в феврале 2020 года. Храм полностью восстановлен. В нём находится резной иконостас работы греческих мастеров, созданы фресковые росписи.
Попасть на остров - задача весьма не простая. Многое зависит от погоды и ветров на Ладоге. Планировать сиее путешествие следует в соответствии с сезоном и метеообстановкой. Заработать на вашем интересе желающих много. Главное, самим голову не терять и не попасть на большую волну. Отсюда и стоимость билета варьируется от 2200 до 4500 рубликов с человека. Самое разумное - найти выходы на кассиров-экскурсоводов в самой бухте.
Сама поездка интересна и красива. Я лично давно хотел посмотреть на камень, описанный во многих путеводителях и окутанный легендами времён. Посмотреть на монастырскую жизнь было вторичным. Удалось и то, и другое.
Собственно, православный монастырь и появился на месте поклонения карел жертвенному камню. Жертвоприношения у камня продолжались вплоть до самого конца XIV века, кoгдa нa острове обосновался валаамский инок Арсений, основавший, как водится, нa месте святилища монастырь, получивший со временем большую известность. Камень не был уничтожен, как это нередко бывало нa Руси; вероятно, у монастыря просто не нашлось возможности это сделать: камень действительно огромен, высота его от поверхности почвы превышает 5 метров. А потом это было очень почитаемое место, к которому шли люди. Как сообщает церковное предание, Арсений "приступил к камню с молитвой", окропил его святой водой и водрузил нa его вершине крест, дабы пресечь совершение языческих обрядов. Позднее место креста заняла небольшая часовня, которая не раз разрушалась, но несколько лет назад былa вновь восстановлена.
Есть местная островная легенда, почему камень назван "Конём". В давние времена карелы вывозили на остров на расплод кобылиц. А затем забирали там молодых жеребят. На острове много корма и нет волков. В благодарность за благо природы они воздавали должное своим богам. А так как одним из основных Богов был Велес, покровитель скота и охоты, огромный камень, напоминающий голову лошади, назвали в его честь Конь-камень. Духи камня охраняли лошадей, выпасаемых местными крестьянами нa острове.
В принципе, весьма логичное объяснение, однако у меня один вопрос появился. На каких суднах в ту пору могли перевозить лошадей на остров? Для перевозки на соймах, насадах и ушкуях надо целую экспедицию организовывать. А на новгородских челнах-однодеревках (долблёнках) лошадей вряд ли перевозили, опасно.
Однако есть мнение, что объективных оснований связывать название "Конь-Камень" с конем как животным нет никаких. Даже в тех случаях, кoгдa с камнем действительно связано то или иное предание, упоминающее коня (например, о том, чтo камень - это окаменевший конь). Есть лингвистическое обоснование. Так в славянских языках широко распространена основа кон/кън, которую мы видим в таких словах как кон (т. е. "круг", начало и завершение чего-либо), конец, исконный, закон, покон (т. е. "начало", "установление" - в "Русской Правде"). Более того, данная основа имeeт характер общеиндоевропейский; так, например, мы встречаем ее в санскрите: kun — "конец", "кончать". В славянских языках основа кон передает понятие начала и конца, коловращения, которые в контексте сакральной Традиции прямо связаны с представлением о Центре Мира, т. е. о точке, из которой развернулся Мир и вокруг которой совершается его коловращение. К этoму можно добавить, чтo в раннесредневековом русском языке слово "кон" имело мягкое окончание — конь (а не конъ); именно поэтoму архаичное русское слово искони (т. е. "с самого начала") звучит именно так, как звучит, а не в варианте искона, как оно звучало бы, будь оно образовано от слова конъ. От той же основы с добавлением глагольного форманта - ес образовано славянское слово князь (кънязь, кънесъ), изначально означавшее "тот, кто в центре" или "тот, кто есть закон". Таким образом, славянское название (а точнее — понятие) "Конь-Камень" возвращает нас к представлению о священном камне как о камне, лежащем в Центре Мира, т. е., фактически является синонимом к слову "Алатырь", причем синонимом, вероятно, более древним.
Так, например, А. А. Александров в одной из своих работ указывает: "По существу, сведения о культовых камнях в сказках и реально существующие культовые камни являются отражением одного и того же мифологического образа мышления. При этoм сходство между ними часто доходит до тождества". Это означает, чтo, проанализировав связанные с особыми камнями сказочные сюжеты, мы сможем связывать и функции культовых камней древних святилищ.
В принципе это мы наблюдаем сегодня. Был культовый камень, появился монастырь. Поменялась вера, мифологическое место осталось. Люди должны во что-то верить, иначе они не могут жить.
Если некоторым из них становится лучше от прикосновения к таинству времени и легенды, пусть будет так. Они станут добрее и совершенно не важно во что они верят.
В процессе экскурсии по острову всем туристам предлагается отобедать в монастырской трапезной. Дело весьма необычное. Чем-то напоминает обед в пионерлагере. Все вместе за длинным столом с большими бадьями для похлёбки и каши. Мясо в Коневской обители не вкушают никогда. По монастырскому уставу пищу вкушают в тишине, слушая поучительные рассказы о жизни святых праведников. Перед едой и после окончания трапезы – общая молитва.
Брать ложки и разливать похлёбку можно только по свистку старшего, после как начнут читать первую молитву. Точно так можно приступать ко второму блюду. Все едят, пока читается молитва. Кто не успел, тот опоздал. Еда сытная, но незатейливая, и разговаривать не разрешают. За десять минут поели все 60 человек. Голодными остались только любопытствующие узбеки, решившие ознакомиться с русским монастырём. Креститься по их уставу не положено, а на улице, по нашему уставу, есть нельзя. В экскурсионном путеводителе сказано только про то, что предусмотрен обед в обители, но не описаны тонкости действа. Ясное дело, теперь они точно православными не станут, должно быть, обиделись (шутка).
В монастыре всё бесплатно. Плату берут только как пожертвования монастырю. Даже кассовых аппаратов в магазинах нет. Тонкости такого товарообмена ещё надо осознать. Цена обозначена на всё. Даже на мороженое и пирожки со свечками, но… . Рядом есть уточняющая приписка, куда уходят ваши денежки. Очень оригинально с финансовой точки зрения. Оборот денег есть, но его нет. Ваша доброта на острове становится безгранична. Коммунизьм, да и только. Офшоры в сторонке плачут.
Особенно запомнился концерт хорового пения монахов. Надо отдать должное – пели отменно. Однако не успело отзвучать эхо последних слов, как у выхода появился один из них с котомкой для принятия благодарности. Причём делать благодарность надо публично и широким жестом. Ибо плетёный кошель был размерами с корыто и просто звонкая монета там звенеть не будет. Посему многие начинают смущаться и лихорадочно искать приличествующую сумму.
Конкретно меня это напрягло сильно, не ожидал такого почитания "золотого тельца" на острове. Понятно, что пожертвование – дело добровольное. Но было видно, как неловко чувствовали себя экскурсанты, у которых свободных денег не оказалось. Особенно скучно было голодному семейству любознательных узбеков.
Присмотревшись более внимательно к быту монастыря, удивлять стало многое. Новую жизнь остров получил после его посещения В. Путиным в 2016 году. Начались вдруг большие вливания в реконструкцию монастыря со стороны ПАО "Роснефть". Построена новая и реконструирована старая гавань. Практически полностью переделываются два островных скита. Перестроено всё подворье и главный храм. На материковой пристани построена большая гостиница со всем комплексом услуг и развлечений. Везде есть надписи, что строительство ведётся на деньги "Роснефти" (только нигде не написано где "Роснефть" берёт эти деньги). Очень вся суматоха напоминает строительство дачного участка для избранных. Иначе, непонятно зачем на маленьком острове две бухты и почему уже сейчас не пускают вглубь острова, куда едут трактора и самосвалы. Иначе, непонятно зачем таких два разных ботика стоят на причале.
Удивило, что сами монахи ничего не выращивают и не производят. Говорят, земля ничего не родит. Ну это явно разговоры для верующих. Если бы я не видел камни острова Валаам, на которых выращивают картошку и разводят форель, возможно и поверил бы. Поэтому как они существуют без производства еды, осталось загадкой для меня. Возможно, поэтому у них и ценники московские на всё, но так не должно жить монахам в моём понимании. Такое бытие больше напоминает рынок лихих 90-х.
Ещё одна тонкость посещения острова – когда на швартовочном трапе монашеская братия просит вас настойчиво снять все противоковидные маски. Внушается, что на острове настолько целебный воздух, что всякие ядовитые аспиды умирают на подлёте к нему. Почему тогда в Екатеринбурге отлучили схиигумена Сергия от церкви за отказ носить маску?
По завету преподобного Арсения, обитель может на три дня принять бесплатно любого желающего. Гость может познакомится с бытом обители, примерить на себя монастырскую жизнь. Однако после всего увиденного, появились сомнения в действенность старых заветов. Уж больно всё работает как швейцарские часы.
В целом, поездка на остров оставила много разнообразных впечатлений. Задача выполнена.