Царь Всея Руси Симеон Бекбулатович
Вирусы приходят и уходят, кушать хочется всегда.
Пока в стране и в мире бушует экономический кризис, под прикрытием вируса, решил поднять интересный материал из истории государства российского.
В конце 1560-х годов Иван Грозный сделал Саин-Булата ханом в Касимове. Эта дата предположительна, точного указания даты нет. По всей видимости, это произошло либо сразу после смерти предыдущего хана Шах-Али (то есть в 1567 году), либо чуть позже. В 1570 году Саин-Булат уже являлся касимовским царем.
Ранее для того, чтобы стать касимовскими царями (ханами), Чингизиды должны были успеть "поправить" в каком-нибудь татарском ханстве. Однако Иван Грозный сделал для юного, нигде до того не бывшего на престоле Саин-Булата исключение и личной властью поставил его царем (интересное решение).
Касимовское ханство (Касыйм хангылы) – феодальное государство, существовавшее в 1452- 1681 годы в западной части Мещёры (Рязанская область). Главный город Касимов. Образовалось в результате распада Золотой Орды в Мещере на ряд независимых государств.
Одни исследователи считают Касимовское ханство осколком Золотой Орды, по статусу схожим с Казанским, Астраханским и Крымским ханством, в вассальной зависимости от Русского государства.
Другие рассматривают как удельное княжество, выделяемое великими московскими князьями татарским "царям" и "царевичам", переходившим на русскую службу.
Третьи исследователи ставят под сомнение сам факт существования этого государства, считая Касимов просто местом проживания Чингизидов, пожалованных титулом "царя" или "царевича" и получавших доходы с города.
Основателем династии касимовских ханов считается сын казанского хана Улуг-Мухаммед Касим.
Мы имеем исторический факт, что в конце 1560-х годов Иван Грозный сделал Саин-Булата ханом в Касимове. Саин - сын Бек-Булата (султан Ногайской Орды), потомок Чингисхана, в официальных документах - астраханский царевич. Саин-Булат принимал участие в Ливонской войне, в походах 1571-1573 годов под Орешек (р.Нева), Пайде (Эстония), Колывань (Таллин). Под его воеводством и князя И.Ф.Мстиславского русское войско было наголову разбито под Коловерью (Лоде-Ливония). Однако это не повлияло на благосклонность Ивана IV, а возможно, это был первый ход плана, рассчитанного, на долгие годы вперёд. А возможно, это было упреждение заговора бояр против Ивана с целью посадить на трон другого представителя рода чингизидов - крымского хана Девлет-Гирая.
В июле 1573 года, тоже по настоянию Ивана IV, Саин-Булат крестился с именем Симеон в селе Кушалино. Весной 1576 года он взял в жёны княгиню Анастасию Мстиславскую, дочь князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, бывшего главы земщены. Она была внучкой Петра Ибрагимовича и Евдокии, младшей сестры великого князя Василия III. Таким образом, в её жилах текла кровь Софии Палеолог. В браке с Симеоном родилось шестеро детей: три сына — Федор, Дмитрий, Иоанн и три дочери: Евдокия, Мария, Анастасия Это были последние потомки Ивана III и Софии Палеолог, известные по письменным источникам. Точная их судьба неизвестна, но последний сын Симеона Иоанн не отличался крепким здоровьем и, по-видимому, скончался до 1600 года.
Симеон Бекбулатович, вероятно, пережил всех своих детей и супругу, постригшуюся в инокини под именем Александры и умершую 7 июня 1607 года. Она была похоронена в Симеоновом монастыре, в семейной усыпальнице князей Мстиславских.
Осенью 1575 года царь Иван Васильевич отрекается от престола и возводит на него Симеона Бекбулатовича в ранге "великого князя всея Руси", уступив ему и Кремль, и дворец, и трон, и царский выезд. Сам Иван IV стал именоваться московским князем — "Иванец московский":
"…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иваном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…".
Симеон Бекбулатович пробыл великим князем всея Руси 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В августе 1576 года Иван Васильевич вернулся на трон, а царя Симеона жаловал великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского. В 1580 году по писцовой книге основных владений Симеона было 13 500 десятин пахотных земель под Тверю (Мигалово) и Торжком. Симеон имел свой великокняжеский двор - свои приказы, своих бояр и стольников, дворец в Твери и постоянную резиденцию в богатом селе Кушалино. Дарованными ему землями распоряжался почти самовластно, обладал особым правом судить и жаловать "людишек своих". После 1585 года, однако, источники перестают называть его "великим князем Тверским", что, по мнению историков, указывает на лишение титула.
По сути Симеон оказался просто орудием большой политики Ивана Грозного. Существуют разные версии, для чего понадобился этот "политический маскарад":
- Заслуживающей внимания причиной можно назвать финансы. О стремлении провести чужими руками ряд сложных и малопопулярных мер, призванных укрепить финансовое положение страны. Симеон Бекбулатович должен был ликвидировать большую часть льгот и лишить церковь части ее земельных наделов. Иван сумел конфисковать церковное имущество от имени нового царя, сам как бы с этим не соглашаясь.
- Заслуживает внимания и версия, по которой Иван Грозный знал о тайном пророчестве (в пророчества он верил свято), согласно которому ожидается неминуемая погибель правителя всей России. В связи с этим посадив на трон иного человека, Иван Грозный рассчитывал обойти саму судьбу.
- Не менее интересна версия, по которой царь захотел уйти на определённое время в тень, дабы обнаружить своих тайных врагов. В политике все друзья только прилюдно.
- Возможно, отречение Грозного связано было с серьёзным внутренним кризисом. Видимо, царь и его окружение долго ломали голову над тем, как без согласия думы возродить опричный режим и в то же время сохранить видимость законности в Русском государстве, пока склонность к шуткам и мистификациям не подсказала царю нужное решение.
Тем не менее факт венчания на трон Симеона Бекбулатовича исторически состоялся.
После смерти царя Фёдора Ивановича в 1598 году претендовавшие на власть знатные роды решили консолидироваться вокруг Симеона против Бориса Годунова.
Годунов вынужден был принимать меры. Целуя крест новому царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать "царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…". В правление Бориса Годунова Симеон был лишён удела и сведён на одну тверскую вотчину — сослан на житьё в тверское село Кушалино.
В 1605 году присягавшие сыну Годунова Фёдору II давали то же самое обязательство.
Симеон обеднел, ослеп (есть ряд версий в пользу того, что он был ослеплён по указанию Бориса Годунова, Никоновская летопись: "Враг вложи Борису в сердце и от него (Симеона) быти ужасу… и повеле его ослепити") и жил в скудости.
Лжедмитрий I постриг Симеона в иноки под именем старца Стефана в Кирилло-Белозерском монастыре (1606), где двадцатью годами раньше окончил свои дни его тесть, старец Иона. Василий Шуйский в том же году приказал сослать его на Соловки. Всё это время Симеон посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1612 году его вернули в Кириллов. Умер 5 января 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновском монастыре (Москва). На надгробии была надпись: "Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб Божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан". Ныне на месте монастыря находится Дворец культуре ЗИЛа, могила утрачена.
Для любителей путешествий будет интересна поездка в посёлок Кушалино, дабы прикоснутся к истории царей российских. Центром поселка несомненно является Смоленский храм, заказчиком строительства которого был князь Тверской – Симеон Бекбулатович.
Смоленская церковь несколько раз перестраивалась. В 1744 году были упразднены два придела. С западной стороны в 1799 году пристроена трапезная с колокольней и приделом на южной стороне.
В 1839 году церковь горела. После чего по проекту архитектора Н.Львова была построена существующая колокольня и трапезная с двумя приделами, аспиды которых закрыли западные трети боковых фасадов старой церкви.
Летом 1975 года произошло сильное обрушение каменного шатра церкви. В настоящее время на вратах церкви красуется надпись, что она находится под охраной государства.
Я там был крайний раз лет шесть назад. Никаких реставрационных работ не велось, памятник истории медленно разрушался. Сомневаюсь, что там что-то изменилось, надо проехать и посмотреть. Хотя, по большому счёту, если мы хотим развивать туризм, это может быть хорошей реперной точкой.
При подготовке материала использовал источники: