Воздушная эпопея по освоению Арктики
Дабы разбавить психотропную тему коронавируса, воспоминания о былом.
70 лет назад состоялась интересная воздушная эпопея по освоению Арктики с участием пилотов 12 дивизии ВТА и 196 ВТАП, базирующихся сегодня в Твери (Мигалово). Это можно назвать обычными буднями работы авиаторов.
4 апреля 1949 года был создан военно-политический блок НАТО. Соединенные Штаты планировали нанесение по нашей стране превентивных ядерных ударов.
СССР делал все, чтобы обезопасить себя от нападения. Кратчайший путь к США – через Северный полюс! Главком ВВС маршала авиации К.Вершинин предложил оборудовать аэродром подскока. Для большей грузоподъемности приняли оригинальное решение: весь груз и военный десант разместить на тяжелых буксируемых к Ил-12Д планерах Ц-25.
Отбор в десант проводился тщательно только из офицеров. Все его участники расписались, что в течение 50 лет не будут разглашать детали этой секретной операции.
Полёт осуществили экипажи 374-го ВТАП 12 й ВТАД под руководством старшего инспектора штаба военно-транспортной авиации, полковника А. А. Гирко и инспектора по технике пилотирования К. Егорова, летавшего на планерах с начала 1930 х годов.
11.03.1950 начался перелет двух аэропоездов. Ведущий самолёт Ил-12Д пилотировал Герой Советского Союза капитан А. Н. Харитошкин, командир экипажа планера – А. В. Фролов. Командиром второго буксировщика был капитан В. Д. Родин, командиром планера – старший лейтенант В. Ф. Шмелёв. В составе экипажей: второй пилот И. Лунёв, штурманы Р. Ткаченко, А. Казанцев, бортмеханики А. Кузнецов, Л. Астафьев, В. Лосев, И. Калистратов, радисты Курбатов Л., Абель Я. На планерах также летели: вторые пилоты – старшие сержанты П. Воробьёв и В. Шушуйкин, механики А. Шерин и В. Синяев.
Перелёт проходил по маршруту Тула – Казань – Свердловск – Омск – Новосибирск – Красноярск. В Красноярске провели подготовку летательных аппаратов к полётам в северных условиях. Далее шли по маршруту Красноярск – Подкаменная Тунгуска – Дудинка - Хатанга – Тикси - о.Котельный – СП-2 – Полюс.
Самолет и планер связывал стометровый стальной трос. Искусство пилота планера заключалось в том, чтобы чувствовать положение троса. Если планер взмыл высоко над самолетом, он может войти в пике и догнать самолет. Если резко пошел вниз – буксировщик поднимет нос резко наберет высоту потеряет скорость и начнет падать. Отвалил в сторону – трос натянется до предела может сорвет буксировочный замок. От напряжения при многочасовой слежке за тросом у пилотов планеров болели глаза. Тогда за штурвалы садились сменщики.
В полярных широтах столкнулись с проблемой холода. Илы - обогревались специальными печками. А в планерах температура падала до –50 градусов. Пилоты и десантники согревались, как могли. Ноги мерзли даже в унтах.
Из Тикси начиная с 24 марта в течение десяти дней выполнялись тренировочные полёты по адаптации экипажей к Арктике и отработке взлётов и посадок на лёд. Затем заправили самолеты, загрузили планеры бочками с бензином и соляркой, взяли оленьи шкуры и продовольствие на три месяца и последовал 350-километровый бросок к Новосибирским островам – к острову Котельный.
Котельный встретил десантников легким ветерком, ослепительным безмолвием и 56-градусным морозом. Едва успели управиться со швартовочными делами, как на аэродром обрушилась снежная буря. Борьба за сохранность техники продолжалась трое суток. Только сугробы помогли сохранить технику. 5 апреля полярная экспедиция из двух аэропоездов взлетела с острова Котельный и взяла курс на станцию СП -2. Старт с Котельного был тяжёлым в прямом и переносном смысле этого слова. На каждый планер нагрузили по 20 бочек с горючим – 700 кг лишнего веса.
Льдину для развертывания станции СП-2 ещё в 1948 году обнаружил герой Советского Союза, бывший летчик 196 ВТАП Масленников Виталий Иванович.
Шесть часов продолжался полет над океаном. Внизу показалась огромная ровная льдина, совсем рядом с СП-2. Двумя гирляндами посыпались с планеров десантники. Первым на лёд в трёхстах километрах от полюса сели Ил-12Д Харитошкина и планер Фролова. Потом сел второй планер и последним "приледнился" Ил-12Д Родина.
Северный полюс практически под ногами, до него всего порядка 300 километров! Люди почувствовали облегчение. Начали ставить палатки, на них набросили оленьи шкуры. Загудели газовые плиты. Температура в полотняных домиках поднялась до 5 - 7 градусов тепла. Начали ужинать, да не тут-то было. Все продукты смерзлись в камень. Колбасу, хлеб, масло, консервы пришлось сосать и рубить топором.
День 6 апреля выдался на славу, полярный день. Чистое небо бороздили лохматые тучи. У пилота второго планера Вадима Шмелева день рождения. В самый разгар торжества по этому случаю раздался оглушительный треск. Глазам предстала ужасная картина. Началось торошение. От гигантского сжатия лед взрывался. Гигантская трещина расколола ледяное поле пополам и пришлась на то место, где стоял планер. Планер на глазах шокированных офицеров сползал в разлом. Героическими усилиями его удалось спасти. После следующего взрыва от взлетной полосы откололся кусок в полкилометра. Авиаторы приняли решение – удлинить полосу в противоположном направлении, взялись за лопаты, топоры, ломы и начали выравнивать взлетное поле. 20 часов люди не разгибали спины. Наградой прозвучали для них слова полковника Гирко: можно взлетать!
7 апреля стартовали к полюсу, до которого оставалось всего часа полтора лёта. В небе играли сполохи северного сияния, воздух был до предела наэлектризован, обшивка на самолётах светилась, и с концов их крыльев стекали светящиеся струи. Наконец в наушниках планеристов прозвучал голос А. Н. Харитошкина: "Поздравляю, "Бобики", мы над полюсом!". Аэропоезд снизившись до 400 метров, впервые в мире сделал три больших пологих круга над полюсом, а затем вернулись на "свою" льдину.
8 апреля экипажи перекачали остатки горючего из бочек в баки буксировщиков, погрузили в планера необходимое имущество и взлетели установленным порядком: вначале флагманский аэропоезд Харитошкина, за ним аэросцепка Родина – Шмелёва.
Обратный путь в Тулу не обошёлся без "приключений". На отрезке от Тикси до Хатанги аэропоезд Родина и Шмелёва попал в сильное обледенение. На самолёте было антиобледенительное устройство, а планер не имел его. Фюзеляж и крылья планера на глазах пилотов стали покрываться ледяным панцирем. Вадим Шмелёв и его второй пилот Пётр Воробьёв через форточки пилотской кабины скребками счищали наледь со стёкол. Отяжелевший планер начал терять высоту и плохо слушался рулей. Командир наперекор правилам ввел в турбулентную зону от винтов буксировщика. Планер сильно затрясло, не прошло и минуты, как он очистился от ледяного балласта и занял прежнее место в строю.
Участок Дудинка – Подкаменная Тунгуска возле Игарки встретил аэропоезда сильным встречным ветром и снегопадом. Скорость значительно упала, в сцепке перешли на бреющий полёт, приведший к повышенному расходу горючего. Но на аэродроме Подкаменной Тунгуски весенняя распутица вывела из строя ВПП. В баках самолёта Родина топлива хватало до Красноярска, и он решил идти туда. А аэропоезд Харитошкина и Фролова был вынужден приземлиться в Подкаменной Тунгуске. Вернее, приводниться: аэродром покрывала сплошная вода, самолёт и планер садились как глиссеры. Пока самолёт заправляли, трактор-буксировщик, выводя планер на старт, оторвал у него носовое колесо. Полковник Гирко хотел оставить планер на месте до полной починки, но Фролов настоял на том, чтобы, переместив центровку планера ближе к хвосту, взлетать без колеса. И это ему удалось. Так же мастерски они приземлились в Красноярске.Там экипажи отпраздновали майские праздники, пока в мастерских ремонтировали вилку переднего колеса.
11 мая оба авиапоезда благополучно вернулись на родной аэродром. Десантники думали, что при посадке взорвется маршем военный оркестр, их обнимут отцы-командиры, сослуживцы, которым не удалось стать участниками этой экспедиции, поздравят с победой.
Покорителей Севера, проложивших опасный маршрут к "макушке" земного шара, никто не встречал. Появился на аэродроме дежурный по полку, чтобы пересчитать прилетевшие машины, и вскоре исчез...
Летчики до вечера ловили попутки, чтобы добраться до своих семей. А ведь еще пару месяцев назад им обещали златые горы. Участников секретного полета убеждали, что представят к званию Героя Советского Союза...
Прошел год, второй. В 1953-м офицеров, участвовавших в том полете, вызвал начальник отдела кадров и сообщил, что награды в полк пришли. Но не Золотые Звезды, а ордена Красного Знамени. Они, мол, хранятся у него в столе, и их вскоре вручат высокие начальники. Прошел месяц, другой, третий. Награждения все не было...
Алексею Фролову пришел вызов для поступления в академию. Вместе с ним в Москву поехал Вадим Шмелев. Перед отъездом они случайно встретили в штабе кадровика. Испытывая неловкость, тот вызвался проводить офицеров. Он привез с собой государственные награды, которые вручил героям полярного перелета в вокзальной суете…
Мы так и не создали военной базы на Северном полюсе. Надобность в ней отпала. В КБ Сергея Павловича Королева уже разрабатывалась межконтинентальная ракета Р-7...
Использована литература https://iknigi.net/avtor-andrey-bolosov/95473-polyarnaya-aviaciya-rossii19462014-gg-kniga-vtoraya-andrey-bolosov/read/page-4.html
https://bookz.ru/authors/andrei-bolosov/polarnaa_820/page-6-polarnaa_820.html
http://old.redstar.ru/2005/07/16_07/5_02.html