22 Ноября 24, 10:05
Архив ТИА
Блоги, Общество
19 Февраля 2020, 12:10

В канун Дня защитников Отечества хотелось бы напомнить боевые будни военно-транспортной авиации

В канун "Дня Защитников Отечества" хотелось бы напомнить боевые будни военно-транспортной авиации. Тверским летчикам есть что вспомнить и есть чем гордиться. Это просто этапы нашей ежедневной работы. Не лишне напомнить, что именно тверские лётчики недавно эвакуировали наших соотечественников из зоны коронавируса в Китае. После того как это отказались делать гражданские пилоты.

И так было всегда, когда становилось трудно или когда отказывались делать свою работу другие. Собственно, в этом и заключается работа военных лётчиков. Посему обидно было слышать в автобусе высказывания некоторых пассажиров по поводу льгот для военнослужащих побывавших в горячих точках: "Мы вас туда не посылали".

 15 октября 1983 г. - боевое повреждение самолета Ан-12БП. Рейс по маршруту Кабул-Хост (Афганистан).

После посадки на аэродроме Хост самолет В.А. Царалова, приступивший к разгрузке (одеяла и две емкости с бензином), попал под минометный огонь противника. Успели выгрузить одеяла и одну емкость с бензином. Несколько мин разорвались рядом осыпав самолет осколками (насчитали позже около 150 пробоин, в том числе были пробиты гермокабина, кислородная система, емкость с бензином перевозимая в грузовой кабине, перебита рулевая тяга штурвала ПКК). В результате 5 из 8 членов экипажа получили ранения различной степени.

Экипаж по рулежной дорожке выполнил взлет и ушел из под минометного обстрела. Четвертый двигатель запускали уже на разбеге.

Погиб после взлёта от полученных ранений помощник командира лейтенант А. Логинов, воздушный радист прапорщик Н.Пономаренко был тяжело ранен в ногу. В.Царалову осколком пробило мышцу под правой рукой, к счастью больше ничего не задело, но кровь хлестала здорово, СБТ Л.Галягин весь полёт держал руку командира, зажимал узлом из тряпки рану через комбез.

Одна из емкостей с бензином в грузовой кабине была пробита осколком. Бензином стало заливало всю кабину. Благодаря сообразительности стрелка, течь удалось остановить, соорудив чопик из лопаты.

Командир сумел перелететь в Кабул (40-50 минут), управляя самолётом и приборами одной рукой. Кто летал на Ан-12 сложно это представляет. После успешной посадки в Кабуле, все были срочно госпитализированы. Однако от экипажа потребовали срочно доложить обстановку начальству, раненый командир корабля послал кого-то подальше.

В результате, в представлении к награде, ему обозначили только орден Красной звезды.

Экипаж полностью: КК к-н Виктор Царалов, ПКК л-т Алексей Логинов, штурман ст. л-т Александр Стретович, ст. БТ ст. л-т Лев Калягин, БТ АДО л-т Константин Георгиади, ВР пр-к Николай Пономаренко, ВСР пр-к Николай Карелин, АМ ряд. Бахтияр Оторбаев.

Авиационный механик в своих воспоминаниях говорит: "Помогло только то, что мы все были молоды, не было еще и тридцати, прошли хорошую моральную и физическую подготовку, всё воспринималось как должное, мы были заняты настоящим мужским делом, и это главное".

27.10.1984г. Боевая потеря самолёта Ил-76м № 86739 128 гв. ВТАП. Самолёт м-ра Ю.Ф.Бондаренко совершал рейс Ташкент-Кабул (Афганистан) в составе тройки.

Одновременно с авиабазы Карши взлетела тройка тартуских бортов (196 ВТАП). По полученным душманами разведданных, третий заходящий на посадку самолёт Ил-76 должен был перевозить более 200 человек личного состава ВДВ, его и выбрали целью атаки. Личным составом были загружены самолёты 196 ВТАП, а самолеты 128 ВТАП были загружены грузом Военторга.

Экипаж Бондаренко (с грузом Военторга) должен был заходить на посадку четвертым. Но случайно, не выдержав скоростной и вертикальный режим, после рубежа начала снижения он вклинился в тройку 196 ВТАП, став третьим в очереди на посадку и был сбит ПЗРК "Стрела" в 20 км юго-западнее Кабула.   

Ракета попала между первым и вторым двигателями. Все находившиеся на борту члены экипажа погибли. Через час после катастрофы американская радиостанция ВВС сообщила о гибели более 200 человек элитного подразделения ВДВ. К вопросу за кого воевали США в Афганистане.

21 декабря 1987 г. Боевая потеря самолета Ан-26 (Кабул, Афганистан). Самолет командира эскадрильи майора Ковалева готовился к рейсу в Джелалабад за ранеными, но задачу срочно поменяли - приказали совершить рейс в Баграм.

Произвели взлет в 16 ч 42 м по местному времени и перешли в набор высоты. На втором витке набора высоты 1200 м, на третьей минуте полета, ракета ПЗРК "Стингер" попала в левый двигатель.

Открыв аварийный люк, экипаж стал покидать самолет на парашютах. Командир удерживал машину до последнего момента, обеспечивая безопасность экипажу и покинул самолет на высоте, не обеспечивавшей нормального раскрытия купола, погиб (присвоено звание Героя Советского Союза). Самолет упал в 2 км от аэродрома.

Остальные члены экипажа - второй пилот лейтенант Ю. Девятка, штурман лейтенант С. Ясинский, борттехник старший лейтенант В. Андрюшишин, радист прапорщик В. Жиловский и бортмеханик прапорщик Г. Петров - спаслись (только радист при приземлении получил травму позвоночника и попал в госпиталь) и были через 5 минут эвакуированы.

Экипаж вертолета Ми-8МТ, ПСО, находившийся на дежурстве, увидев падение самолета, взлетел без команды и обеспечил спасение экипажа под огнем противника. Получил несколько пробоин, но экипаж спас.

С 9 декабря 1988 г. полк оказывал помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. Перевезено 224 крана, 1557 т других грузов, 994 человека. Выполнено 288 полетов. Впервые тогда опробовали работу двумя командирами, чтобы продлить стартовое время. Около трёх недель жили безвылазно из самолета. Спали и ели всё время в кабине на рабочем месте. Экипаж из 8 человек разбили на две половинки для того чтобы пока одни грузили, другие могли поспать. Выполнили 10 рейсов за 20 дней с загрузкой и выгрузкой силами экипажа (Североморск, Мурманск, Воронеж, Ростов, Борисполь, Ленинград, Ташкент, Краснодар, Ленинград). Пять заходов с посадкой при минимуме погоды 100х800 (150х1000) по ОСП ночью в Ленинакане (для лётчиков это будет понятно). Днем мы его только один раз видели. Каждый раз после пролета ближнего привода нас спрашивали о готовности садиться. Между бортами на заходе всего 5 минут было. Плюс с русским языком в эфире было очень сложно. В эти 5 минут между самолётами, после посадки мы должны были еще успеть развернуться на полосе на 180 градусов и освободить её в районе КТА для обеспечения посадки следующего самолета. Один раз уже сели, а на полосе борт ещё рулил навстречу. Разминулись буквально в нескольких метрах. 

11 декабря 1989 г., ночью, в подобных сложных условиях, в процессе выполнения третьего разворота при заходе на посадку на высокогорный аэродром Ленинакан потерпел катастрофу самолет Ил-76 № 76466, где командиром был Брилёв Н.П. с 69 спасателями.

Экипаж до этого три раза за ночь поднимали на вылет. Первый раз он вылетел из Насосной (Сумгаит), не долетая до Ленинакана, его разворачивают в Кировабад. Через некоторое время его опять подняли на вылет и тут же вернули опять в Кировабад. Третий раз подняли уже под утро. В условиях ограниченной и неустойчивой радиосвязи с аэродромом, в процессе снижения до высоты круга 1100 метров самолёт врезался в гору и сгорел.

Катастрофа Брилёва очень показательна и актуальна сегодня. Её причину не принято обсуждать. Уставший и измотанный экипаж летал до катастрофы без отдыха более двух суток. Когда после очередной загрузки командир попытался отказываться лететь из-за усталости, его заставили в приказном порядке выполнить задание. В итоге, виновным в случившемся оказался командир экипажа.

Такая вот она ежедневная работа лётчиков из Мигалово.

С наступающим Вас праздником мужики!

Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх