24 Апреля 24, 04:47
Блоги, Общество
02 Февраля 2020, 10:46

Из истории государства Российского

Пока образовалось затишье в информационном февральском поле, решил напомнить некоторые страницы истории Тверского края. Никого не напрягаю своими мыслями, просто делюсь. Поднимал это материал дет пять назад, а сегодня он как-то смотрится злободневно, вот и решил взрыхлить.

Помещики деревни Труфаново Шишковы ведут свое начало от Микулы Васильевича по прозвищу Шишка, правнука дворянина Юрия Лозинича, прибывшего из Польши на службу к великому князю Тверскому Павлу Михайловичу еще в XV веке. Кровь грузинских царей к Шишковым "добавилась" в XVIII веке. У Лозинича, было два правнука: Иван Борозда и Микула. От Ивана Борозды повелись Бороздины, а от Микулы – Шишковы.

Потомок Микулы – Яков Иванович Шишка был воеводой в пяти городах.

Меркурий Андреевич (Шишка) упоминается в списках дворян в Торжке в 1560 году.

Иван-Булат Степанович (Шишка) в 1585 был стряпчим (с платьем) князя Симеона Бекбулатовича в Твери.

Федор Степанович (Шишка) в 1585 жил в Твери и служил у князя Симеона Бекбулатовича.

Михаил Степанович (Шишка) упоминается в Твери в 1585 году находился на службе у князя Симеона Бекбулатовича.

Степан Беззуб Степанович (Шишок), прозвище получил в Твери. В 1606 был городским головой при воеводе в Таре. Упоминается в 1644 в Торжке.

Иван-Шестак Акинфиевич Старший в 1662(?) был воеводой в Дмитрове. В 1588 жил в Твери. Был в свите князя Симеона Бекбулатовича.

Иван-Шестак Акинфиевич Младший в 1662 был воеводой в Старой Руссе вместе с братом.

Александр Семёнович Шишков (1754 - 1841) - адмирал (1823), министр народного просвещения, ведущий русский идеолог времен Отечественной войны 1812 года, известный консерватор, инициатор издания охранительного цензурного устава 1826 года, президент Российской академии (1813-1841) и литературовед.

Сведений о детстве и юности будущего адмирала почти не сохранилось, были утеряны после его смерти. Предположительно рос и воспитывался в родовом имении Первитино (Лихославльский район). В Кашинском уезде у помещиков Шишковых была ещё деревня. Кроме того, Шишковы владели имением в Грузинах и Больших Борках.

Закончил он Морской кадетский корпус в Москве, мичманом в 1772 г. В царствование Екатерины II сделал ряд плаваний по Белому, Балтийскому, Северному Немецкому и Средиземному морям.

С ранних лет занимался литературой и воспитался на произведениях Ломоносова, Сумарокова, Державина. Не по парадной лестнице знаний шёл.

В 1790 г. принимал участие в Шведской войне, за которую получил золотую саблю с надписью "за храбрость" и золотую осыпанную бриллиантами табакерку. 

Воцарение Павла I-го сильно поразило Шишкова. Не тот он был человек для правления на Руси.

Восшествие на престол Александра – I Шишков приветствовал одой. Однако чуть позже критика политики Александра –I и ссора с влиятельным морским министром Чичаговым привели к неблаговолению императора к Шишкову.

По удалении от двора Шишков отдался научной и литературной деятельности. В собраниях российской академии читались его сочинения, трудами его наполнялись академические издания.

В 1803 г. им было напечатано "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка", вызвавшее большие споры в литературных кругах.

В своих лингвистических трудах Шишков являлся одновременно и публицистом, отстаивающим идеи национализма, понимаемые им в узком смысле. Он злобился против молодых администраторов, которые получили не русское воспитание.

В 1805 г. академия начала издавать "Сочинения и переводы" Шишкова, в которых был помещен его перевод "Слова о Полку Игоревом" и исторический разбор этого слова. Один из первых переводов с оригинала текста.

На сегодня, всех оригиналов нет, в перестройку часть их сгорела в библиотеке в Москве.

В 1811 г. Шишковым было написано "Рассуждение о любви к отечеству", обратившее на него снова внимание Александра I.

В мае 1813 года он был назначен Президентом Академии Российской и занимал её до самой смерти. На этом посту он ратовал за то, чтобы Академия Российская, в противовес Академии наук (где преобладали иностранцы в основном немцы, которые изобретали историю государства российского), стала базой для развития отечественных наук и просвещения, центром русской духовности и патриотизма. Кадровая политика Шишкова в Академии состояла в том, чтобы собрать в неё всех национально мыслящих русских учёных.

Во время войны 1812—1814 гг. он постоянно сопровождал Александра I в его походах, и все манифесты, приказы по армии и рескрипты, касающиеся войны принадлежали его перу. Приказ по армии после вступления Наполеона в Россию заканчивался следующими словами: "не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам об их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь Славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами".

Александр I в декабре 1812 г. пожаловал Шишкову орден св. Александра Невского "за его примерную любовь к отечеству".

Мысль о родстве языков вызвала у Шишкова другую мысль, имевшую большое историческое значение, а именно: о важности для России изучения Славянства.

С 1824 года он становится министром Народного Просвещения и главноуправляющим духовными делами иностранных исповеданий. Активно выступал против деятельности Министерства духовных дел и народного просвещения во главе с князем А.Н.Голицыным. Называл его одним из виновников упадка нравственности, "разгула свободомыслия" и антиправославного мистицизма в России.

В 1828 г. Шишков был уволен от должности министра народного просвещения по преклонности лет и по расстроенному здоровью. 

Славянорусский корнеслов наиболее радикальное лингвистическое произведение Шишкова. Имеющий недвусмысленный авторский подзаголовок: "Язык наш — древо жизни на земле и отец наречий иных". Книга посвящена обоснованию роли русского языка в качестве мирового праязыка. "Иностранным словотолкователям, для отыскания первоначальной мысли в употребляемых ими словах, следует прибегать к нашему языку: в нём ключ к объяснению и разрешению многих сомнений, который тщетно в своих языках искать будут. Мы сами, во многих употребляемых нами словах, почитаемых за иностранные, увидели бы, что они только по окончанию чужеязычные, а по корню наши собственные".

Эта гипотеза Шишкова не нашла поддержки у широкого круга представителей лингвистической науки, которая, впрочем, тоже занимается исследованием происхождения языков от общего праязыка, и в этом отношении направление исследований Шишкова было оправданным. Тем более оно оправдано сейчас с учетом последних данных на основе ДНК-генеалогии о распространении европейских гаплогрупп R1a, R1b, I1, I2 и N1c1. Соответственно и распространения общего праязыка ариев из района восточной Сибири 4500 – 5000 лет назад в Европу и Азию.

Особенно это актуально после современных выводов академика А.Зализняка, утверждающего что "русским древняя история не нужна и, более того, вредна, потому что она порождает ксенофобию, превосходство над другими народами и национализм..."

Выводы делайте сами, только думайте перед.

Использована литература: 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD

https://yandex.ru/search/?text=славяно%20арийские%20гаплогруппы%20в%20европе&lr=14

https://rusidea.org/25042203

https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/119841/%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%B2

http://az.lib.ru/s/shishkow_a_s/

http://deduhova.ru/statesman/aleksandr-semyonovich-shishkov/

 

Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх