День Воздушно-космических сил Российской Федерации
По случаю праздника - Дня Воздушного Флота России, (знаю что некоторые начнут отмечать 12-го) возникло желание поделиться своими воспоминаниями из прошлой жизни. О том, как пацаны становились летчиками минус 40 лет назад.
Курс краткой истории праздника. Из-за непоняток с праздником, авиатором приходится отмечать праздник с первого воскресенья августа, аж до третьего. Ясно, что никому здоровья столько не отведено всевышним.
Осенью 1911 года император Николай II принял участие в торжествах, посвящённых первой годовщине Севастопольской авиационной школы и первому выпуску офицеров-авиаторов. Это явилось поводом для высочайшего повеления от 22 ноября (5 декабря) 1911 года: "Все вопросы по воздухоплаванию в армии сосредоточить в главном управлении Генерального штаба". Реализация царского распоряжения растянулась на 8 месяцев, вплоть до 30 июля (12 августа ) 1912 года, когда военный министр, генерал от кавалерии подписал приказ № 397 по военному ведомству, в соответствии с которым все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, возглавляемого генерал-майором М.И.Шишкевичем.
В 1918 году после победы Октябрьской революции был создан рабоче-крестьянский Красный воздушный флот. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 апреля 1933 года № 859 (В.И.Ленин), установлен праздник 18 августа — Всесоюзный день авиации (День Воздушного Флота СССР, День Авиации).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х (Л.И.Брежнев), День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.
28 сентября 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации издал постановление № 3564-1 (Б.Н.Ельцин), где закреплено празднование на третье воскресенье августа.
Указом Президента Российской Федерации № 949 от 29 августа 1997 года (Б.Н.Ельцин) "Об установлении Дня Военно-воздушных сил - 12 августа" и внесенных в него изменений 31 мая 2006 года (Указ "Об установлении профессиональных праздников и памятных дней в Вооруженных Силах Российской Федерации" № 549) (В.В.Путин), предписано проводить праздничные мероприятия в третье воскресенье августа.
После создания в 2015 году Воздушно-космических сил Российской Федерации, в состав который вошли Военно-воздушные силы, отмечается как День Воздушно-космических сил Российской Федерации (В.В.Путин).
Вот и мучаются российские соколы сильно, когда 12 августа не совпадает с третьей субботой или 18 августа.
Теперь про то как мы становились летчиками в СССРе.
Летали мы курсантами на 3-м курсе самостоятельно на Ан-26, я со Св…м А. Решил меня Саня подколоть. Были у нас такие заморочки с ним, кто кого подставит, когда одни без инструктора летали, а затем смотреть на реакцию испытуемого, как он будет выкарабкиваться из усложненной ситуации. Весело было смотреть со стороны.
Придавил он на педаль руля направления и загнал одновременно триммер в другую сторону, чтобы снять усилия. Получалось что вроде как руль отклонен, а усилий на педалях нет, и самолет летит нормально.
До пролета БПРМ помогал мне ногами незаметно усилия снимать, а после взял и отпустил. Самолет резко развернуло в сторону от полосы. Я обалдел. Ничего не пойму. Благо уже опыт кое-какой появлялся. Сообразил, что что-то друган подстроил, но не понял сразу что к чему. До торца полосы осталось два километра и по времени около 25 секунд, на всё про всё.. Много это или мало? Для опытного пилота достаточно, а для молодого – критично. Ну, мы то себя однозначно уже ассами считали.
За эти оставшиеся до земли 25 секунд, надо понять, что произошло и успеть устранить причину неисправности. Короче, в итоге, еле на полосу умастились, в самый край.
Сашка сидит сам бледный, молчит, испугался не на шутку. Объяснять-то уже поздно было. Это называется шутканул.
Но мы же сели и без последствий. С одной стороны спина мокрая, с другой появилось ощущение "Мы могём".
Так мы готовились стать пилотами.
Худо-бедно летать я вроде как научился, за отличную сдачу госэкзамена по пилотированию мне даже вручили грамоту от начальника училища, единственному на курсе. Это бы моя гордость, правда тоже единственная, за всю учебу. Потому как особо в некоторых науках не блистал, хотя в дипломе только три четвёрки, остальные отлично.
Вспомнилась ещё одна история из курсантской жизни, про то как можно бросить курить начинающим.
Я не курил никогда.
А тут после самостоятельного вылета на самолете Л-29 традиция, от царя Гороха повелась. Надо в обязательном порядке выкурить одну сигарету с инструктором, одну с командиром звена, одну с командиром эскадрильи, одну с руководителем полетов и одну со своими однокашниками в курилке.
Вальяжно так (походкой от Чкалова) приходишь в курилку. Небрежно кладешь пачку сигарет "Казбек" (другие не допускались?) на край скамейки. Их еще найти надо было, мне так из Фрунзе прислали в спецпосылке, ближе не нашли. На каждой пачке должен быть написан твой позывной в эфире и время вылета. Угощаю всех.
Ну и как бывалый пилот, вульгарно садишься и пыхтишь этим дымом во все стороны и через все дыры.
Вылетел я самостоятельно к обеду.
Первый самостоятельный вылет это что-то отдельное в жизни. Первые действия одного в кабине самолета - аналог роботу. Все движения отработаны до автоматизма с закрытыми глазами (обязаловка подготовки). Все слова в эфир тоже на автомате. Разбег, отрыв от земли и полёт.
Тут начинает доходить в мозг, что ты летишь на самолете один. Поворачиваю голову назад, смотрю на место инструктора. А его там нет. Я один на один с самолетом. Что хочу то и делаю. Могу лететь вправо, могу влево. Душа поёт. Смотрю ещё раз назад. Точно, инструктора нет. И тут меня прорвало. Я просто закричал во всё горло что было сил. Оторвался от планеты, выдохнул, а вокруг тишина. Никого рядом нет. Только ты и самолет. Вспомнил что надо делать первый разворот. Доложил, сделал его и опять начал кричать что есть силы. Потом что-то запел. Не помню что, мне просто хотелось орать.
Я птица! Я лечу!
Первый заход на полосу был с проходом без посадки. Надо было выполнить проход кажется на 100 метрах. Я решил борзануть и снизился метров до 70.
Ну всё, я точно не хуже Чкалова! Повторный заход, практически до разворота на посадочный, тоже пел песни. Посадку выполнил без отклонений. Все поздравляют. Как в кино. Тут можно и выдохнуть. Теперь, главное, походку уверенную не потерять. Перед докладом начальникам.
После курилки, с обязательными элементами традиции, на обед я уже не пошёл. Меня отвели под белы рученьки в казарму мои друганы. Там я приходил в себя дня два. Не я один такой там был. Все были готовы к такому повороту событий. Ни инструкторы, ни старшина нас болезных не трогали.
И вот прошло уже более 40 лет от того курения. А я этот кисло-горький запах чувствую за 100 метров до сих пор и ни с чем его не перепутаю, все внутренности сжимаются в судорогах. Желания курить не возникает абсолютно.
Это была моя первая и последняя попытка закурить.