22 Февраля 24, 07:29
Блоги, Туризм
27 Июля 2019, 09:18

Камень-следовик Щеглец

Именно этот камень был точкой отправления моих поисков исторических артефактов в Тверской области. Как-то задел он меня нагромождением разнородных изображений и их необъяснимостью. Этот следовик имеет название Щеглец. Кто дал ему такое название мне так и не удалось выяснить.

СЛЕДОВИК - отдельный камень с изображением в виде следа человека, пяты, колена, ноги, руки, ладони или копыта, лапы, ноги какого-либо животного, птицы, а также подковы, каблука или подошвы обуви и т.п. Термин предложен действительным членом Географичекого общества СССР, известным краеведом С.Н. Ильиным (1899-1991). Указанные изображения на валунах могут быть единичными и групповыми, иметь различные сочетания (скажем, стопа человека и след лапы зверя и так далее). При этом рисунки на следоваках тоже могут быть искусственными и естественными. Чаще всего эти камни являются легендарными или культовыми, хронология их самая разная.

Историк краевед И.Д. Маланин описал подобные камни. 1 камень в Эстонии, 6 в Литве, 4 в Белоруси, 2 на Украине, 1 в Карелии, 4 в Ленинградской области, 11 в Псковской области, 34 в Новгородской области, 10 в Тверской области, по одному в Смоленской, Курской и Вологодской области, 7 в Ярославской области, 2 в Калужской, по одному в Орловской, Ивановской, Тульской, Рязанской и Пермской областей и Приморского края, то есть всего 91 камень. В то же время краевед М.В. Шорин знает расположение 121 камня только в Новгородской области и полагает, что все культовые камни могут относиться только к культу Велеса. Однако эпиграфичекие анализы показали, что существуют еще и камни Макоши, а косвенные признаки указали и на связь камней с культом Перуна. Поэтому вполне вероятны связи культовых камней и с другими языческими богами. Легенды и предания, связанные с камнями-следовиками, носят, как правило, характер позднейших наслоений христианского периода. Популярность камней была очень велика, поэтому некоторые из них были использованы церковью, и над ними сооружены часовни.

Более цельную картину дают этнографические данные. С камнями связываются лечебные функции. Так, вода из углубленного отпечатка ступни на камне-следовике у дер. Велье использовалась для лечения глаз (Псковская обл.). Камням приносили жертвы. Так, к камню-следовику и священному колодцу у дер. Печки приносили полотенца, платки, деньги; к камню-следовику у дер. Котья Гора — овощи и венки из цветов. Наиболее полная картина почитания камня описана в 1890 г. Ю. А. Трусманом у дер. Мегузицы . Это так называемый Теплый камень, некогда находившийся на кургане и имевший изображения двух человеческих ступней. К камню в Иванов день приносили дары - масло, творог, лепешки, яйца. В часовне над камнем совершались молебны, после чего на камне зажигалась свеча и на него бросали в жертву творог или масло. Различные дары, раздаваемые при этом нищим, обязательно предварительно клались на камень или же ими прикасались к нему.

Есть сведения, что выбиванием крестов и надписей на камнях в более поздние времена занимались специальные гранильные мастерские при храмах. В одной из таких мастерских при храме Макоши в Твери работал мастер Максим, который выбивал знаки под общим руководством жреца отца Андрея Рязанского. Надписи представляли собой разные варианты имени Макоши: Магиня, Магужь, Макожь, Макошь, или просто надпись Камень Макоши. В дополнение могли также рисовать медвежьи стопы или “кисти Макоши”. И тут уже возникает другой вопрос. А не этот ли мастер резко увеличил количество следовиков в природе? Такие камни можно лицезреть в тверском и осташковском краеведческих музеях.

Мо́кошь (Ма́кошь) - богиня в славянской мифологии, единственное женское божество. При их перечислении в "Повести временных лет" Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Её образ связывают с прядением и ткачеством, а также с судьбой и ремёслами. Она была богиней жизненных благ и изобилия, а также - "матерью урожая".

Священные валуны наши пращуры использовали не только в качестве объектов поклонения Божественному. Возле них проводились выборы старост и даже князей, вершились свадебные обряды, приносились нерушимые клятвы, сотворялись справедливые суды и гадания. На камни приходили дабы получить исцеление и проводили соответствующие ритуалы. На многих священных валунах отправлялись некие действа мистического характера (радения).

Наряду с камнями-следовиками известны и каменные идолы. Каменные языческие идолы Тверской земли известны по преданиям, письменным источникам и случайным находкам. Так в материалах анкетных опросов Н. Ф. Окулич-Казарина (генерал, историк, краевед) сохранилось одно из упоминаний: "Вблизи города Торопца по Великолуцкому тракту есть так называемая „Поклонная Гора“, где, по преданию, стояли языческие идолы". В рукописи И. Н. Ларионова имеется следующее сообщение: "На высокой Зряковской горе (20 км восток от Пскова), близ проезжей дороги, еще в недавние времена стоял каменный истукан, высеченный из большого валуна…". С идолом была связана легенда о каменном человеке. А у подножия той же Зряковской горы лежал камень-следовик.

Особенно рьяно христианство начало борьбу с язычеством и его проявлениями в  XVI в. Разрушались храмы, срубались и сжигались священные рощи, бросались в воду камни и проводилось крещение еще некрещеных каменных истуканов. Так последние почитание на псковщине священной сосны зафиксировано в XVIII в.

Согласно археологу Формозову А. А., последнему из описывающих камень, его размеры таковы: высота 1.5 м, ширина 1.6-2.3 м, длина 3.7 м. О его мистическом предназначении несомненно свидетельствуют нанесенные на него изображения, процарапанные на одном из боков камня. Исследователи отмечают явную трехчастность рисунка: а) 2 стопы; б) 2 ладони; в) расчерченный овал с рядом знаков, толкуемый, как изображение колесницы или повозки. Исследователь относит камни-следовики с контурными изображениями к эпохе бронзы. Щеглец является самым известным культовым камнем Новгородской области. По оценке А.А.Формозова возраст петроглифов относится к позднебронзовому веку, II-I тысячелетие Д.Н.Э.

Впервые это камень упомянут И.В.Аничковым в 1915 году. На огромном валуне выбито сложное изображение, общим размером чуть более метра. Каменная картина состоит из пары стоп, пары ладоней, двух изображений луков (иногда эти изображения считают горибами, один из которых мухомор), и сложного круга, рассечённого длинным крестом, с двумя косыми крестиками в нижнем левом секторе.

Сегодня, стараниями людей далёких от науки, рисунок несколько поменял свой облик. Пытаясь поднять рисунок, углубления заливали краской, некоторые наоборот выравнивали. В итоге сегодня имеем то, что имеем.

 В нижнем левом секторе большого круга исчезли два косых креста. В малом круге слева от большого появилась горизонтальная перегородка. Слева внизу от общего рисунка появился солярный знак круга с крестом внутри ("кельтский крест"). А ниже нечто похожее на рыбу.

Учитывая трудоемкость изготовления рисунка (он выполнен в точечной технике), нельзя предполагать, что он содержит случайные элементы. Следовательно, горизонтальная линия намеренно удлинена таким образом, что делит всю композицию на две части; нижнюю и верхнюю. К сожалению, это только догадки. Можно предположить, что это граница между нижним миром (где обитают предки, представленные стопами, и духи, представленные ладонями) и миром средним (где растут грибы) или даже Верхним (если это мухоморы).

Известны в России почитаемые камни с выбитыми надписями или же знаками на сегодня не дешифрированными. К сожалению, определить четко надпись это или рисунок, сегодня не представляется возможным. Это возможно для достаточно поздних памятников. А когда до этих памятников добираются "горе ученые", следующим поколениям точно нечего будет изучать. Потому что отличить руническое письмо, от простого начертания кривых полосок может только специалист. А таковых даже в настоящей науке единицы. Так например, в 1880 году близ деревни Замошье Осташковского уезда, крестьянами был обнаружен валун с изображениями "наподобие кочерёжек, вил, костылей с крюками наверху, трезубцев и серпов".  Подобные рунические письменные знаки обнаружены на камне близ озера Уклейно в Тверской области.

Как говорилось ранее, изображения на камнях вырубались на протяжении длительного времени. Дополнялись, пока этим камням продолжали поклоняться. Гораздо меньше известно о священных камнях, созданных в более позднее историческое время. Такой значимый камень со сложной композицией один. Камень Тиуновского святилища в районе Вологды.

До сего дня в научной печати наиболее полные сведения о Щеглеце имеются только от краеведа С.Н.Ильина за 1957 год. В 1945 году Ильин описал подобный камень у деревни Новая Калининской области. Он пришел к выводу что на правой человеческой ладони большой палец отрезан, а на правой ладони укорочен. Он сделал вывод на камне специально запечатлена "калеченная рука", подобное встречается в палеолитическом искусстве. Историк И.Д.Маланин обнаружил на камне читаемую надпись МАКЪШЬ. Написание через ШЬ, а не ЖЬ показывет не очень высокую древность камня. Есть надпись ТЕЛО. Что может означать как ТЕЛО МАКОШИ. Возможно где-то рядом есть более мелкий с надписью ЧЕЛО МАКОШИ. На стопе он прочитал слово ТЫ РЪКЪСЬ или ТО РЪКЪСЬ, что означает ТЫ МЕДВЕДЬ. Слово РЪКАС неоднократно встречается в палеолитических изображениях именно медведя или его лапы. Оно образовано от слова РЫК, означающего РЫКУН (название медведя). От этого же корня греческое слово АРТКОС, от которого произошла страна медведиц АРКТИКА.

Иную точку зрения высказал А.Д.Столяр. Он считает, что калеченые руки – преднамеренный ритуал, пример обрядного увечья. Такое могло быть с колдуньями, для обозначения их святости.

Короче. Желающим приобщиться к истории и попытаться осмыслить её, есть ещё много места.

Очень долго я не мог точно определиться с местоположением Щеглеца. Было много прочитано описаний этого камня и все авторы по разному давали его местоположение. Потом встал вопрос построения маршрута. После постройки трассы М-11, подход к камню стал весьма затруднителен. Особенно трудно теперь к нему подойти со стороны деревни Мытно, которая всегда была отправной точкой в комментариях. Однако если ехать от Твери, то М-11 только в помощь. Не доезжая 200 метров развилки Мытно-Посад есть малозаметный съезд под мост и место для стоянки. Лучшего трудно придумать. Далее пешком всего 1.5 км по лесу к координатам N 58° 41.910', E 31° 46.590' с преодолением пяти ручьёв. Шестой наш. Это если идти строго вдоль р.Вишеры. Если взять чуть правее, то ручьёв может быть меньше. Есть слабочитаемые тропинки, но скорее это тропы рыбаков. Так как иногда валяются обрывки лески и сетей. Наши не могут без браконьерства.

Места красивые. Не близко. Но, если поставить цель, взять удочки с корзинкой для грибов и палатку, два дня наедине с природой в тягость точно не будут. А возможность прикоснуться к неизведанному, покрытому таинством ни с чем не сравнима. Ещё есть один скрытый бонус М-11 дороги, если на развилке за мостом развернуться на 180 градусов, вся платная дорога вам обойдется всего в 250 руб. (считай до Новгорода и обратно).

Видео
Подпишись на наш Telegram-канал
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter Мы на связи WhatsApp +79201501000
вверх