Балканский рубеж глазами тверских лётчиков (быль)
Приходилось летать в Приштину, а затем и в Тузлу довольно часто. Там стояли наши десантники и мы обеспечивали их всем необходимым. В те времена мы редко летали за границу в цивилизованные страны (Азией и Африкой мы уже налюбовались вдосталь), поэтому поглазеть как там живут люди было очень интересно. Больше всего, лично меня, интересовало отношение сербов к нам. Пару раз пытались съездить в сам город, но первый раз, буквально на окраине, второй раз только приближались, нас останавливали сербы и просто слёзно просили туда не появляться. Там шли постоянные стычки сербов с албанцами. Сербы реально нас готовы были на руках носить. Они верили, что мы вернём им их родные селения. Думается, они сейчас не признают Крым нашим из-за обиды, что мы их тогда бросили. Вокруг аэродрома, чуть дальше, практически все деревни были разрушены, церкви разбиты и было много могилок. А наши просто стояли на аэродроме, обустраивали свой быт и чего-то ждали.
Помню, как наши бойцы, соорудили там церковный приход из палатки и самого батюшку лет сорока в армейских сапогах. Где-то за полгода до этого момента я был в Сергиевом Пасаде и очень это бросилось в глаза (сапоги армейские летом) у одного их монахов. Остальные ученики там ходили чуть ли не в штиблетах из крокодиловой кожи. И слышал его разговор с одной из прихожанок, как он ей рассказывал, что попросился уехать в Косово и там создать обитель. Чудно это было слышать и видеть на фоне подъезжающих к Духовной академии на Гелендвагенах других товарищей в чёрных рясах из шагреневой кожи. Именно в тот момент в моей душе произошёл какой-то надлом веры во всех этих представителей веры. И что больше всего обидно, что это было в центре святости. Душа явно больше тяготела в направлении к сапогам.
В Приштине всё было обыденно штатно. Через некоторое время появились на аэродроме и НАТОВцы. До появления военного контингента работали их инженерные войска. Они обозначили свою территорию двухметровым забором, из каменной крошки насыпаной в проволочные рулоны. Построили туалеты, души, футбольное поле, баскетбольную площадку и жилые модули (подобие тех, что у нас гастарбайтеры живут на стройках). Поначалу в их сектор нас не пускали. Хотя, немного погодя уже можно было и к ним в магазин ходить. Соответственно глазели на их быт, условия и сравнивали с нашими. На счёт условий быта и цивильных запросов их солдат сравнивать с нашими нет смысла. У них каждый солдат имел (сейчас не знаю) контрактный договор, в котором было оговорено всё что у него должно быть на время службы, вплоть до количества рулонов туалетной бумаги необходимой в день. Сравнения были явно не в нашу пользу.
Да что там быт. Нас там на ночь не оставляли. Но если случалось, то коротали ночь в грузовой кабине своего самолёта. У нас, лётчиков даже нормальных карт не было района аэродрома. Друг-другу (кто что мог узнать в процессе полетов) передавали нюансы схем аэродрома и подходы. Приходилось добывать оные у итальянских диспетчеров полётами, благо те раздолбаи знатные. У них постоянная фиеста и они на этих картах кофе пили. Кстати, интересный факт, итальяшки и британцы об американцах всегда говорили только плохо.
Как-то мне мысль пришла (вернее сказать, попросили достать по возможности) выпросить карты у америкосов. Пошёл на КДП, к руководителю полетов. Там куча всяких лётчиков НАТОвских тусовалась. Я прикинулся бедной овечкой и начал выпрашивать у них крупную карту района аэродрома. Якобы свою потерял, а тут срочно надо нарисовать схему подхода для начальников и доложить. Они оказались тоже человеки. Какой-то штурман (или кто) из группы руководства полётами дал мне свою карту аэродрома, да еще со всеми нанесёнными на неё модулями где жили группы наши и НАТОвские военные. Я её взял так небрежно (типа ладно сойдет и такая) спасибо большое сказал и направился к выходу. Но тут по TV стали показывать, как атаковали самолётами "Башни близнецы" в Нью Йорке. Это был шок для американцев, это надо было видеть. Они бросили всю работу и все кто был впялились в телевизор. Они, потупившись в TV стояли минут 40, не отвечая ни на какие звонки и не давая команд в эфир. Был полный ступор. Это случилось 11.09.2001. В глазах полная паника и страх. Они все друг у друга спрашивали: "Это что война у нас? За что? Мы ж ничего не сделали плохого, почему у нас?".
Меня это даже несколько развеселило (не к месту, но). Вспомнился анекдот про хохлов. "Петро пойдем москалям морду набьём, повеселимся. Ни. А вдруг они нам набьють. Тю. А нам-то за шо?"
Тем не менее, запомнилась эта картина поведения американцев весьма однозначно. Я пошёл на вылет с НАТОвскими картами аэродрома. Потом их передал в Москву. Радости начальства не было предела. Кое-кто даже за это благодарность получил. А мне за это выдали целый ящик приштинской ракии (водки местной).
Затем появился ещё аэродром Тузла. Там для нас был шоком обед в обычной полевой американской столовой. В Твери в ресторанных меню выбор меньше. Есть всё и на любой вкус. Стейки размером с тарелку, с кровью и без крови, крылышки индеек и языки говяжьи ... Причем можно брать сколько хочешь. Даже противно. По первости, наши так и делали, ели сколько влезало. Но по приезду на самолет становилось не на шутку плохо от обжорства. Потом стали брать с собой кулёчки в дорогу со всякими хорошестями (конфеты, орехи, мороженное), как это делают их солдаты. Оказывается, у них даже караульный мог взять с собой кулек орехов (микс на килограмм), чтобы не скучать на посту.
Когда ехали из столовой обратно к самолёту, в нашей зоне ответственности, наблюдали иную картину обеда наших десантников. В дорожной канаве, вокруг костра сидят наши пацаны и греют на палочках банки тушонки с хлебом. Рядом стояли котелки на камнях с чаем. Оно конечно нас сразу гордость начинала распирать за наши ВДВ. Ихние-то и костёр не разведут если зажигалки не будет. Но у них на двух солдат полагался один Хаммер, а у нас ГАЗ 66 на взвод и тот завести не могли, чтобы к диспетчеру доехать. Просили их наёмников нас "подкинуть".
Правда, мы потом успокоились за нашу гвардию, когда перед вылетом приехала их "гвардия" к самолёту. Почему-то американцы попросили нас с вылетом повременить и срулить вбок. Ну да ладно, молчим, руководят враги, очередные козни строят. Украинский борт они в первую очередь выпустить решили. Уже тогда украинцы на "полосатой" стороне были. Знали ироды НАТОвские, что у нас керосина в обрез на перелёт, выдержку проверяли. А тут на рулёжке куда отвернули, бетонная плита лежит типа шпалы, поперёк дороги. Докладываю руководителю, что не могу срулить с полосы, некуда. Там легкая заминка. Но довольно быстро приезжают два Хаммера. Из одного выходит "вояка-афроамериканец" женского пола, с задницей в два раза шире плеч, и пытается эту шпалу бетонную сдвинуть. При этом ружьё, когда она в положении на шее у неё весит. В экипаже все бросили всё, и стали внимательно смотреть это кино. Нарезав пару кругов и почесав репу вызывает она помощь. Из второго Хаммера выходит её "сестра" (по внешности) с М16 уже через плечо. Вдвоем они минут пять ещё ходили опять в позе Зю вокруг этой плиты. Жаль у нас керосина мало было. Мы бы еще могли долго смотреть это кино. Но вышли наши борттехники и подсказали НАТОвским воякам, что можно прицепить ту плиту за машину и оттянуть. Удивление от решения задачи на глазах американской "гвардии" и оттопыренный большой палец нас веселил всю обратную дорогу.
Весёлость несколько омрачила нештатная ситуация в самолёте (происки империалистов не иначе). После взлета у командира корабля растрескалось всё стекло. Да так сильно, ничего не видно. Такой случай в инструкции не описан. Чем дольше летим, тем больше трещин. Возникла шальная мысль положить армейский матрац за стекло, "на всякий пожарный". Положили и ждем, что будет дальше. Потом успокоились. Поняли бессмыслицу данного мероприятия. Если рванет, матрацы не помогут. Никому ничего не докладывали с воздуха. Смысла нет. Кругом одни враги, можно лететь только домой. А тут ещё и погода на Чкаловском минимум стоит, метров 150-200 облачность нижний край. Ощущения идиотские. До торца еще ладно понятно, по стрелкам летим, а дальше всё, не видно ничего. Однако сели штатно, но осадок остался.
Такая вот она Югославия и запомнилась, молящими глазами жителей в окрестностях Приштины. Как они просили нас не уходить оттуда. И толстыми, холёными американцами.
Но наша возможность помощи была попросту никакая, нас самих уже практически тогда не было. В стране победила мысль, что нам армия не нужна и у нас врагов нет.
Фото частично мои, частично взяты из открытых источников где есть наши самолёты.